Особенности художественного воспитания детей изобразительным искусством в дополнительном образовании в современных условиях

Без творческой жизни личность не может быть воспитанной…
Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности.
Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты.
Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
В. А.Сухомлинский
 
О важности художественного воспитания знают все образованные люди, это одна из базовых, формирующих эстетическое, духовное мировоззрение и восприятие окружающего мира человеческая ценность.
Были времена, когда дефицитом были и средства, и кадры художественного обучения в общем и дополнительном образовании.
Например, Б. Неменский писал в конце 80-х годов о ситуации в школе: «Будем искренни: всю значимость эстетического образования каждого мы осознаем недостаточно. Иначе не вставала бы на пути решения проблемы непроходящая чаща из "отсутствия" часов, средств, пособий и материалов. Иначе каждая школа имела бы свой кабинет искусства, своего педагога-специалиста».
Задача, по решению данной проблемы с того времени, я считаю, в общем решена. Там, где пекутся о создании всесторонней поддержки и условий учителям, есть профессионалы в преподавании музыки, изобразительного искусства, технологии. Все решаемо в наше время.
Известно, что в дополнительном образовании детей, творческих объединений именно художественной направленности наибольший процент, как в регионе так и в стране, потому что это востребовано и имеет большое количество видов творчества, где детям можно применить себя. Через творчество идет познание мира у маленьких детей, осознание себя, своих способностей, возможностей, знакомство с культурой и искусством человеческой цивилизации. 
Соприкоснувшись с истинным искусством будущие инженеры, хочется надеяться и верить, не сотворят злых роботов и помощников человеческих, не создадут нового и не применят больше оружия массового поражения ни на какой территории нашей маленькой планеты.
Перед педагогами дополнительного образования стоят две значимые задачи: воспитать читателя, зрителя, слушателя, способного различать, оценивать, анализировать произведения мирового искусства, а также вновь создающихся, современных, и заложить основы профессиональных знаний, навыков, способностей и мастерства.
Развитие художественных способностей у детей в изобразительном искусстве в учреждениях дополнительного образования базируются на тех же принципах, что и в русской и советской школе.
Обучение происходит через те формы, что были сформированы в разные периоды развития нашей цивилизации. Например, художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.
В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит, и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.
Хотя уже в Древнем мире, в эпоху расцвета Египетской цивилизации, обучение изобразительному искусству находилось на высочайшем уровне, это можно увидеть на примере строительства храмов, создании скульптур, фресок, рельефов, декоративном искусстве, предметов быта и т. д.
В наше время естественно то, что происходит большой охват подрастающего поколения творческой деятельностью, совершенствуются и обновляются средства, образовательные технологии.
Но взрастить подлинного неповторимого мастера получится только тогда, когда это самое мастерство передается из рук в руки — от художника, скульптора, архитектора, декоратора, прикладника своему ученику. Тогда мы получим уникальные произведения. При массовом погружении в искусство, скорее всего, — зрителя этих произведений.
В нашем Доме детского творчества 28 лет действует единственная на весь район изостудия «Радуга», где Любовь Константиновна Носова, по образованию художник-оформитель, предоставляет возможность детям разной готовности к творческой деятельности от 6 до 18 лет прикоснуться к изобразительному искусству. На стадии окончания обучения, по желанию, ребята могут отлично подготовиться к поступлению в художественные образовательные учреждения: Новосибирское государственное художественное училище; Новосибирский областной колледж культуры и искусств; институт искусств Новосибирского государственного педагогического университета; Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств и другие.
К педагогу родители доставляют своих детей из разных сел района, таким образом, любой желающий может получить качественное художественное развитие, если есть определенные врожденные данные, развить их и получить в дальнейшем престижное образование.
В помощь Любови Константиновне семь лет назад, работая методистом в ДДТ (20 лет отработав в школе), я организовала объединение «Ты и дизайн» (6 часов в неделю), разработав программу таким образом, чтобы дополнить недостающие моменты в ее программе. Это — многочасовая работа по живописи (масло, гуашь, акрил, т. к. Любовь Константиновна делала упор на акварель, масло она не практиковала), работа в компьютерной программе по 3D-моделированию малых форм, в том числе дизайн интерьера и архитектуры, такую актуальную в наше время визуализацию. Этот модуль я преподаю в период осенних и весенних каникул в Каникулярной школе в ДДТ для одаренных детей района, его проводила в профильной смене в сотрудничестве со специалистами Детского технопарка в районном ресурсном центре при Краснозерской СОШ № 1.
Также в моей программе отводится много времени на декоративные работы больших форматов по витражной технике, батику, аппликации из шерсти и другим работам на усмотрение детей. Графический раздел представлен тем, что ребята могут опробовать все материалы: соус, сангину, пастель, уголь. Большой объем часов запланирован на проектную деятельность, очень популярную в нашем объединении: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, фотография. В планах создать проекты по 3D-моделированию. Идеи проектов исходят от обучающихся, которых я набираю (возраст ребят — с 13 лет). Они уже имеют базовые знания, полученные у Любови Константиновны. Такая преемственность и обогащение содержания наших программ была необходима учреждению, что теперь приносит хорошие результаты по многим направлениям. 
Обучающимся изостудии «Радуга» и объединения «Ты и дизайн» предоставляется возможность принимать участие в мероприятиях разного уровня.
На районном уровне это мероприятия: районная Площадка по защите творческих и исследовательских проектов обучающихся «Творчество детей — путь к мастерству», которая функционирует шесть лет (я как методист являюсь инициатором ее организации), районный конкурс детского творчества «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего», межрайонный конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся образовательных учреждений Карасукского, Кочковского и Краснозерского районов; отчетная выставка детского творчества «Я и мир моих увлечений» в художественно-краеведческом музее им. В. И. Коробейникова, муниципальный этап Регионального конкурса «Школа. Творчество. Успех», «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», конкурсы «Я хочу жить здесь!», «Вода глазами ребенка», «Знают все, как дважды два, у ребенка есть права…», «Полицейский Дядя Степа», «У тебя талант!», прошедший в ДДТ в рамках областной акции «Поезд "За духовное возрождение России!"» и другие. 
На областном уровне: конкурсы в рамках Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Хоровод традиций» («Палитра ремесел», «Шедевры из чернильницы», «Театральная юность России», «Рождественский фейерверк»); «НСО80.РФ», «Красота Божьего мира», конкурс детского творчества «Природа глазами детей», творческий конкурс «Моя гордость — Новосибирская область», посвященный 80-летию образования НСО, IV Областной конкурс творческих проектно-исследовательских работ в сфере традиционного и современного искусства «Вдохновленные идеей–2018», Областной конкурс детского рисунка «Моя Вообразилия», «Если бы я был Президентом», «Мама — главное слово в судьбе», «Моему любимому учителю» и другие.
Многие педагоги предоставляют возможность ребятам из художественных объединений участвовать в конкурсах дистанционно, чаще всего сотрудничая с художественным отделом Новосибирского Областного центра развития творчества детей и юношества. Всероссийский этап таких конкурсов — очный.
Достижения на всероссийском уровне. Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Хоровод традиций», изобразительного искусства и технического творчества «Палитра ремесел» в рамках профильной смены в г. Алушта республики Крым 2018 года — приняли участие обучающиеся изостудии «Радуга» (педагог Л. К. Носова) и объединения «Ты и дизайн» (педагог Г. Г. Зайцева). Елена Рябченко (объединение «Ты и дизайн», номинация «Живопись») стала победителем областного и лауреатом 1 степени всероссийского этапов, Арина Зайцева — призером третьей и второй степени, Дарья Сологубова — призером третьей степени. Дарина Черкалина (изостудия «Радуга») победила на областном уровне в номинации «Дизайн», на всероссийском уровне — лауреат 3 степени.
Обучающаяся изостудии «Радуга» Валерия Шишова приняла участие в заключительном очном этапе Международного конкурса молодежных проектов «Наша история» (г. Москва) в мае 2019 года. Мария Усточкина победила в сложнейшей художественной олимпиаде, которая проходила в Институте искусств НГПУ. В ней принимали участие дети из художественных школ и студий Новосибирска и области. Поздравляем Марию, педагога и родителей за этот успех, тем более что девушка стала студенткой данного вуза.
Группа ребят из разных объединений учреждения по итогам областного этапа конкурса «Рождественский фейерверк» была приглашена на очный всероссийский этап в г. Великий Новгород. В номинации «Дизайн» творческий коллектив объединения «Ты и дизайн» заняли 2 место.
Областным центром развития творчества детей и юношества ежегодно проводится конкурс художественных проектов. В 2018 году в областном конкурсе «Вдохновленные идеей–2018» пять обучающихся МКУ ДО ДДТ приняли участие в двух номинациях: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. Победители и призеры в номинации «Изобразительное искусство» 16–18 лет: 1 место — Лада Габелкова (педагог Г. Г. Зайцева). В номинации «Дизайн», 12–15 лет: 3 место — Дарина Черкалина, (педагог Л. К. Носова). В номинации «Декоративно-прикладное искусство» участники: Елена Рябченко (педагог Г. Г. Зайцева).
Арина Зайцева в 2018 году была приглашена на Гала-концерт по итогам регионального фестиваля «Школа. Творчество. Успех», она стала победителем в номинации «Изобразительное искусство» по живописи.
Таковы особенности и условия художественного развития детей в области изобразительного искусства в Краснозерском Доме детского творчества в современных условиях.
 
Г. Г. Зайцева,
методист, педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Ты и дизайн» 
МКУ ДО Краснозерский Дом детского творчества, 
Краснозерский район, Новосибирская область
 
 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети