Речевая регуляция поведения ребенка: методология и технология

М. Л. Лазарев
 
Постановка проблемы. Успешность изучения как родного, так и иностранного языка в школе во многом зависит от уровня речевой зрелости, с которым ученик приходит в первый класс. При этом, несмотря на большое количество технологий и методов логопедической коррекции, доказавших за последние десятилетия свою высокую эффективность, количество детей раннего и дошкольного возраста с нарушением речевого развития не только не уменьшается, но даже продолжает расти. В связи с ухудшением речевого развития младших школьников сегодня все большую популярность приобретает превентивная логопедия, применение которой предполагается уже в раннем возрасте. Однако следует признать, что даже в случае раннего превентивного подхода общая парадигма помощи ребенку остается «болезне-центристской» — не допустить возникновения речевых нарушений. Цель — презентация метода полифункционального речевого тренинга детей 3-го года жизни, как одного из ва- риантов решения проблемы нарушения речевого развития у детей раннего возраста, предполагающего специальную подготовку педагогов в рамках дополнительного профессионального образования. Методы и материалы. В основу предлагаемого авторского метода полисенсорного речевого тренинга детей положена «здоровье-центристская» парадигма, которая базируется на стратегии отечественной медицины «Здоровье здоровых» (А. Н. Разумов). Метод разработан в рамках нового медико-психолого-педагогического направления, названного Сонатал-педагогикой, предполагающей гармонизацию психического и физического развития ребенка в ходе онтогенеза, начиная с пренатального возраста. В основу метода полифункционального речевого тренинга, направленного на полноценное становление всех четырех видов речи (двигательной, музыкальной, художественной, вербальной) положена школа озвученного ритмического дыхания, осуществляемая одновременно с нагрузками на остальные произвольные функциональные сферы жизнедеятельности организма ребенка (двигательную, эмоциональную, когнитивную, сомато-биоритмическую, кардио-респираторную, иммунно- адаптационную и вокально-речевую). Для обеспечения речевого тренинга в методе используются специально написанные серии песенных программ, с музыкальными сказками и элементами театрализации. Оценка результатов применения метод проводилась с помощью специально разработанного комплексного лингва-теста. Результаты. В ходе работы получена положительная динамика показателей развития речи, выявленная, в том числе, с использованием авторских методов тестирования (рифмо-логотест, темпологотест, коэффициент артикуляционной зрелости и др.). Также упоминается о положительных изменениях в показателях функционального развития детей, опубликованных автором в более ранних работах. В заключение сформулированы выводы, относительно представленной программы экспресс-тестирования результатов речевого тренинга, а также позиционирования новой педагогической роли — речевой тренер (лингвогог), с предложением разработки самостоятельного направления педагогических исследований — педагогики речевого тренерства (лингвогогики).
Ключевые слова: превентивная логопедия, полифункциональный речевой тренинг, речевое поведение, лингва-тест, лингвогогика, речевой тренер
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети