Из историиОбразовательные концепции римского педагога и ритора Марка Фабия КвинтилианаВ статье исследуется система образования выдающегося древнеримского ритора и педагога Марка Фабия Квинтилиана, сложившаяся к I веку н. э. Ее знание необходимо нам для того, чтобы, во-первых, понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в Древнем Риме; во-вторых, выяснить, какие образовательные концепты педагог Марк Фабий Квинтилиан позаимствовал от своих предшественников, куда, естественно, входит и древнегреческая философия образования, а какие внедрил в древнеримскую педагогику сам.
Тенденции развития тюменского учительства в послевоенные годыВ статье описываются сложности, с которыми столкнулось тюменское учительство после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Целью исследования является необходимость изучить состояние тю- менского образования, а также выявление проблем в деятельности педагогов в послевоенное время. Автор опирается на следующие методы: историко-структурный (выявление педагогических связей внутри школьной системы), историко-компаративистский (сравнение и сопоставление различных исторических периодов раз- вития школьного образования).
Иркутская частная женская школа Н. В. Сукачёвой: образование в Сибири в конце XIX–начале XX вв.Статья содержит информацию об истории функционирования «бесплатной школы для девочек», которая была открыта в конце XIX века благотворительницей, педагогом, женой иркутского общественного деятеля Надеждой Владимировной Сукачёвой в г. Иркутске на собственные средства и содержалась ею на протяжении 34 лет. Освещены данные, касающиеся организации образовательного процесса, представлены биографические сведения о некоторых представителях педагогического персонала. Обращение к теме обусловлено малой степенью изученности.
Особенности корреляции исторического реализма философии Аристотеля c образовательными концептамиВ статье исследуется исторический реализм в философии выдающегося древнегреческого философа и педагога Аристотеля, который сложился к IV веку до н.э. Его знание необходимо нам для того, чтобы, во-первых, понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в Древней Греции; во-вторых, выяснить, ка- кие образовательные концепты философ Аристотель позаимствовал от своего учителя Платона, а какие внедрил в древнегреческую педагогику сам.
Особенности философии образования Иммануила КантаВ статье рассматриваются особенности философии образования основоположника немецкой классической философии, ученого, философа и педагога Иммануила Канта (1724–1804). В ходе исследования было выявлено, что значение его философии образования настолько многогранно, что потребуется междисциплинарный анализ, приводящий к следующим результатам. Во-первых, показано, в каких социально-политических условиях сформировалась кантовская философия образования и какое влияние на нее оказали идеи Просвещения.
Как схоластическая концептуальность Фомы Аквинского коррелируется со средневековой философией образования (философско-педагогический анализ)В статье анализируются особенности философии образования выдающегося представителя средневековой схоластики, философа, теолога и педагога Фомы Аквинского, знание которой необходимо, во-первых, чтобы понять, как происходило становление философско-педагогической мысли в истории; во-вторых, выяснить, какие образовательные концепты он позаимствовал от своих предшественников, а какие внедрил в педагогическую практику самостоятельно.
Становление начального профессионального образования в Оренбуржье в 1920–1930-х годахВ статье освещены важные преобразования в системе начального профессионального образования Оренбуржья в 20-е и 30-е годы XX века. На базе архивных материалов и периодики автор раскрывает все трудности, с которыми сталкивалось начальное профессиональное образование Оренбуржья в указанный период, и пути их преодоления.
Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: принципы организации и правила воспитания в зрелом коллективеВ статье вводятся в оборот новые принципы организации воспитания как категории педагогической действительности и науки в педагогике А. С. Макаренко. Даны обоснования незакрытого перечня принципов воспитания, порождения принципов сквозными задачами общества. Вскрыта связь принципов воспитания с потребностями и ценностями общества, сформулированы принципы воспитания Макаренко и раскрыто их содержание. Вводится в оборот термин «правила воспитания» и даны их формулировки. Показано, что они применяются в условиях зрелости коллектива.
Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: иерархия категорий и правила перевоспитания в формирующемся коллективеВ статье анализируется иерархия категорий воспитания: закона, принципов и правил. Показано, что высший уровень иерархии — это само общество и общий закон его развития, на следующем уровне действуют законы сфер и отраслей деятельности общества, в том числе законы педагогики. Показано отличие действия закона и принципов воспитания в обществе. Обоснован незакрытый характер перечня принципов воспитания, в отличие от перечня приводимых в педагогических словарях. Вводится в оборот термин «правила перевоспитания».
Использование личного сравнительного метода К. Д. Ушинского в антропологической компаративистике дополнительных образовательных пространствВ статье определены некоторые социально-культурные и личностно-психологические условия, положительно влияющие на развитие у практических педагогических работников исследовательского мастерства в сфере сравнительной педагогики. Теоретическим и эмпирическим путём подтверждена гипотеза о целесообразности участия практических педагогических работников в комплексных компаративных антропологических исследо- ваниях множественных дополнительных образовательных пространств.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |