Модернизация системы повышения квалификации

Библиографический обзор

В данном обзоре мы подробно рассмотрим деятельность системы повышения квалификации педагогов, ее структуру и деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также затронем такие аспекты, как реализация ФГОС в рамках повышения квалификации учителей. Работа по повышению педагогической квалификации обусловлена постоянными изменениями в содержании образования, в целях обучения и воспитания, в составе учебных предметов, в требованиях к современному уроку и внеурочной работе, в методиках преподавания, в технологиях учебно-воспитательного процесса, в общих принципах обучения и воспитания и т. д.

Иначе говоря, инновационная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствование профессионально-педагогической деятельности.

Система повышения квалификации имеет достаточно сложную структуру и подразделяется на несколько уровней, каждый из которых имеет свою специфику. Разобраться более подробно в этом вопросе, а также осветить деятельность одного из элементов системы повышения квалификации (в данном случае имеется в виду Академия повышения квалификации) поможет следующая статья:

Тетерина, С. Л. Федерально-региональная система повышения квалификации работников образования [Текст] / С. Л. Тетерина // Вестник образования. — 2012. — № 20. — С. 5–10.

В статье подробно описывается структура федерально-региональной системы повышения квалификации, подразделяющаяся на несколько уровней: федеральный (представлен АПКиППРО — Академией повышения квалификации), региональный (учреждения дополнительного профессионального образования — институты повышения квалификации и развития образования, институты непрерывного педагогического образования и т. д.), муниципальный уровни (научно-методические центры, муниципальные и методические службы) и уровень образовательного учреждения. Набольшее внимание в статье уделяется учебной и проектной деятельности АПКиППРО.

Одним из наиболее важных аспектов проектной деятельности Академии является проект повышения квалификации учителей истории и обществознания. В рамках проекта были разработаны программы повышения квалификации для учреждений федерального и регионального уровня; также разрабатывалась модель учебника нового поколения по новейшему периоду истории России, в создании которой принимали участие учителя.

Следующая статья рассказывает о специфике и перспективах работы учреждений регионального уровня, к которому относятся институты повышения квалификации и непрерывного педагогического образования, используя в качестве примера опыт ИПКиПРО Республики Карелия:

Ковру, Л. А. Время новых решений: анализ действующей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Карелия [Текст] / Л. А. Ковру // Методист. — 2012. — № 3. — С. 4–6.

В публикации описывается деятельность институтов повышения квалификации педагогов, помимо этого, уделяется внимание специфике деятельности института повышения квалификации. Например, для более полного и гибкого удовлетворения запросов работников образования был создан оператор повышения квалификации. Его функциями являются: информирование работников образования об образовательных услугах в сфере дополнительного образования, формирование образовательного заказа учреждениям дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации кадров учреждений, формирование регионального депозитария образовательных программ и модулей повышения квалификации и т. д. В Республике Карелия реализуются программы повышения квалификации, выстроенные на совершенно новых принципах, например, несмотря на несовершенство нормативно-правовой базы, программы повышения квалификации реализуются в сетевой форме. Автором приводится прогноз модернизации системы повышения квалификации в Республике Карелия.

Проследить путь развития системы повышения квалификации педагогов поможет следующая публикация, кратко описывающая деятельность этой сферы в целом, начиная с момента ее существования. В статье также говорится о текущем положении федерально-региональной системы повышения квалификации, в том числе и с позиции некоторых внешних факторов:

Никитин, Э. М. Что угрожает федерально-региональной системе повышения квалификации работников образования? [Текст] / Э. М. Никитин // Методист. — 2012. — № 2. — С. 2–3.

Статья представляет собой краткий обзор развития системы повышения квалификации педагогов с момента ее существования до настоящего времени. Рассматривая текущее состояние, автор отмечает некоторые негативные тенденции образовательного процесса, в частности недостатки нового закона «Об образовании», предполагающего (по мнению автора): отсутствие государственной аккредитации и требований к качеству образовательных программ наряду с упрощенной процедурой выдачи образовательной лицензии и разрешением «индивидуальной» деятельности по повышению квалификации. Также в статье затрагиваются некоторые недостатки в сфере финансирования учреждений повышения квалификации (компенсация для иногородних обучающихся расходы на транспорт, проживание и т. д.).

Существуют различные подходы к деятельности повышения квалификации. Так, в последнее время значительное внимание уделяется разработке моделей системы повышения квалификации. С одной из них можно ознакомиться на примере разработок НИПКиПРО:

Синенко, В. Я. Каскадная (циклическая) система повышения квалификации [Текст] / В. Я. Синенко // Вестник образования. — 2012. — № 20. — С. 11–14.

Автором рассматривается модель системы повышения квалификации. Она основывается на принципах андрагогики (педагогики обучения взрослых) и состоит из трех ключевых этапов: предкурсового, теоретико-практического и внедренческого периодов. Целями предкурсового периода являются: изучение уровня профессионализма учителей (в России сейчас разрабатываются квалификационные характеристики — критерии профессионализма), самооценка и внешняя оценка уровня квалификации (осуществляется руководством образовательного учреждения), формирование проекта по росту профессионализма учителя. Теоретико-практический курс представляет собой непосредственную подготовку и реализацию курсов повышения квалификации, предусматривая следующие моменты: обсуждение и корректировку проекта по росту профессионализма учителя, составление программы и ее реализация (посещение курсов). Примечательной особенностью курсов является то, что учитель, исходя из предложенного расписания, сам выбирает необходимые для него занятия. Внедренческий период является защитой проекта повышения квалификации учителя (отчет перед руководством своего образовательного учреждения, демонстрация полученных в ходе курсов навыков, участие в конференциях и т. д.). Последний и самый важный этап внедренческого периода — выявление проблемных мест в профессионализме учителя путем анализа практической деятельности.

Кроме того, одной из ведущих проблем в плане повышения квалификации учителей является внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одним из немаловажных аспектов данного вопроса является качественная подготовка тьюторов (преподавателей институтов повышения квалификации), к которой разрабатываются различные подходы.

Никитин, Э. М. Организационно-содержательные подходы к подготовке тьюторов для реализации повышения квалификации работников образования по проблемам введения ФГОС основной образовательной школы [Текст] / Э. М. Никитин // Методист. — 2012. — С. 2–4.

Автором приводится пример реализации ФГОС в 2011–2012 годах, оказавшийся, по его мнению, неудачным. Согласно утверждению автора статьи, достаточно большое количество тьюторов, прошедших обучение, не смогло обеспечить в полной мере реализацию повышения квалификации в рамках ФГОС по следующим причинам: отсутствие глубокой проработки методического обеспечения основных позиций ФГОС (составление рабочих образовательных программ и формирование универсальных учебных действий учащихся и т. д.) наряду с широким спектром учебно-методических комплектов. Также упоминается о текущих педагогических рисках и трудностях, связанных с непониманием идей стандарта, грозящих фальсификацией полученных результатов, стремлением к подмене новых требований устаревшими и неприятием системы ценностей, заявленных ФГОС. Автором предлагается достаточно подробная сетевая модель подготовки тьюторов в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, затрагивающим федеральный и региональный уровни повышения квалификации. В основе этой модели лежит каскадный способ. Ключевую роль в данной модели должна сыграть рабочая группа, в состав которой войдут представители Минобрнауки, авторы и разработчики ФГОС, сотрудники издательства «Просвещение» и АПКиППРО. Потенциальный результат — проекты многомодульной программы тьюторов и активное участие в их обучении.

Корме того, в проблеме внедрения ФГОС не стоит недооценивать роль муниципальных методических служб, обеспечивающих методическую поддержку и повышение профессионального уровня методистов, что является особенно актуальным в связи с появлением новых стандартов и, соответственно, новых требований к образовательному процессу.

Лисуненко, Л. Н. Методическая служба как ресурс реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст] / Л. Н. Лисуненко, В. А. Короткова // Методист. — 2012. — №5. — С. 4–9.

Целью статьи является определение проблем и трудностей методистов муниципальных методических служб (ММС), обозначение путей методической поддержки педагогов для успешного введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта. Одним из важнейших условий в реализации данного процесса является повышение профессионального уровня методиста. Диагностика затруднений методистов проводилась различными способами: опрос, собеседование, анкетирование и др. Изучение полученных данных выявило следующие затруднения среди методистов:

1) возникает множество вопросов по поводу образовательной программы начального общего образования (формирование универсальных учебных действий, организация внеурочной деятельности и т. п.), также отмечается упрощенное понимание методистами сущности подобных программ и технологий их реализации;

2) наблюдается недостаточный уровень управленческих навыков методистов в таких аспектах, как организация деятельности рабочих групп образовательных учреждений по введению ФГОС общего образования;

3) отсутствие практического опыта методистов по обучению педагогов организации образовательного процесса.

Авторы подчеркивают необходимость не только теоретического знания о новых инструментах образования, но и их активного практического использования; в частности, авторами упоминается о проблеме создания и ведения интернет-сайтов ММС, по сути не имеющих обратной связи со своими пользователями, редко пользующихся интерактивными формами (форум, опрос, гостевая книга и т. д.), без которой методистам намного трудней организовывать соответствующую методическую поддержку. Одной из наиболее перспективных моделей, по мнению авторов, является сетевое взаимодействие методических служб, создающей необходимые условия для сотрудничества и обеспечивающей обновление деятельности методических служб.

Помимо материалов, представленных в данном обзоре, вы также можете найти информацию о системе повышения квалификации учителей в журналах «Методист» (раздел «Система повышения квалификации»), «Вестник образования» и «Сибирский учитель».

Обзор подготовил
ведущий библиотекарь
НИПКиПРО С. Ю. Половников

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети