2013 № 5 (90) октябрьИсториография становления теории реформирования в отечественной педагогикеВ статье рассматривается историография вопроса изучения реформирования образования в контексте возникновения нового раздела педагогической науки — теории реформирования. Ключевые слова: теории реформирования, образовательные реформы, реформирование. Актуальные тезисыИстория мировой образовательной системы чрезвычайно интересна в различных аспектах ее рассмотрения. При этом существует один неоспоримый факт: на протяжении столетий происходит устойчивое противостояние традиций и инноваций. Учитель, независимо от страны его профессиональной деятельности, интуитивно минимизирует набор средств и методов, государство при этом систематически объявляет поход против застоя в образовании. Автор предлагает задуматься над объективно существующей проблемой. Региональная образовательная политика Российской империи в контексте модернизации современного образованияСтатья посвящена проблемам региональной образовательной политики российского государства на протяжении XVIII - начала XX веков. В ней определены образовательные стратегии и подходы к воспитанию учащейся молодежи окраинных территорий, исходя из их национальных, конфессиональных и культурных особенностей. Ключевые слова: региональная образовательная политика, образовательные стратегии и подходы к воспитанию, учет национальных, конфессиональных и культурных особенностей. Идеал воспитания в современной России: взгляд через призму опыта 1920-1930-х годовСтатья посвящена анализу идеала воспитания, разработанного в СССР в условиях форсированной модернизации общества. Утверждается, что опыт воспитательной деятельности 1920 – 1930-х годов представляет сегодня не только чисто научный, но и практический интерес. Не призывая к копированию форм и методов целенаправленной социализации молодежи восьмидесятилетней давности, автор предлагает обратить внимание на целостный и системный подход к организации данного процесса, проявленный в советскую эпоху «бури и натиска». Становление организационно-правовых основ женского образования в РоссииВ статье описывается становление организационно-правовых основ женского образования в дореволюционной России. Раскрывается опыт правового регулирования в сфере женского образования, рассматриваются документы, регулировавшие деятельность женских учебных заведений в России в XIX -- начале XX веков. Ключевые слова: организационно-правовое регулирование, женское образование, законодательный акт, домашнее образование, Министерство Народного Просвещения, образовательный процесс. Феноменология "образования" и "государственной власти" в социально-педагогическом учении Поля Мишеля фукоАнализируется проблема соотношения и взаимодействия власти и образования в социально-философских и педагогических работах Мишеля Фуко. Показана специфика функционирования современных образовательных институтов как механизмов социального подчинения и контроля. Ключевые слова: дисциплина, власть-образование, био-власть, индивидуализация, дискурс Педагогические смыслы и значения категории "добродетельная жизнь" в трудах Владимира Сергеевича СоловьеваВ статье рассматриваются в теоретико-методологическом ключе педагогические смыслы и значения категории «добродетельная жизнь», содержащиеся в трудах В. С. Соловьёва «Оправдание добра» и «Смысл любви». Ключевые слова: категория «добродетельная жизнь», этико-педагогическое представление о добродетельной жизни. Благотворительность как социокультурный феномен российского обществаВ статье рассматриваются социокультурные особенности благотворительности в области образования Российской Империи середины ХIХ – начала ХХ веков. Анализируется генезис термина «благотворительность». Ключевые слова: образование, история образования, благотворительность, милосердие, добро, помощь. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьниковАвтор статьи показывает, что становление и бытие духовно-нравственных явлений в школе актуализируют и поддерживают интеграционные процессы, сближающие и взаимообогащающие ценностные миры участников образовательного процесса. Ключевые слова: интеграция образования, дифференциация, интеграционные процессы, духовно-нравственное воспитание, ценности, псевдоценности, смыслы, смысловая копилка. Успешный профессиональный опыт в контексте преемственности вузовского и послевузовского образования педагога-воспитателяПредпринята попытка рассмотрения повышения профессиональной успешности в динамике развития воспитательного мастерства педагогических кадров. Автор описывает созданную педагогически-моделируемую ситуацию, в которой участвовали студенты, делает выводы. Ключевые слова: педагог-воспитатель, психолого-педагогический феномен, профессиональная успешность, воспитательный опыт педагогов. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |