Как философия образования Герберта Спенсера коррелируется с социальным дарвинизмомВ статье проанализированы философско-педагогические концепции английского ученого, философа и педагога XIX века Герберта Спенсера. Его заслуга перед западным и российским образованием заключается в том, что он взял за основу эволюционную теорию Чарлза Дарвина «О выживании наиболее приспособленных видов» и впервые в истории педагогической практики применил ее к системе образования, получившей название со- циального дарвинизма. Цель исследования обусловлена тем, чтобы через призму философско-педагогических концепций Герберта Спенсера выявить сущность философии образования социального дарвинизма, разработанной им; проанализи- ровать, как она коррелировалась с системой образования XIX века в Англии и США; выяснить, в каких условиях сформировалась такая философия и как она повлияла на развитие западного и российского образования. При таком подходе философско-педагогическое исследование поднимается на уровень метанаучного синтеза и решает поставленные автором задачи. Проблемы теории и методологии философии образования социального дарвинизма, разработанные Гербертом Спенсером, неоднократно рассматривались в российской педагогической науке, но не всегда это осуществлялось по оригинальным текстам самого автора. Новизна исследования обусловлена тем, что анализ философско- педагогических концепций Герберта Спенсера осуществляется на материале западных источников, дающих нам целостное представление об образовательной системе Западной Европы и США XIX–начала XX вв. Как итог исследования формулируется вывод об актуальности философии образования социального дарвинизма и вкладе Герберта Спенсера в современную педагогику.
Ключевые слова: философия образования социального дарвинизма Герберта Спенсера, европейская система образования детей, диалектические принципы, научно-технический прогресс, образованные специалисты.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |