Содержание патриотического и гражданского воспитанияПатриотизм и гражданственность как компоненты общественного сознания характеризуют не только важнейшие грани жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, что приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества и государства. Многочисленные статьи в газетах и журналах, книги и монографии, посвященные теме патриотического воспитания, свидетельствуют о большом интересе к данному аспекту воспитания детей и молодежи. Обратимся сначала к вопросу определения понятия «патриотизм». В этом нам поможет статья «Патриотические разночтения». Иваницкая, Е. Патриотические разночтения. Что можно узнать о любви к родине из словарей разных лет? [Текст] / Е. Иваницкая // Первое сентября. — 2010. — № 21. — С. 22. Елена Иваницкая пользуется самыми простыми и очевидными источниками – словарями, и обнаруживает, что абсолютно все русские словари советского времени определяют патриотизм как «любовь к своему отечеству, к своему народу…», а далее в разных словарях разъясняется по-разному: готовность к любым жертвам, борец за народное дело, защитник революции и т. д. В результате рассуждений автор приходит к парадоксальным, на первый взгляд, выводам, что любовь к родине и патриотизм — явления разные. Любовь к родине — это личное чувство, а патриотизм — «идейный комплекс», включающий в себя борьбу за коммунизм, или за революцию, или против республики за монархию. Поэтому на вопрос «патриот ли ты?» нельзя ответить ни «да», ни «нет», пока спрашивающий не объяснит, какой набор представлений содержится в его системе патриотизма. К вопросу о понимании (непонимании) определения патриотизма относится также следующая статья: Алексеева, Т. Что такое патриотизм [Текст] / Т. Алексеева, М. Ганькина // Воспитательная работа в школе. — 2011. — № 1. — С. 130—135. Здесь приведены отрывки из интернет-дневников старшеклассников и учителей на тему, как они понимают патриотизм. Многие высказывания с обеих сторон сводятся к фразе: «Я не понимаю, что это такое». Но есть и такие, которые заставляют глубже задуматься над собственным отношением к понятию, например: «А может, патриотизм — это необязательно гордость? А просто чувство ответственности?». Необычное определение патриотизма предлагается в следующей статье: Черникова, Т. В. Неюбилейные размышления о воспитании патриотизма [Текст] / Т. В. Черникова // Народное образование. — 2011. — № 6. — С. 219—226. Несколько лет назад Тамара Васильевна Черникова, профессор кафедры управления педагогическими системами, предложила следующую формулировку патриотизма: «…Это всепрощающая, даже снисходительная любовь к своей стране, которая, подобно непутевой матери, бросила тебя в трудной жизненной ситуации, потому что у нее тогда были более важные для нее дела устройства личной, политической, экономической жизни». Автор анализирует анкеты людей, чья работа связана с воспитанием детей и юношества и делает вывод, что для большинства опрашиваемых патриотизм связан с местностью проживания, с историческими корнями, с национальной идентичностью. В статье поднимается проблема оценки патриотического воспитания. Один из ярких примеров — большое количество подростков, принадлежащих к субкультуре «эмо», в одной отдельно взятой территории России, и губернатор области призывал педагогов усилить воспитательную работу с ними. Это была та самая область, в которой на уровне руководства региона было официально разрешено вступать в брак 14 лет (!). Одно из условий принятия в неформальную группу «эмо», в которую входят только девушки — это сохранность невинности. Должно быть, вступление в эту группу есть одно из немногих доступных девушкам средств отстоять свою честь. На фоне активного продвижения индивидуальных потребительских ценностей наивно надеяться на повышение патриотизма одними педагогическими приемами. Главная задача педагога, по мнению автора: «…Помогать детям находить места и поводы для приложения рук и ума». Похожего мнения придерживается экономист, заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов. Интересны его суждения о том, почему молодежь становится менее патриотичной. Любимов, Л. Л. Если мы не хотим потерять страну, государство должно своей политикой поддерживать гражданственность [Электронный ресурс]/ Л. Л. Любимов. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/505208. По его мнению, понятие патриотизма тесно связано с понятием гражданственности: гражданственность формируется в контексте обеспечения политической системой таких принципов, как свобода личности, свобода слова, право на справедливый суд, право собственности и т. д. Из этих принципов только свобода личности обеспечивается российской политикой. «Государство формирует гражданина, обеспечивая индивиду доступ к участию в политической власти <…>, когда этого доступа нет, молодежь создает свое, квазиполитическое пространство и заполняет его своими формами и своими смыслами (локальное волонтерство, участие в транснациональных протестах, этногруппировки…)». Автор рассматривает проблему очень глубоко: «Когда молодой человек не отождествляет себя со своим государством, своим народом <…> и вообще не участвует в политике, включая выборы, это можно оценивать как закат и данной политической системы, и данной цивилизации». Л. Л. Любимов предполагает создать цикл статей на тему восстановления воспитания гражданственности и патриотизма в школе и семье. О патриотизме написано достаточно много серьезных трудов философами, публицистами, экономистами. В следующей книге есть краткие сведения об отечественных мыслителях, внесших вклад в формирование и развитие патриотической идеи в России [с. 328—331]: Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях [Текст] : учебное пособие / А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] ; под общ. ред. А. К. Быкова, В. И. Лутовинова. — М. : Планета, 2010. — 336 с. —(Серия «Воспитательная работа»). В этом пособии даны концептуальные подходы к российскому патриотизму, рассматривается вопрос национальной безопасности России, тема патриотизма в отечественной художественной литературе, а также духовно-религиозное, военно-гражданское и рационально-критическое направления патриотизма. Пособие содержит библиографические списки, которые приведены в конце каждой главы. Мы знаем, что государство во все времена заботилось о патриотическом воспитании своих подданных, и сегодня оно задает ориентиры для нравственного воспитания учащихся. Разработана концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России: Данилюк, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009. — 24 с. — (Серия «Стандарты второго поколения»). В ней авторы дают следующее определение: «патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом». Патриотизм подразумевает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Как отмечают авторы, главная задача образования — воспитание ответственного гражданина. В концепции определен национальный воспитательный идеал, обозначены цели и задачи и заданы основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Утверждена государственная программа патриотического воспитания: Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [Текст] // Вестник образования. — 2010. — № 21. — С. 10—52. Исполнителями данной программы выступают: Министерство образования и науки, Министерство культуры, Федеральное архивное агентство, Министерство обороны, Министерство спорта, туризм и молодежной политики Российской федерации, Роспечать, Федеральное агентство по делам молодежи, МЧС России и другие. За весь период действия программы (5 лет) планируется потратить почти 600 млн рублей. В программу включены: семинары, конференции, выставки, фестивали и кинофестивали, молодежные встречи, спартакиады, подготовка теле- и радиопрограмм, журналистские конкурсы, издание журнала «Патриот Отечества», создание сайта информационного сопровождения программ патриотического воспитания и многое другое. Данная программа является продолжением предыдущих государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». В рамках предыдущих программ было проведено много мероприятий, выпущены книги, посвященные теме патриотического воспитания. Одна из них — сборник: Растим патриотов России: из опыта работы экспериментальной площадки [Текст] : учебно-методическое пособие / К. И. Кипа [и др.]. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, — 2009. — 116 с. Яркульская средняя общеобразовательная школа Купинского района, являясь экспериментальной площадкой Новосибирской области, реализовывала экспериментальный проект «Разработка и реализация модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы». В сборнике представлена модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы, методические разработки, в том числе программа патриотического воспитания клуба «Патриот», дана система мониторинга экспериментальной работы. Следует отметить, что при оценке качества патриотического воспитания возникают сложности, как при любой оценке нравственного развития. В оценке качества нам поможет следующая работа: Сафронова, Е. М. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков [Текст] / Е. М. Сафронова, Е. Н. Попова // Воспитание школьников. — 2011. — № 3. — С. 30—34. По мнению авторов, результатом патриотического воспитания учащегося считается освоенный им опыт патриотической деятельности, характеризующий его как личность. Для оценки качества этого опыта авторы предлагают «элегантную» методику, на основе оценочной шкалы. Другая сложность патриотического воспитания заключается в том, что в патриотическом воспитании большую роль играет сам педагог, как образец патриота, для мальчиков — мужчина-патриот. Известно, что в педагогическом коллективе 90 % (а то и больше) учителей — женщины. С этой точки зрения, мужской педагогический лицей — уникальное явление. Слипченко, Ф. Ф. Профессия — гражданин России. Как воспитать патриота [Текст] / Ф. Ф. Слипченко // Народное образование. — 2010. — № 4. — С. 159—165. Автор — генеральный директор Волгоградского лицея — мужского педагогического лицея, где целенаправленно готовят к профессии учителя. В основу воспитания гражданина и патриота родной страны в лицее положены углубленное изучение истории и практическая краеведческая поисковая работа. Педагогический лицей создан в 1988 году. За годы работы из него вышло около тысячи выпускников. Практически все ребята после окончания лицея поступают в педагогический университет и многие возвращаются (!) работать в родные сельские школы. Из количества статей и из их содержания можно сделать вывод, что государство внимательно следит за патриотическим воспитанием детей и молодежи, направляет достаточно средств для реализации этого процесса и разрабатывает последовательные программы патриотического воспитания. Чтобы двум главным институтам формирования гражданственности — школе и семье — помочь воспитывать патриотов Отечества, государство должно не только проводить различные мероприятия по повышению патриотизма, но и создавать достойные условия работы и учебы в школе, грамотно планировать социальную работу, взять на себя ответственность за рекламу и все телепрограммы, которые идут в дневное время. И, главное, сами публичные люди должны быть патриотами России, чтобы детям и молодежи было на кого ровняться. Обзор подготовила ведущий библиотекарь НИПКиПРО Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |