Научная деятельность учителей

Школьные будни учителей весьма насыщены, но, несмотря на каждодневную загруженность, педагоги находят время для научной деятельности: участвуют в научных конференциях, разрабатывают новые методики преподавания школьных предметов и организации учебных занятий.

Прежде чем перейти к рассмотрению инноваций, успешно внедренных в учебный процесс, раскроем смысл термина «научная деятельность». В юридическом словаре дается следующее определение: «научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования»1.

Содержание нашего библиографического обзора разбито на два условных раздела. Сначала мы предлагаем вам познакомиться с разработками и исследованиями учителей, проживающих на территории России в целом, а затем со своими наработками в научно-исследовательской деятельности поделятся педагоги города Новосибирска и НСО.

Открывает обзор статья заместителя директора по научной работе, учителя географии из г. Санкт-Петербурга, рассматривающая необходимость поднятия престижа предмета география, возможного при соединении воедино знаний, достигнутых отечественной школьной географией, и инноваций.

Михайловский, О. С. Становление географической культуры [Текст] / О. С. Михайловский // Наука и школа. — 2008. — № 1. — С. 27—33.

Прописаны основные компоненты географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии. Схематично продемонстрированы направления использования компьютерных технологий в преподавании географии, виды компьютерных программ, применяемые в зависимости от обучающей цели. Представлен подробный анализ результатов ЕГЭ по предмету география, дающий представление об уровне знаний школьников.

Автор делится опытом по проведению международных школьных конференций. На базе лицея, где он работает, действует международная программа дополнительного образования старшеклассников «Модель Организации Объединенных Наций». Среди реализуемых задач: «привлечение внимания школьников к глобальным проблемам современности, формирование целостной картины мира, развитие навыков общения и сотрудничества на межкультурной основе».

Но все же главной формой обучения остается урок. Для более полноценного овладения географическими знаниями рекомендуется воспитывать в учениках географическую культуру.

Учитель физики, аспирант Нижегородского государственного университета предлагает создать такой образовательный процесс, который бы давал ученикам возможность для самостоятельного закрепления нового материала и получения опыта поисковой деятельности.

Суворкина, Л. А. Методика проблемно-интегративного обучения на примере изучения звуковых явлений в 7 классе [Текст] / Л. А. Суворкина // Наука и школа. — 2009. — № 3. — С. 45

Заявленная автором методика «предполагает концентрацию учебного материала вокруг основополагающих идей, понятий, законов и теорий с последующим его применением в общей системе естественнонаучных знаний о мире». В дальнейшем это облегчит школьникам процесс усвоения полученных знаний и их применения. В помощь учителям, испытывающим трудности при составлении проблемной ситуации и ее решения в рамках данного метода, подробно прописан алгоритм постановки и решения межпредметных проблем.

В завершении дается таблица «Содержание межпредметной интеграции в теме “Звуковые явления” в 7 классе», наглядно демонстрирующая проведенные уроки в рамках проблемно-интегративного метода на основе выше указанного алгоритма.

Учитель из г. Липецка знакомит с разработанным и уже апробированным межпредметным элективным курсом «Ты и физика».

Гоголашвили, О. В. Элективные курсы как одна из форм организации учебных занятий в предпрофильной школе на примере физики и естественнонаучных дисциплин [Текст] / О. В. Гоголашвили // Наука и школа. — 2008. — № 6. — С. 29

Элективные курсы входят в состав предпрофильной подготовки. Они разделены на предметно-ориентированные и межпредметные. Предметно-ориентированные (пробные) помогают ученику выявить способность к освоению выбранного предмета на повышенном уровне. Автор утверждает, что только посещение элективных курсов позволит выпускнику основной школы сделать правильный выбор профиля.

Межпредметные (ориентированные) же в свою очередь знакомят школьников с существующими профессиями, их спецификой. Обязательным содержательным компонентом этих курсов должно быть углубленное изучение тем базовых общеобразовательных программ, а также получение информации, выходящей за эти рамки.

На основе вышеизложенного, О. В. Гоголашвили был составлен межпредметный курс «Ты и физика» для учащихся, выбирающих естественный профиль обучения. Данный курс содержит в себе лабораторные работы, дающие возможность получить каждому личные биомеханические характеристики. Одна из целей данного курса: способствование развитию навыков исследовательской деятельности, где основной формой организации учебного процесса являются фронтальные работы. Плюс этого метода в том, что он направлен на коллективный поиск решения проблемы. Завершением этого поиска служит составление учениками таблицы личных биомеханических характеристик, отчет по проделанной работе. В качестве приложения дано содержание программы курса, тематическое планирование учебного материала и примерный перечень используемого оборудования.

Существует такая закономерность: если в городской школе дела обстоят с чем-то плохо, то в сельской — еще хуже. А тем более если дело касается молодого поколения. Как в сельской школе дать ребятам в полном объеме представление о предпрофильной подготовке и реализовать профильное обучение? Разбираемся вместе с учителем русского языка и литературы Балтасинской средней школы Республики Татарстан А. Ю. Закиевой.

Закиева, А. Ю. Интерактивное обучение как педагогическая технология профилизации образования в сельской школе [Текст] / А. Ю. Закиева // Наука и школа. — 2007. — № 1. — С. 54—56.

«Интерактивное обучение — это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге, оно представляет собой поэтапную социально-психологическую подготовку учебной группы к продуктивному (структурированному) общению». В данном методе школьники под руководством учителя-координатора взаимодействуют с информационным материалом; результатом этого взаимодействия является наличие построенного учебного плана. Выделены следующие инновационные группы методов и приемов: работа с понятиями, мультимедийная лекция, интерактивное обучение. Следующий аспект — искусство взаимодействия учителя и учащихся. Используя разные методы обучения в режиме интерактивной технологии, учитель стремится донести информацию до каждого ученика, будь он аудиал, визуал или кинестетик. Вывод: «при интерактивном обучении учащийся становится полноправным участником учебного процесса». В заключении статьи приводятся преимущества интерактивного обучения.

Перейдем ко второй части нашего обзора: к знакомству с научной работой, проводимой нашими учителями-земляками. В обзор включена информация со Всероссийской научно-практической конференции, которая каждый год проходит в НИПКиПРО. Все три статьи являются исследовательскими работами учителей.

Начнем с учителя русского языка и литературы из г. Карасука Новосибирской области, которая работает над проблемой обучения школьников свободной речевой деятельности.

Ткачева, В. А. Формирование творческой личности на уроках русского языка [Текст] / В. А. Ткачева // Инновации и качество образования : сборник материалов международной научно-практической конференции. — Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО. — 2008. — Ч. III.

Авторская технология строится на принципах коммуникативной направленности, индивидуализации и дифференциации, взаимодействия, сотрудничества и самовыражения. Для более эффективного и качественного процесса обучения выделены уровни обученности (базовый, высокий, повышенный). В соответствии с уровнем ставится цель. В. А. Ткачева рекомендует применять в своей практике проектный и исследовательский методы, работу с художественными текстами, музыку, живопись, поскольку все это способствует развитию творческой лингвистической деятельности. В продолжении статьи идет анализ внеурочной деятельности, которой учитель занимается со своими учениками, развивая их творческую личность.

Еще одной методикой для развития красноречия и творческого потенциала ребенка является приобщение его к научно-техническому творчеству и к исследовательским поискам. Представляет свою работу учитель русского языка и литературы Новосибирска.

Ткаченко, М. Б. Научно-исследовательская деятельность учащихся как один из развивающих этапов литературного образования (методические рекомендации) [Текст] / М. Б. Ткаченко // Инновации и качество образования: сборник материалов международной научно-практической конференции. — Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО. — 2008. — Ч. III.

Основываясь на имеющемся опыте, М.Б. Ткаченко делает вывод, что научно-исследовательский поиск работы может быть под силу только детям с высоким или повышенным уровнем интеллекта. Для реализации «одаренным ребенком» своего потенциала необходимо, чтобы между ним и учителем образовался некий союз с распределением ролей на идущего и направляющего.

Первым этапом научно-исследовательской работы является научное чтение. Но перед этим нужно выбрать тему исследования, затем определиться с формой своего научного исследования. Учитель подключается к работе ученика на этапе составления рабочего плана. После — поиск и составление списка литературы. Немаловажным является этап изучения научных публикаций по данной теме, поскольку идеи, посетившие во время прочтения научных работ, могут стать основой для исследования. В работе такого вида возможно применение методов научного познания.

Учитель истории и обществознания из г. Новосибирска на примере своего предмета предлагает один из способов создания на уроке самостоятельной исследовательской деятельности.

Царева, Т. Г. Учебно-исследовательская работа на уроках: критерии оценки [Текст] / Т. Г. Царева // Инновации и качество образования: сборник материалов международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. — 2008. — Ч. III

Исследовательская деятельность возможна при обеспечении школьников интеллектуальным инструментарием. Поставленные задачи для реализации этой цели заключаются в следующем:

1) создать комплексные (организационные и содержательные) условия для учебно-исследовательской деятельности;

2) сформировать необходимые исследовательские умения и навыки;

3) сформировать умение проводить презентацию собственных исследований.

Создать способы распространения результатов исследовательской деятельности школьников и пути обмена опытом.

На уроках со старшеклассниками учитель работает в модульной технологии, где за основу проведения урока принимается опорная таблица. По мнению автора, преимущество таблицы в том, что с ее помощью можно «оценить результативность своей деятельности». Далее приведен пример таблицы и работы с ней. В качестве дополнения дана анкета «Исследовательская культура учащихся 1011 классов», воспользовавшись которой учитель сможет оценить уровень владения им исследовательскими умениями и навыками.

В нашем библиографическом обзоре представлена лишь часть информации о научной деятельности. Для более широкого спектра предлагаем вам прочесть журнал «Наука и школа», где есть рубрика под названием «Педагогические исследования». Мы надеемся, что представленный педагогический опыт в нашем библиографическом обзоре подтолкнет вас на написание собственной авторской работы.

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем НИПКиПРО
Е. С. Карамновой


1 Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Большой юридический словарь. М. : Инфра-М, 2001. С. 623.

 

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети