К юбилею журнала "Народное образование"Наш обзор посвящен юбилейному выпуску журнала «Народное образование», который издается уже на протяжении 110 лет. На сегодняшний день он является одним из самых популярных журналов среди педагогов. В 1834 году журнал стал выходить под новым названием, которое навсегда останется в истории русской культуры: «Журнал Министерства Народного Просвещения». Под этим названием журнал прославился, стал настольной книгой для сотен просвещенных людей в России и за ее пределами. То было подъемное время и для науки, и для российского государства. Каждый номер журнала был капитальным собранием документов и исследований — на шестьсот с лишним страниц! В дальнейшем журнал сменил специализацию на педагогическую тематику, а также свое название на «Народное образование». Однако этот журнал богат не только своей многолетней историей, но и трудами различных известных ученых и педагогов. Поэтому мы представим для вас обзор наиболее интересных статей, затрагивающих деятельность известных педагогов, внесших свой вклад в развитие образования. Первая представленная публикация посвящена Константину Дмитриевичу Ушинскому, который являлся не только известным педагогом, но и главным редактором журнала Народное образование: Время К. Д. Ушинского (1860–1862 гг.) [Текст] // Народное образование. — 2013. — № 5. — С. 75–90. В данной главе подробно описывается биография Ушинского, а также его достижения как педагога и главного редактора журнала. Вот как отзывается о нем автор статьи: «Константин Дмитриевич Ушинский — самый уважаемый главный редактор. Бесспорно, этот великий педагог-практик, основоположник научной, природосообразной педагогики, одаренный литератор с человеколюбивыми воззрениями — классик и нашей культуры. С Ушинским связаны незабываемые страницы истории нашего журнала, в котором он публиковался, в котором служил». В жизни Ушинского было много значительных событий, мы же остановимся на наиболее примечательных: его деятельности как ученого и главного редактора журнала, а также сделаем обзор купюр, с которыми классические произведения педагога печатались в ХХ веке. Ведь известно, что купюры нередко представляют самое существенное во всем тексте. Но сначала обратимся к фактам, связавшим судьбу Ушинского с судьбой «Журнала Министерства Народного Просвещения». Назначение в журнал Ушинский получил по собственной инициативе: он стремился к журнальной работе, видя в ней как возможность для создания серьезной исследовательской лаборатории, так и широкие возможности для пропаганды передовых педагогических идей. В должности главного редактора Ушинский внес значительные изменения в содержание журнала, четко подразделив все научные публикации на четыре направления: 1) педагогика и дидактика; 2) вспомогательные науки (литература, касающаяся гуманитарных наук); 3) критика и библиография; 4) известия и смесь — общая информация о новшествах и изменениях в образовательной сфере. Стоит отметить, что до вступления в должность главного редактора Константин Дмитриевич неоднократно жаловался на полное отсутствие какого-либо порядка подразделения статей в журнале. Однако необходимо отметить, что далеко не все были рады приходу Константина Дмитриевича к его новой должности. Вскоре на Ушинского обрушились всевозможные мелочные и крупные обвинения: почему журнал не приносит прибыли, почему он не обличает анархических и материалистических тенденций других журналов? (Журнал «Современник». 1861. № 5, 6, 8). «Современник» напал на Ушинского, желая, очевидно, разоблачить консервативную политику Министерства народного просвещения. Подобной критики в его адрес было предостаточно, причем, по словам Ушинского, некоторые заявления доходили до полного абсурда. Взять хотя бы, к примеру, его ответ на одну из таких заметок: «В критике, или лучше, в бранной статье, помещенной на мой счет в “Современнике”, прямо обвиняют меня, что я чей-то орган, чей уж, я этого до сих пор не знаю. Статья эта до того бездоказательна и глупа, что я и отвечать не буду. Что бы вы отвечали пьяному мужику, если бы он выругал вас по-матерному?». В ноябре 1861 года Ушинский был вынужден оставить должность главного редактора журнала в связи с ухудшением здоровья. Чуть позже Ушинский вступил в конфликт с графом Е. В. Путятиным, занявшим его должность в журнале; причин тому было множество: начиная от разных взглядов на вопросы в области педагогики, и заканчивая возвращением прежней структуры журнала. Впрочем, покинув должность главного редактора, Ушинский продолжает свои исследования и научные труды, посвященные российскому образованию. Однако его работы публиковались с заметными сокращениями, порой исключая из текста несколько страниц. Но почему же, спросите вы? Вероятно, одной из главных причин тому были весьма критичные (хотя возможно и справедливые), высказывания в адрес ученых и Министерства образования. Для примера возьмем эту цитату: «Но если отвратителен образ человека, который, рассказывая всем о строгих постах и молитвах, втихомолку берет взятки и давит своего ближнего, то разве не точно так же отвратителен образ человека, торгующего европейскими идеями гуманности и образования?». Тем самым Ушинский настаивал на необходимости уберечь наше образование от внешних реформ, что, вероятно, было не нраву тогдашним чиновникам. В числе прочих теорий Константин Дмитриевич также развивал идею о влиянии центров промышленной деятельности, железных дорог и цивилизации в целом на патриархальную нравственность, которая не выдерживает этого столкновения, «поедается ею, как вековые леса пожираются пламенем пожара». Он подробно анализирует и прогнозирует судьбы разных народов мира, стоящих на пороге цивилизации. Но и это все из текста выброшено, хотя судьбы многих стран Ушинский предсказал точно. Мы не можем привести здесь все четыре страницы, хотя они интересны, и, вероятно, дождутся своего читателя. Такие купюры встречаются при публикации его трудов вплоть до конца первой половины ХХ века. Читая «выброшенные» места, убеждаешься, что Константин Дмитриевич проявил себя и как глашатай реформ Александра Второго. Он ярко и горячо выступает за резкое увеличение числа школ в условиях, «когда грамотность, потребность которой выказывается все сильнее, грозит сойтись с подонками нашей литературы; когда сам народ, обществами трезвости высказывает потребность нравственного преобразования — должно, наконец, всерьез подумать об устройстве русской народной школы». Рассказ об К. Д. Ушинском хотелось бы подытожить следующей цитатой авторов журнала: «Время Ушинского было прорывом в педагогическую науку, попыткой сконцентрировать внимание авторов и редакторов “Журнала Министерства Народного Просвещения” на насущных проблемах учителей. Педагог и редактор, он надолго опередил свое время, подал пример преданности своей науке, своим взглядам на теоретические принципы и практическое наполнение педагогики. Об Ушинском в России сложилась обширная педагогическая библиотека. Он стал своеобразным “символом веры” русского учителя, подобно Пушкину в литературе, Суворову в военном искусстве. И это лучшее признание заслуг редактора и автора “Журнала Министерства Народного Просвещения”, которым наш журнал вправе гордиться». Вторая публикация освещает деятельность великого ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который прославился в первую очередь как химик. Однако не многим известно, что Менделеев также принимал участие и в педагогической деятельности: Величайший ученый Дмитрий Иванович Менделеев [Текст] // Народное образование. — 2013. — № 5. — С. 103–106. Трудно переоценить значение открытия Д. И. Менделеева, сделанного в далеком 1869 году, для познания развития мира, в котором мы живем. Ведь его главное открытие — та самая периодическая таблица химических элементов внесла огромный вклад в развитие химии, которая стала в скором времени не только научной, но и школьной дисциплиной. Воистину это был гигант и корифей науки. Он остается таковым и в настоящее время, ибо периодический закон — главное свершение его гения — один из немногих фундаментальных законов естествознания, позиции которого не только непоколебимо стоят на протяжении уже 135 лет. Величайший ученый России Дмитрий Иванович Менделеев был и выдающимся деятелем народного просвещения. Значительное количество своих трудов Менделеев посвятил улучшению дела народного просвещения в России. В книге «Заветные мысли», оконченной в 1905 году, ученый-патриот и государственный деятель помещает две главы: «Об образовании, преимущественно высшем», «О подготовке учителей и профессоров», а в «Библиографическом указателе трудов по вопросам народного просвещения, промышленности, сельского хозяйства и метрологии» на 38 страницах зафиксирована 71 публикация на тему народного просвещения. На страницах журнала «Народное образование» было опубликовано восемь его статей. Однако большая часть написанного Д. И. Менделеевым о народном просвещении была вырезана, поскольку содержала резкую, конкретную и справедливую критику Министерства народного просвещения. Так же как и К. Д. Ушинский, Дмитрий Менделеев неоднократно вступал в конфликты с тогдашними чиновниками. В частности, в 1985 году Дмитрий Иванович отправляет письмо «О развитии среднего и высшего образования и о подготовке педагогического персонала», где он дает рекомендации по вопросам финансирования образования. Однако его просьбы не были услышаны. С другой стороны, его новаторские идеи сполна воплотились в области химии: Менделеев открыл периодический закон в то время, когда было известно только 63 химических элемента. Он предсказал существование еще одиннадцати, причем для трех из них: экаалюминия (галлия), экабора (скандия) и экасилиция (германия) — сделал подробные описания свойств. Эти три элемента были открыты в течение пятнадцати лет, и их свойства с высочайшей точностью совпали с предсказаниями Д. И. Менделеева. Таким образом, как мы убедились, Менделеева можно считать не только великим химиком, но и талантливым (пускай и отчасти непонятым) педагогом своего времени. Завершает наш обзор статья, рассказывающая нам о деятельности замечательного учителя и педагога Василия Александровича Сухомлинского. Рассмотрим ее подробнее: В. А. Сухомлинский в журнале «Народное образование» [Текст] // Народное образование. — 2013. — № 5. — С. 199–211. Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) был, пожалуй, самым известным педагогом послевоенного времени. Педагог, повлиявший на общепринятые представления о нравственности, педагог — властитель дум. У статей и книг Сухомлинского счастливая читательская судьба. Так вышло, что именно В. А. Сухомлинский стал учителем самого высокообразованного и, пожалуй, самого ранимого и рефлексирующего поколения в истории нашей страны. Научные труды Василия Александровича публиковались в различных периодических изданиях, однако именно сотрудничество с журналом «Народное образование» (а точнее, публикация более 40 статей) принесло ему наибольшую известность. Идеи В. А. Сухомлинского, сочетающие в себе новаторство и преданность идеалам коммунизма, вскоре вызвали всплеск эмоций среди читателей. И в журнал полетели письма — отклики на статьи, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах. Я твердо убежден, что каждый в этом бурном и нелегком возрасте ощущает потребность в человековедческих беседах». В 1960-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, гонки за повышением успеваемости: «Если есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, равные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путем создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания — постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». На сегодняшний день педагогическое наследие В. А. Сухомлинского составляет 50 книг и более 700 статей, переведенных более чем на 60 языков. Труды Сухомлинского ценятся педагогами и сегодня, его называют одним из новаторов того времени, впервые обратившихся к идее развития эмоциональной сферы ребенка, в том числе и нравственных чувств. Что ж, меняется время, меняются направления общественной мысли, но память о великом учителе и проповеднике нравственности, духовности остается плодоносящей нашей культуры. И сейчас в журнале «Народное образование» сохраняется интерес к Сухомлинскому — автору, о котором будут говорить и спорить и в ХХI веке. Стоит отметить, что представленная в данном обзоре информация является неполной, читатели также смогут найти в юбилейном выпуске цикл статей, подробно описывающих историю журнала, а также подборку оригинальных статей известных педагогов (в частности, одну из публикаций Василия Александровича Сухомлинского), внесших свой вклад в историю образования. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |