Гуманно-личностная технология обучения английскому языкуВ новом тысячелетия России требуются связи с зарубежными странами, требуются специалисты, владеющие иностранными языками как средством общения, следовательно, все внимание следует уделять развитию способностей школьников, умению применять полученные знания в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Диалог культур понимается не только как знакомство с культурой всех англоговорящих стран, но и как постижение особенностей жизни и быта и менталитета россиян, духовного наследия России, ее вклада в мировую культуру. Моя цель - развить у ученика способность думать, умение формулировать свои позиции, оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. В обучении иностранному языку я ставлю ряд задач по развитию умений и навыков у учащихся:
И наиболее оптимальный путь решения этих задач - технология личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Работая над методической темой "Коммуникативная направленность в развитии навыков устой речи", обучаю школьников использовать иностранный язык как инструмент общения. Данная цель ориентирует на более широкое использование в учебном процессе материалов страноведческого и лингвострановедческого характера, а также материалов, связанных с культурой и историей страны изучаемого языка. Подобный подход предполагает тесную связь с другими дисциплинами школьного курса и даже их интеграцию (например, с литературой, историей, русским языком, географией), в результате чего у учащихся должно сложиться целостное представление о мире, людях, населяющих нашу планету, общечеловеческих ценностях, о мировой культуре, общих проблемах человечества. Этот подход предполагает весьма обширные знания по английскому языку, а также умение и навыки слушания, чтения, говорения и письма. Работа строится с учетом коммуникативной направленности, дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности. При таком подходе особе внимание следует уделять сознательности и активности учащихся в овладении материалом, а также принципу избыточности, который играет существенную роль в обучении иностранному языку. Это дает возможность вариативно и избирательно использовать материал в группах учащихся с разным уровнем языковой подготовки. Данная технология ориентирует учащихся на филологическое образование, что прежде всего предполагает развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять явления изучаемого языка с аналогичными элементами в структуре родного языка. Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться. В качестве основных методов технологии личностно-ориентированного обучения выступают следующие:
Самым эффективным и результативным, на мой взгляд, является обучение в сотрудничестве. Основная идея технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы: 1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты - личностно-ориентированный вид работы. При его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы. Например: Сравнительный анализ СМИ в США и России. 8 А; Российское телевидение в XXI веке. 9 А; Брак, семья глазами подростков. 10А; Музыка "Человек в современном мире". 7А и т.д. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе. 2. Повышение значимости английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная работа готовит ребят к этому. 3. Образовательная и воспитательная ценность. Моя авторская программа позволяет, используя межпредметные связи (ИЗО, история, английский язык), развивать у учащихся познавательную активность, воображение, обучать ведению дискуссий, лекций, публичных выступлений на английском языке, отрабатывать умение аргументировать свою точку зрения, развертывать предложенный тезис. Данная программа разработана с учетом психолого-педагогических задач, возраста учащихся, их культурно-языкового пространства. Цель - связать прошлое и настоящее, спланировать будущее в свете идейно-художественных концепций, нравственных доминант времени, что позволяет лучше понимать исторические процессы с помощью различных искусств, своей собственной позиции, умения ориентироваться в современном мире и принимать самостоятельные решения. Школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки. При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах, но здесь нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы:
Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников. Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа гуманно-личностной технологии. Следует иметь в виду, что педагогическое воздействие всегда однонаправленно (учитель - ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения: 1) информативную (передача и обмен информации); 2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности); 3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком). К методам интерактивного обучения в моей практике можно отнести КВНы, "круглые столы", дискуссии, семинары, телемосты, мини-конференции, где, как правило, после изучения объемной и значимой темы самостоятельно в ходе коллективного обсуждения подводятся итоги, ученики выступают с докладами, эссе, рапортами, сочинениями, критикой, анализом, рецензиями, исследованиями и научно-практическими рефератами. Особое внимание я уделяю научно-практической работе учащихся 5-11-х классов. Вся дополнительная информация и знания учащимися осмысливаются и перерабатывается на факультативах и спецкружке, на спецкурсах (технология), индивидуальных занятиях, на лекциях, далее она обрабатывается и представляется в рефератах для дальнейшего обсуждения уже на школьных, районных и городских научно-практических конференциях. При написании рефератов учитывается актуальность темы. Моя цель как педагога - сделать акцент на реализации комплексного подхода при формировании у ученика языковой, речевой, эпистолярной и поведенческой компетенции в процессе обучения нормам иноязычного общения. При работе в классах с углубленным изучением английского языка использую новые УМК, британские учебники и разрабатываю свои авторские пособия по актуальным проблемам современности: "Русская и английская живопись на рубеже ХХI столетия", "Музыка и человек", "Брак и семья в современном мире", "Роль женщины в XX веке", "СМИ - сегодня", "Современная социология", "Религия и мы". Для оценивания знаний и умений учащихся в 1996-2001 гг. апробирована система, которая включает:
Заявленная технология развития творческих способностей и коммуникативных качеств апробируется мною уже в течение десяти лет и получила положительные отзывы преподавателей методобъединения гуманитарного цикла школы N 63, районного методического объединения, кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО. Гуманно-личностная технология Классификационные параметры технологии
Т.А. Толстикова, учитель английского языка средней школы N 63 с углубленным изучением английского языка г. Новосибирска Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |