Педагогическое табу, или чего нельзя делать вожатым и воспитателям

 Большая дружба и сотрудничество связывали Сталя Анатольевича Шмакова с нижегородскими педагогами и журналистами. Одна из последних статей опубликована на страницах журнала  "Проблемы воспитания", №4 за 2000г.

Редакция журнала пишет: "Думается, еще не раз вожатые, педагоги-организаторы и сами ребята будут обращаться к творческому наследию С.А. Шмакова в поисках свежих идей, практических советов "на все случаи", а главное - в стремленииобрести тот особый настрой радости и удивления перед жизнью, который делает "лето детства" действительно вечным. А значит, он остается с нами..."

 

Есть такое полинезийское слово «табу». У первобытных народов оно означало религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. Нарушение этого запрета каралось либо сверхъестественными силами, либо людьми.

 

В наш обиход это понятие вошло просто как обозначение строгого запрета на что-то. Мне хочется порассуждать о педагогическом табу в свой собственный адрес. Поговорить о табу на то, что всегда дает отрицательный результат, что, как правило, загоняет любую проблему внутрь и не приводит к ее разрешению, хотя внешние «результаты» могут быть и заметны — послушание, согласие и т.д. Внутренних же результатов ждать почти бесполезно.

Существует особый мир детства со своими законами и особенностями, которые необходимо знать и принимать, тогда не будет необходимости попусту раздражаться, конфликтовать. В определенной степени лагерь отдыха — тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе — на каникулярности. Переносить в лагерную систему чисто школьные традиции воспитательной работы неразумно: тут и фактор кратковременности, и длительная адаптация ребят друг к другу, к новому воспитателю... Да и сама атмосфера лагеря — любовная, веселая, озорная, обязательно другая в сравнении со школьной, от которой дети должны отдохнуть.

Увы, старые репрессивные традиции воспитания живы, например такая, как воевать с детьми, а не за детей. Мы ведь все равно проигрываем эти войны в любом случае. Следуя неумной тенденции вступать с ребятами в борьбу, горе-воспитатели не знают, что у ребят больше сил и времени сопротивляться, они умеют сплачиваться против взрослых. Не лучше ли идти по другому, результативному и гуманному пути — завоевывать ребят? Для этого есть простые заповеди каникулярной (и не только) педагогики:

  • Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
  • Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
  • Хвали. Похвала повышает самооценку.
  • Доверяй и тебе будут доверять.

И так далее... Таких достаточно результативных заповедей, правил много. В хороших детских коллективах они передаются «по наследству» и украшают жизнь детей.

На что же, с нашей точки зрения, должно быть наложено беспрекословное табу в лагере?

На все штрихи казарменной педагогики принуждения и насилия над личностью ребенка.

На не соответствующие стилистике летнего лагеря приказы, команды, установки: «Сейчас же перестань!», «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!», «Чтобы я этого больше не слышала!», «Немедленно замолчите!» и т. п.

На угрозы, предупреждения, предостережения такого рода: «Смотрите, как бы вам не стало хуже!», «Если еще раз повторится, я вызову родителей!», «Если по моей команде не выйдете из воды, больше никогда не будете купаться!» и др.

На безрезультатные нотации, нравоучения и нудные проповеди: «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!», «Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!», «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!» и т.д. Из этих сентенций дети ничего не запоминают, не узнают ничего нового, они их слышали много раз — в одно ухо влетает, в другое вылетает.

На все, что оскорбляет достоинство ребенка: реплики, оценки, подозрения, которых, увы, хватает в лагерных буднях. Например: «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!», «Не болтай, как попка-дурак!», «Что вы ползете, как тараканы!». Сюда же относится высмеивание, тем более обзывание: «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!», «Ты не парень, а размазня!». Дети реагируют абсолютно адекватно: «Сама ты цаца!», «На себя посмотри!» и т.д. О прямых оскорблениях и говорить не хочется... Давайте не лукавить: запугивание может быть открытым и скрытым, как и оскорбление личности. Особенно ранит оскорбление при всех, при родителях. Приклеивать «ярлыки» или клички, выражать недоверие, провоцировать на дурное, быть раздражительным, угрюмым, злым, обижаться на детей — это сфера табу.

Иногда воспитатели жалуются: «Никаких нервов не хватает!», «Сейчас такие плохие дети пошли, что просто ужас!». Это — оправдание своей педагогической неграмотности, своего бессилия. В принципе такие люди случайны в педагогике. Их профессиональная слабина в том, что они опираются на «сильные» рычаги принуждения — насилие и оскорбление. Чем слабее воспитатель, тем он более тяготеет к «сильным» механизмам, которые разрушают внутренний положительный образ ребенка. В результате одни дети надевают нужные взрослому маски послушания, согласия, другие замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными. Круг негативности уныл и порочен. Ну разве можно справиться с последствиями, оставив без внимания причины? Они-то все равно остаются.

Табу должно быть наложено на жалобы на ребят начальству или, не дай Бог, родителям. Поступать так — это значит расписываться в собственном бессилии и все дальше «разводить» себя и воспитанников. Жаловаться (то есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям — значит провоцировать их на расправу с ребенком. Это просто подло.

Табу в лагере следует наложить на все формальное, бюрократическое. Не надо, например, ходить строем в

 

столовую или на купание, без конца репетировать то, что должно быть импровизационным, собирать ребят задолго до какого-то дела «на всякий случай» — а вдруг опоздают. Нельзя воровать личное время ребенка, которое является «мерилом всех богатств». Категорически нельзя лишать ребенка сна или заставлять спать больше положенного по режиму времени (дети шалят на тихом часе, и за это их держат в постели лишний час или два в наказание). Нельзя лишать еды за плохое поведение или опоздание. Это уже физическое наказание, за которое воспитатель, как, скажем, и за побои ребенка, может нести юридическую ответственность.

Табу должно быть наложено на любую неправду в общении с ребенком. Неправда нам всем в убыток. Мы и так долго жили в атмосфере неправды и полуправды.

В лагере нужно табу на бесконечные запреты как цензурные традиции воспитания. В дообразовательной педагогике так же, как в искусстве, запрещать глупо и нерентабельно. Мы мучительно расстаемся со своим трудным прошлым. Лет восемь назад на последнем российском семинаре в знаменитом «Орленке» его участники назвали около 300 сохраняющихся в лагерях запретов в адрес ребят: нельзя звонить домой по лагерному телефону; нельзя в родительский день привозить «на свидание» любимых кошек и собак; нельзя ездить домой на выходные или личные праздники; нельзя делать окрошку, ловить рыбу и т.д. и т.п. Может ли ребенок что-либо творить даже в легких оковах? Конечно нет. Однако состояние абсолютной покорности мы продолжаем формировать инерционно. Да, в определенной степени вожжи воспитания распущены, новые еще не надеты. Но нельзя же будущих граждан демократического общества воспитывать старыми оскорбительными методами!

Есть еще одна сфера табу — личная жизнь ребенка в лагере. Может быть, хватит считать, что детство — это жизнь начерно, а вот позже начнется настоящая жизнь? Настоящая жизнь идет у ребят сегодня и везде, тем более в лагере. Именно здесь она освобождена от обязательного учения, от инерционных семейных отношений, она выстроена по законам Каникулы — самой яркой звезды созвездия Сириус. Ребенок имеет полное право на личную жизнь в лагере — на абсолютно не заорганизованное личное время, которое необходимо ему выделить, как, возможно, выделять и отдельные дни в смене. Воспитание должно иметь разумные рамки. У ребенка есть право на коллективную жизнь, есть и на одиночество. Пусть читает, гуляет, наблюдает жизнь муравьев — словом, делает, что хочет. Его уединение законно. Табу на неприкосновенность личной жизни ребенка в лагере означает, что никто не имеет права лезть в его чемодан, в его тумбочку, трогать его личные вещи, игрушки. Когда это делается, то это что — обыск? Грех заставлять ребенка есть то, что он не хочет, например, «вечно ценное» кипяченое молоко. Убедить, что это полезно, — другое дело. Главное в лагере — выстроить верные отношения с растущим человеком, и не надо делать того, что портит эти отношения. Ребенок едет в лагерь с хорошей целью — отдыхать так, как ему нравится, и испытывать при этом удовольствие. У него же нет ориентира на плохое. Оно появляется чаще всего как протест против чего-то. Значит, надо быть осторожнее со словами в адрес ребенка, даже интонация имеет большое значение. Увы, часто язык взрослых непонятен для ребят. Следует быть очень осторожным с соревновательностью, которая может перерасти в соперничество, зависть и обиды. Одну девочку выбрали в «красавицы», другие умирают от зависти. Неприлично одних держать в «любимчиках», других делать «козлами отпущения». Пусть каждый ребенок стремится к незаменимости, к нужности всем или кому-то.

Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, которая выражается в простом и значительном: быть не как все (просто человеком, а не как в школе — двоечником, троечником или отличником); дружить с кем хочется; отказываться от навязываемых дел; любить то, что не любят все; иметь право на выбор, на странности поведения, на ошибки, на незнание. Он не виноват, что он такой, а не другой. Индивидуальность — это проявление личности. Индивидуальность часто вызывает раздражение. Оно опасно. Воспитателей раздражает тот, кто «не как все», кто слабее других. Вот подлизы, приспособленцы, «удобные» не раздражают.

Хочу высказать странную мысль: некоторым детям в лагере должно быть лучше, чем дома. Ибо только здесь отпавшие, недолюбленные, невписывающиеся и прочие «белые вороны» найдут взаимопонимание, взаимоучастие, не подчинение, а согласование, возможность идти, как все «нормальные герои», в обход. И пусть идут!

В лагере комфортными могут быть лишь отношения сотрудничества, содружества и сотворчества, построенные как бы на взаимном договоре: мы вместе приехали отдыхать — значит, должны договориться о том, что можно, что нельзя, в чем будем уступать друг другу. А тогда, может быть, не потребуются никакие табу.

Никогда не говорите детям:

— Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
— Кому неинтересно — может выйти.
— Откроешь рот — пойдешь прямо к начальнику лагеря.
— Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
— Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
— Умней ничего не придумал?
— И кто это тебе сказал?

Педагогические заповеди:

  • Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не плутайте по дороге.
  • Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.
  • Нельзя превращать интимное «Я» ребенка в достояние вожатской комнаты.

Вопросы для обсуждения:

  • Проанализируйте жизнь своего отряда (лагеря) и найдите то, на что следует наложить запрет.
  • Что в коллективном лагере является суверенным миром отдельного ребенка, куда без разрешения нет входа никому?
  • За что не следует наказывать ребенка в лагере?
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети