Создание многовариантного дифференцированного пособия по физике

Актуальность создания многовариантного дифференцированного дидактического пособия по физике, как показал анализ дидактической литературы и методических рекомендаций к ней, а также опыт нашей работы, обусловлена поиском оптимальных способов организации самостоятельных практических работ и контроля знаний учащихся при обучении. Многовариантное пособие, в каком-то смысле, является большим стимулом при выполнении, чем обычная самостоятельная работа. Оно позволяет учителю организовать работу так, чтобы все учащиеся были задействованы в меру своих способностей и имели возможность реализовать собственную индивидуальность в рамках урока. В этом смысле многовариантное пособие позволяет учителю достаточно легко справиться с этой проблемой. Конечно, идея использования карточек с дифференцированными заданиями не нова. Созданные многолетним опытом учителей Ленинграда, Ленинградской области и ряда школ города Новосибирска и области, они были выпущены в 1968 году. В своей работе мы взяли за основу идею использования этих пособий. Составленные вопросы к карточкам в пособии содержат в своей основе элементы дидактической эвристики. Каждое следующее задание, являясь логическим продолжением предыдущего, позволяет систематизировать знания и одновременно проверить их глубину. Дифференцирование вариантов задания по сложности учитывает элементы индивидуального подхода. При этом постановка вопросов позволяет на базе одного задания проводить несколько кратковременных (5ў15 мин.) или емкие обобщенные (40ў80 мин.) работы, целесообразность и объем которых определяются самим учителем. Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной формой контроля знаний и самостоятельной работы учащихся являются дидактические карточки, использование которых привело в итоге к идее создания собственного дидактического многовариантного пособия по физике. Структура заданий в создаваемом пособии такова:

А. Необходимые исходные данные для упражнений учащихся находятся на рисунке карточки.

Б. Работа с карточкой способствует развитию навыков отсчета по шкалам измерительных приборов или по графическим зависимостям между величинами.

В. Каждая карточка охватывает материал нескольких тем программы, чтобы обеспечить систематическое повторение пройденного материала.

Г. Вопросы к каждому набору карточек для всех учащихся класса одинаковы.

Д. Каждый набор карточек предполагает серию дифференцированных вопросов, что позволяет преподавателю давать задания каждому ученику по силам.

Е. Некоторые серии карточек можно использовать при изучении одинаковых тем в разных классах.

Предлагаемый набор карточек содержит 10 вариантов. Все карточки имеют одинаковый уровень сложности. Дифференциация осуществляется с помощью разноуровневых заданий. При этом практически каждый учащийся работает полностью самостоятельно и согласно собственным способностям. Экономия времени учителя на проверку достигается наличием таблиц с ответами на вопросы, приведенные в заданиях к каждому блоку. Также, помимо возможных вопросов и таблиц с примерными ответами (ответы даны с приближением, учетом некоторых округлений при расчетах), пособие имеет пример выполнения работы на одном из вариантов, что может помочь, например, прояснить ход выполнения задания.

Приведем пример карточки серии LДинамика. Работа, импульс, энергия¦.

I блок

1. Определите величину приложенной к телу силы.

2. Какова величина силы трения, действующей на тело, если коэффициент трения скольжения таков, как указано в карточке?

3. Изобразите в указанном масштабе все силы, действующие на тело во время движения.

4. С каким ускорением движется тело под действием приложенной силы?

5. Какой скорости достигнет тело за две секунды, двигаясь из состояния покоя?

6. Какое расстояние оно пройдет за это время?

7. Какова работа, совершаемая силами, действующими на тело на этом пути?

8. На сколько изменится импульс тела за время движения?

9. Какую кинетическую энергию приобретет тело?

10. Будет ли двигаться тело и каково будет его ускорение, если коэффициент трения покоя в два раза больше коэффициента трения скольжения?

и т.д.

Как уже говорилось ранее, вопросы, использующиеся при этом, могут подбираться учителем из различных блоков исходя из его собственного целеполагания. Одновременно с учебно-контролирующими целями задания также решается вопрос более эффективного использования временного ресурса при подготовке, проведении и проверке работы. Специфика составления пособия позволяет работать с заданиями на различных ступенях обучения физике и не привязывается к определенной программе, так как темы отделены друг от друга и есть возможность свободного подбора различных заданий. Для этой же серии карточек предлагаем еще два блока заданий: движение тела под действием силы, приложенной под углом к горизонту, и по наклонной плоскости. Апробация создаваемых серий происходит параллельно их созданию, что позволяет изменять и дополнять задания, а также отслеживать неточности в формулировках задач и своевременно их устранять. В ближайшее время мы планируем закончить работу над пособием. Надеемся, что оно будет интересна широкому кругу преподавателей физики.

Сыроквашин М.Н.,
учитель физики муниципальной гимназии ¦ 10 г. Новосибирска, учитель высшей квалификационной категории

 Владимирова М.Я.,
учитель физики муниципальной гимназии ¦ 10 г. Новосибирска, учитель I квалификационной категории

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети