Взаимодействие семьи и школы в воспитании младшего подростка

Библиографический обзор

Школьные вопросы всегда являются актуальными, а их участники привлекают внимание. Своеобразными участниками данного обзора станут учителя, ученики и их родители. В момент становления личности ребенка учителя и родители могут быть в чем-то соперниками, в чем-то союзниками, а в каких-то ситуациях пойти на компромисс.

Для начала обратимся за помощью к сотруднику Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования и к руководителю Центра стратегических разработок Академии социального управления Московской области.

Селиверстова, И. В. Родители и школа : знакомые незнакомцы [Текст] / И. В. Селиверстова, С. Г. Косарецкий // Народное образование. — 2010. — № 2. — С. 152–156.

Согласно компетентному мнению, прежде всего нужно установить контакт с родителями, узнать их ожидания. Осуществить сбор информации можно посредством социологических и психологических исследований, проведения родительских собраний и др. В качестве примера приводится проект «Разработка и продвижение механизмов общественного участия при формировании политики в сфере образования», в рамках которого изучалось мнение семей о взаимоотношении со школой, запросы семей к школе.

Как оказалось, для эффективного общения не последнюю роль играет информационная открытость школы (доступная полная информация о ребенке и о самой школе). Отмечается, что родители считают необходимым предоставление им возможности посещать уроки или мероприятия, проводить голосование среди родителей по важным вопросам, а также участвовать в каждом классном собрании с участием директора или завучей.

Следующий коллектив провел исследование, целью которого стало изучение представлений современных родителей и учителей о проблемах взаимодействия на этапе вхождения первоклассников в образовательную среду.

Поставнев, В. М. Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию [Текст] / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. — 2011. — № 7. — С. 23–28.

Проведенное исследование состояло из нескольких этапов. Сначала были проанализированы представления родителей и учителей начальных классов об ожидаемых проблемах, связанных с началом обучения ребенка в школе, затем — представление учителей начальных классов об особенностях современных первоклассников и подготовленности родителей к психолого-педагогической поддержке своих детей. Полученные анализы результатов подкрепляются цифровыми показателями, подведены итоги, сделаны соответствующие выводы.

Одним из составляющих успешной воспитательной работы с детьми является сотрудничество классного руководителя с родителями. Так ли это? Попробуем разобраться.

Шепелева, Г. Г. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие? [Текст] / Г. Г. Шепелева, С. В. Сотикова // Воспитательная работа в школе. — 2011. — № 5. — С. 101–108.

За основу взята схема «ученик + родитель + учитель = друзья». Для воплощения этого дается подробная схема работы с родителями в школе, в которую входит изучение семей учащихся, педагогическое просвещение родителей, исследование внутрисемейных межличностных отношений родителей и др. Семьи классифицируются по типам семейного воспитания: крепкая семья, гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание, повышенная моральная ответственность, детдомовское воспитание. Через содержание передается опыт в построении партнерских отношений.

По мнению следующего автора, «для гармоничного развития личности младших школьников необходима комплексная поддержка всех участников образовательного пространства в системе «родитель — ученик — учитель».

Волкова, И. Е. Инновационные формы педагогического взаимодействия с семьей в практике начального образования [Текст] / И. Е. Волкова // Методист. — 2011. — № 4. — С. 54–55.

Из статьи вы узнаете, что для успешной реализации этой системы нужно применить в образовательном процессе такие инновационные формы, которые бы одновременно были направлены и на коммуникативное и личностное развитие, осуществляли вовлечение родителей младших школьников в совместную деятельность. Предлагается две формы педагогического взаимодействия с семьей. Первая — это проведение различных тематических акций, направленных на решение проблем нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Вторая форма — это клубная работа (творческие форумы и фестивали).

«Воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни является общепедагогической задачей, которая в той или иной степени решается специфическими средствами каждого учебного предмета; всей системой воспитания и обучения в школе».

Самаркина, О. С. Школьная акция «Моя дорогая семья» [Текст] / О. С. Самаркина // Справочник классного руководителя. — 2012. — № 8. — С. 34–39.

Целью акции является развитие практических навыков положительных внутрисемейных отношений и обогащение духовной культуры. Проводится в течение восьми дней и является общешкольной. Далее приводятся правила проведения акции, мероприятия, предлагается план проведения классного часа на тему «Моя дорогая семья».

Подводя итог, можно сказать, что не столь важно каким именно методам и формам учителя отдают предпочтение в работе с родителями учеников, главное, чтобы все участники воспитательного процесса принимали в нем активное участие, чувствовали взаимную поддержку, а предпринимаемые ими действия носили общерезультатный характер.

Обзор подготовила библиотекарь
НИПКиПРО
Е. С. Карамнова

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети