Особенности восприятия образа жизни и массовой культуры США российскими старшеклассниками

 Ни для кого не секрет, что Россия в наше время переживает кризис, который включает в себя множество аспектов. Одним из ключевых аспектов является экономический кризис. Он проявляется в падении уровня жизни обычного рядового россиянина и в недостаточном производстве продукции российской культуры.

Происходит проникновение и в Россию всевозможной видео-, аудио-, книжной продукции и преимущественно из США. Это оказывает влияние на сознание российской молодежи.

Нужно заметить, что молодежная субкультура наименее устойчива в плане воздействий, вследствие до конца не сформировавшегося мировоззрения. Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости в период становления и формирования зрелого человека. Именно в этот период человек впервые задумывается над неизменно волнующими вопросами о смысле жизни, о своем месте в ней. Поэтому любое сопоставление своего образа и уровня жизни с образом и уровнем жизни других стран влечёт за собой некоторые изменения во взгляде на мир. Происходит обострение контрастов между представлениями о возможностях, рисуемых американской массовой культурой, и уровнем жизни и возможностями, идеально существующими в России. В результате возможны определённые последствия, которые носят как негативный, так и позитивный характер. И то, какой характер они будут носить, зависит от каждой, отдельно взятой личности и атмосферы, существующей вокруг неё, так называемого личностного поликультурного пространства.

К негативным последствиям относятся рост преступности, истоки которого — в стремлении разбогатеть любой ценой здесь и сейчас, уход от реалий жизненных трудностей, как-то: алкоголизм, наркомания, вступление в различные секты отчаявшихся людей. К отрицательным последствиям также относится нежелание квалифицированных специалистов работать в России, что перерастает в стремление любой ценой уехать в более развитую страну.

Не менее опасным является разрушение традиционных устоев (создание семьи и воспитание детей в первую очередь, а уже потом — достижение успехов).

Однако можно выделить и немало позитивных моментов воздействия.

Одним из наиболее актуальных является обогащение ценностями другой культуры, вследствие диалога культур различных стран. Также важным является расширение спектра возможностей, связанных с образованием, карьерой, развитие оптимизма, стремления к преодолению жизненных трудностей. Один из наиболее важных и значимых аспектов — взаимопроникновение культур, способность к преодолению межнациональных конфликтов.

В условиях бурного информационного технологического развития возникают такие глобальные проблемы, как угроза новой мировой войны, международный терроризм, определенный упадок культурных и нравственных ценностей. В целях преодоления данных противоречий необходимо понять то общее, что объединяет народы, в частности молодежь всего мира, и то особенное, что делает каждую культуру уникальной.

Нам представилось интересным исследовать взаимовлияние культур на современном этапе и, в частности, особенности взаимовлияния российского и американского образа жизни и массовой культуры на молодежь, на учащихся старших классов средних школ.

Опираясь на данные периодической печати, результаты телевизионных социологических опросов, теледебатов (в частности, аналитической программы «Процесс»), бесед, интервью и наблюдений, мы предположили, что взаимовлияние и взаимодействие российской и американской культур носит несколько однона-правленный характер. Американская массовая культура, образ жизни американского общества влияет на российскую молодежь и, в частности, на российских старшеклассников. Но возникает ряд вопросов. Если влияет, то в какой степени? Носит оно решающий, принципиальный характер или, скорее, спонтанный, случайный, непринципиальный? Прояснение этих вопросов и явилось целью нашей работы.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы.

2. Разработать программу исследования.

3. Определить предпочтительность выбора старшеклассниками продукции массовой культуры в зависимости от ее национального происхождения, страны-производителя.

4. Выявить степень влияния американской массовой культуры на субкультуру российской молодежи.

5. Определить степень устойчивости системы ценностей российской молодежи.

Мы начали с разработки программы, которая была направлена на решение данных задач. Нами были составлены анкеты, являющиеся частью нашей программы, в течение сентября-декабря 2000 г. проведен опрос старшеклассников 10, 11-х классов средних школ № 191, 48, 86, 89, 90 Ленинского района, студентов первого курса НГПУ и НГТУ. Кроме того, мы провели ряд бесед с учителями, с психологами, а также взяли интервью у молодого американского преподавателя НГТУ Колина Гарда.

В наше время в мире лидирующие позиции занимает английский язык, он является языком международного общения и повсеместно проникает в массовую культуру. А так как эта культура доступна для любого человека, то в русском языке все чаще встречаются характерные элементы английского и американского языков. Часть из заимствованных принято называть американизмами, что уже говорит об особом влиянии культуры США. Это взаимовлияние и взаимопроникновение можно назвать диалогом и не только на личностном уровне, а на уровне цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

В современном обществе огромное значение приобрела массовая культура. Она сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. В западной социологиимассовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Большинство исследователей считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм «внушения-заражения». Человек перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Благодаря современным средствам массовой коммуникации, людям стали доступны массовые произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Человек выстраивает собственное поликультурное, полиязыковое пространство, оставляя его открытым. Только открытое пространство может обогащаться продуктами культур, в том числе и массовой.

Чтобы увидеть пространство личности во всем его многообразии представляется обоснованным разобрать понятие «образ жизни». Категория «образ жизни» широко используется представителями различных дисциплин, которые так или иначе связаны с общественной и культурной жизнью людей: экономики, социологии, истории, культуры и др.

Понятие «образ жизни» обозначает организационную единую систему процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы образования этих процессов, явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями, с одной стороны, и более индивидуальными (личностными) характеристиками представителей различных социокультурных групп, с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления отношений типичных индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какая деятельность и какие отношения заполняют их жизнь. Следовательно, образ жизни — это динамичный общественно-культурный «портрет» всех членов общества через процессы жизнедеятельности в разных условиях.

При определении категории «образ жизни» важно подчеркнуть такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и «стандарт жизни». Эти понятия раскрывают содержание категории «образ жизни» при различных обстоятельствах и уровнях культурологического анализа. Уклад жизни характеризует конкретные исторические, общественные, экономические и политические аспекты культур. В качестве показателей уклада жизнивыступают экономика, идеология, средства производства, политика, урбанизация. В понятие «уровень жизни» укладываются такие показатели, как заработная плата, льготы и выплаты, уровень здравоохранения, образования, состояние жилищных условий. К понятию «качество жизни» относятся труд и досуг, а также состояние и удовлетворенность ими, комфорт в труде и быту, общественная активность, общение. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, организация свободного времени. Именно это понятие является центральным при рассмотрении проблем потребления продуктов массовой культуры. Нельзя не сказать о том, что такие социальные болезни, как алкоголизм, курение и наркомания, тоже являются своеобразной формой организации свободного времени, которые требуют отдельного исследования.

Перед тем как мы приступили к работе, нами были изучены вопросы методологии социологического исследования.

Постоянно соприкасаясь с продукцией массовой культуры как ее потребители, мы заметили, что продукция американской массовой культуры играет если не доминирующую, то существенную роль во влиянии на молодежь. Мы установили, что влияние американской массовой культуры на российскую молодежь происходит по следующим каналам: средства массовой информации, видео-, аудиопродукция, книжная продукция.

Среди вопросов анкет можно выделить вопросы о предпочтительности выбора продукции массовой культуры относительно страны производителя. Это следующие вопросы:

— Назовите три ваших любимых фильма и страну изготовителя.
— Вы предпочитаете слушать отечественную или зарубежную музыку?
— Вы предпочитаете книги американских или русских писателей?

О предпочтительности выбора кинопродукции выяснилось, что 63% опрошенных подростков выбирают для просмотра именно американское кино. Но, несмотря на этот выбор, группа подростков (46%) говорит, что если бы у нас в России производилась высококачественная кинопродукция, то они, безусловно, смотрели бы наше кино. 31% опрошенных отдают предпочтение только русским фильмам, причем это фильмы советских времен. Оставшиеся 6% не могут склониться в сторону определенного выбора относительно российского или американского кино.

43% учащихся на вопрос о любимой музыке выбирают американских исполнителей и американские группы. 28% склоняются в сторону европейской музыкальной продукции и почти столько же (29%) слушают исключительно русскую музыку.

Таким образом, российская молодежь отдает предпочтение зарубежной, в том числе американской видео-, аудиопродукции в наше время только потому, что русская культурная продукция находится не на должном уровне развития.

На вопрос о предпочтительности выбора книжной продукции российские старшеклассники отвечают следующим образом. 62% читают исключительно русскую литературу. Причем в большинстве своем это классическая, так называемая программная литература. Было бы интересно узнать, что читают помимо программы. 22% выбирают зарубежных писателей, 16% из них отдают предпочтение американской литературе (Стил, Шелдон, Кинг). Успехом у этой части опрошенных пользуется фантастика, стиль фэнтэзи.

Мы не стали сбрасывать со счета опосредованные межличностные контакты между представителями различных культур как способ взаимопроникновения культур (Internet, E-mail).

Для выявления степени взаимовлияния США и России мы предложили учащимся ответить на следующие вопросы:

— О жизни ваших сверстников, о какой стране вам интереснее всего узнать? 
— С кем из представителей других культур, других наций вы бы хотели пообщаться?

Оказалось, что 38% российских подростков проявили интерес к американскому образу жизни. 24% опрошенных интересен образ жизни, культура других стран, в основном таких, как Великобритания, Франция, Япония, Египет. 58% учащимся не интересна жизнь сверстников других стран, кроме России.

Это говорит о том, что российская молодежь считает себя неотъемлемой частью русской культуры и нет однозначного увлечения США, а есть определенная доля интереса к американской культуре, как и к культурам других стран, с целью познания и сравнения.

Относительно второй задачи были поставлены вопросы:

— Влияет ли лично на вас американская культура?
— Как вы думаете, есть ли американизация русской культуры? В какой степени?

Большинство учащихся (83%) уверены, что существует ярко выраженный процесс проникновения американской массовой культуры в российскую молодежную субкультуру, т. е. процесс американизации. Хотя 62% опрошенных говорят о том, что они не ощущает на себе влияние американской культуры, в их ответах прослеживается следующая мысль: США на данном этапе исторического развития занимают лидирующие позиции, в том числе и в производстве кино- и музыкальной продукции. За счет этого она высококачественная, хотя и не вся, в том числе и попадающая на наш рынок.

Здесь необходимо сделать следующее замечание. По словам одного из преподавателей НГТУ Колина Гарда, Россия для США является рынком сбыта второсортной и даже третьесортной продукции.

— Хотели бы вы покинуть свою страну навсегда?
— В какую страну вы бы поехали?

75% опрошенных не желают покидать свою страну навсегда. Те же, кто хотел бы уехать, США как страну для постоянного места жительства не выбирают. Большинство уехали бы в такие страны, как Канада, Великобритания, Германия и Швейцария.

В ответе на вопрос о временном проживании в другой стране США отдают предпочтение всего 15% опрошенных.

 

— На ваш взгляд, где больше вероятности того, что вы добьетесь успеха: в России или в США?

 

На этот вопрос 65% опрошенных ответили, что в России, 35% — в США. Старшеклассники отмечают, что русскому человеку в США добиться успеха сложнее, чем в России (несмотря на ее противоречивость в плане экономики). Это, с одной стороны, свидетельствует о том, что большинство опрошенных не считают американский образ жизни идеалом и не стремятся к нему. С другой — знание реалий своей родины обусловливает большую вероятность успеха.

Анализ ответов на вопрос:

 

— Как вы считаете, в какой стране культура выше развита: в России или в США?

 

88% опрошенных считают, что русская культура находится на более высоком уровне развития, нежели американская. Подобная уверенность требует отдельного изучения и обоснования.

Всего 37% опрошенных думают, что Россия лучшая страна в мире. 63% не считают ни Россию, ни какую-либо другую страну на планете лучшей, потому что для них не существует понятия «идеальный». Но, тем не менее, такие понятия, как «любовь к родине», «патриотизм», характерны для российского менталитета. Это подтверждает позиция 70% опрошенных старше-классников в том, что, несмотря на критику своей страны, ее надо все равно защищать, даже если знаешь и понимаешь, что критика справедлива.

Несомненно, патриотизм является частью национального самосознания. Личность, осознавая себя неотъемлемой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности (письменность, национальный язык, достижения духовной культуры, национальный менталитет), разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

Исходя из парадигмы «диалога культур» необходимо, во-первых, сохранять свою особенность, неповторимость и уникальность своей культуры; во-вторых, не отгораживаться от других наций психологически и административно, обогащать свою культуру контактами и заимствованиями из других культур, обогащать свой внутренний духовный мир постижением общезначимых для человечества ценностей.

Решению третьей задачи — определить степень устойчивости системы ценностей российской молодежи — соответствует предложенная нами анкета. Эта анкета претерпела некоторые изменения по сравнению со своей первоначальной разработкой в плане метода сбора данных. Если раньше нами предлагались только 9 понятий, то сейчас мы предлагаем 24. Если раньше мы сами выбирали эти 9 ценностей, наиболее значимые, на наш взгляд, то сейчас из уже расширенного круга понятий мы самому опрашиваемому предлагаем выбрать 10, наиболее значимых именно для него, а потом уже их проранжировать. Мы считаем, что это дает наиболее полную картину не только о рангах системы ценностей российских старшеклассников, но и помогает разобраться в выборе. Было опрошено 123 человека.

Нами предлагались следующие понятия: слава, деньги, дружба, образование, работа, счастье и удовлетворенность, удача, любовь, здоровье, власть, квартира и машина, имидж, восхищение окружающих, семья, уверенность в себе, талант, уважение коллег, друзей, семьи, достижения в спорте и т.п., карьера, успех, независимость, родина, комфорт, модная одежда. Надо заметить, что последовательность этих понятий для нас не имела никакого значения. Двадцать пятую позицию мы оставляли свободной. Мы предоставляли возможность опрашиваемому написать его ценность, которую, возможно, мы не учли. Результатом этого опыта стали следующие понятия: понимание, коммуникабельность, родители, свобода выбора и право высказывать свое мнение, секс, благополучие, долгая и счастливая жизнь. Проанализировав, мы заметили, что некоторые предложенные ими понятия синонимичны нашим.

Наиболее популярные ценности среди опрошенных старшеклассников

любовь – 116 чел. 
здоровье – 108 чел. 
семья и образование – по 95 чел. 
дружба – 85 чел. 
деньги – 84 чел. 
независимость – 66 чел. 
карьера и работа – по 61 чел. 
счастье и удача – по 58 чел. 
успех – 53 чел. 
уверенность в себе – 47 чел.

В процентном соотношении понятия распределились следующим образом

 

I место

 

любовь – 31% 
семья – 30% 
образование – 29% 
здоровье – 28% 
дружба – 16%

II место

дружба – 25% 
здоровье – 23% 
любовь – 22% 
образование и деньги – по 20% 
семья – 18%

III место

любовь – 28% 
образование – 23% 
семья – 18% 
деньги – 13% 
здоровье – 12%

На основе результатов анкеты можно сделать вывод об устойчивости ценностной ориентации российских старшеклассников.

Относительно этой анкеты у нас возникла перспектива дальнейшего исследования системы ценностей: проследить динамику достижения успеха и понять, что для них является успехом, т.е. по ценностям, которые фактически являются ступенями при достижении успеха, просмотреть их путь.

Старшеклассники так или иначе воспринимают и усваивают культуру, выступая в роли ее потребителей. Данная культура создается как в родной стране, так и за рубежом. Из зарубежной культуры наиболее действенной является культура, обусловленная мощными экономическими факторами (отсюда понятен термин «насаждение»).

По всем формальным показателям культурное потребление в школьном возрасте выглядит более насыщенным и разнообразным, чем у старших возрастных слоев. Следует отметить, что нами нарисована усредненная статистическая картина, которая, безусловно, может быть в чем-то неточной и требует качественного анализа. За средними цифрами просмотренных фильмов, прочитанных книг и журналов, прослушанной музыки скрываются значительные групповые и индивидуальные различия и диспропорции.

Всемирным является процесс снижения роли в пользу аудиовизуальных развлечений (музыка, телевидение, видеофильмы). Многие старшеклассники воспринимают искусство внеэстэтически, как простое развлечение: больше нравятся комедии, детективы, примитивно-развлекательные фильмы. Американский кинематограф выбрасывает на рынок продукцию такого плана в необъятном количестве. Впору говорить о засилии голливудского кино. В то же время опрошенные старшеклассники подчеркивают предпочтительность в выборе российской кинопродукции, отмечая ее явную недостаточность.

Необходимо отметить высокую, но не определяющую, степень влияния американской массовой культуры на субкультуру российских старшеклассников. Традиционные ценности российской культуры являются устойчивыми, а увлечение американской культурой объясняется стремлением к «современности», текучестью и изменчивостью молодежной моды. Поэтому многие пристрастия и увлечения краткосрочны, сиюминутны, рассчитаны на внешний эффект, но их надо рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте жизненного мира старшеклассников.

Следует отметить, что в процессе работы возникали все новые и новые перспективы, дальнейшие пути исследования:

— провести, используя электронную почту, подобный опрос среди американских старшеклассников;
— более глубоко разобраться в вопросах не только восприятия, но и интерпретации культуры;
— рассмотреть многообразие аспектов современной юношеской субкультуры и ее место в российской культуре;
— составить более полную систему ценностей, определить ее динамику в менталитете российского общества.

Первая перспектива связана с задачей выяснить, насколько американская видеопродукция отражает реальную жизнь реальной Америки. Мы уже начали разработку программы, по которой ее можно осуществить, в частности выделены четыре тематических блока, на их основе разрабатываются опросники:

  1. Система образования.
  2. Увлечения и интересы, досуг.
  3. Отклоняющееся поведение. Причины и последствия.
  4. Идеалы, стремления, системы ценностей.

Опросник на тему «Система образования» уже отослан в США и Германию. В США общение происходит со старшеклассниками Солт-Лейк-Сити.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети