Структурно-функциональная модель формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии

О. Б. Пяткова
 
В статье представлена структурно-функциональная модель методики формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии. Создание модели обосновано потребностью в обеспечении разработанных методических материалов по формированию универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии. На данный момент подобных программ создано в достаточном количестве, но недостаточно разработано методического обеспечения для формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации модели и комплекса педагогических условий её успешной реализации. Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: исторический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии; метод интерпретации основных терминов и понятий; метод сравнительного анализа, наблюдение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. В качестве предмета исследования представлен процесс формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии в основной школе. Результаты исследования. Основные результаты исследования состоят в разработке, апробации заданий креативного характера на формирование универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии в основной школе; формировании критериально-диагностического инструментария для проведения оценки уровня сформированности универсальных учебных по- знавательных действий обучающихся. Заключение. Проблематика формирования универсальных учебных познавательных действий обучающихся средствами смыслового чтения при обучении биологии в основной школе остается актуальной, детерминируется трансформациями, происходящими в сфере общего образования, нацеленными на повышение качества обучения учебному предмету «Биология» у обучающихся, социальной потребностью общества и государства в целом на формирование у подрастающего поколения инновационной деятельности. Инновационным вектором будущих научных исследований может стать проблематика, связанная с формированием познавательных УУД всего школьного курса биологии на уровнях основного общего и среднего общего образования, необходимых для успешной сдачи государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, универсальные учебные познавательные действия, средства смыслового чтения, общеучебные умения и навыки
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети