Жестокость родителей как фактор социальной дезадаптации ребенка

В статье характеризуется понятие «родительской жестокости», дается авторское видение проблемы детско-родительских отношений, пути ее решения, приводятся результаты собственного лонгитюдного изучения детско-родительских отношений в российских семьях на основе исторического и ретроспективного анализа, наблюдения, интервьюирования, анкетирования, проективных и тестовых методик и опросников (опросник Б. Баса, Дембо-Рубинштейн, Л. А. Венгер, Рене Жиля, К. Kondash, Н. Синягина). Основной объем работ по вышеуказанной теме охватывает период пятнадцать лет. При обобщении и анализе материалов использовался метод статистической обработки. В исследовании принимали участие: учащиеся начальной школы (273 чел.), средние школьники (268 человек), школьники (242 человека), их родители (611 человек), и учителя (154 человека) из 3 регионов России (Ульяновск, Москва, Краснодар). Контрольную группу составили учащиеся начальной школы (32 человека), их родители (43 человека) и учителя (31 человек) города Ульяновска. Общее число людей в рамках эмпирического исследования достигло 1654 человек. В ходе исследования выявлены наиболее распространенные причины родительской жестокости в отношении детей.

Ключевые слова: родительская жестокость, насилие над детьми, виды жестокого обращения с детьми, социальная дезадаптация, факторы социальной дезадаптации ребенка.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети