Философско-педагогические аспекты этики компьютерных игр В статье исследуется философско-педагогический потенциал изучения этики компьютерных игр. Их этическая оценка предполагает выявление характера этических выборов и этических возможностей в правилах и игровом мире, а также оценку трансляции представленных в игре этических ценностей и форм закрепления этического опыта, переживаемого игроком. Этический анализ игр традиционно выполнялся с привлечением ключевых философских этических теорий: консеквенциализма, деонтологии и этики добродетели. Рассмотренные в статье варианты анализа демонстрируют невозможность создать убедительный философский комментарий к интуитивным сомнениям в этической ценности компьютерных игр с опорой на консеквенциализм или этику долга.
Этика добродетели позволяет поставить под сомнение опыт игры, являющийся опытом неморального поведения, по причине его возможных педагогических последствий. Тем не менее если мы имеем дело с игроком, который еще до начала игры является сформировавшимся субъектом, способным на моральную оценку, то его взаимодействие с игрой строится по принципу «герменевтического круга». В статье указывается, что основой такого взаимодействия становится возможность для игрока связать этический опыт с оценкой выявленной игровой механики. Таким образом, наибольшую философско-педагогическую ценность в состоявшемся обсуждении этики компьютерных игр имеет утверждение возможности построения теории, не предполагающей прямолинейную трансляцию ценностей игры и их усвоение игроком.
Ключевые слова: философия образования, компьютерная игра, этика, этика добродетели, игровая механика, структура.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |