Актуальные проблемы подготовки преподавателей искусстваСовременная социальная ситуация характеризуется разрывом между культурой, наследием и человеком нашего времени, утерявшим с ней связь. Трансляция культуры в той форме, в какой она проходила последние десятилетия (информационной), перестала быть надежной основой для образования. Декларируя роль художественного творчества и его влияния на физическое и духовное здоровье детей, на деле мы получили отчужденного от художественного наследия человека, деформированного как в нравственном отношении, так и в физиологическом. Причины:
Требуется кардинальная ревизия системы специальных профессиональных учреждений (вузов и сузов): их структур, программ, методик. Специальным учебным заведениям необходимо пересмотреть подготовку кадров с учетом образовательного стандарта школы. Конечным результатом необходимо считать в первую очередь методологические знания и педагогический инструментарий, способные обеспечить многофункциональное и многоаспектное использование искусства в школьной практике. В системе дополнительного образования и на уроках в школе необходимо формировать не только специальные способности, но в большей степени - универсальные, которые являются базовыми в любой художественной деятельности. Эти способности лежат не в сфере научения, а в плоскости развития личности. К ним относится в первую очередь эстетическое и художественное восприятие, которое становится источником развития художественно-творческих способностей. Восприятие - первичное и завершающее звено коммуникации К-И-С. С восприятия начинается искусство, восприятием оно и заканчивается. Отсутствие у слушателей и зрителей творческого художественного восприятия - причина того, что и ребенок, и взрослый слушатель "скучают" на концерте, не стремятся общаться с искусством в картинной галерее, поскольку не могут выйти на содержательный пласт художественного произведения. В ИСТОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ВСЕГДА ЛЕЖИТ РАЗВИТОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Именно поэтому необходимо вести работу в двух базовых направлениях:
Что касается творчества, то идет вытеснение данного процесса исполнительской или ремесленнической практикой. Художественная деятельность не есть только работа с художественным материалом - это прежде всего создание своего авторского текста. Акт творчества всегда уникален, неповторим как таинство, а восприятие универсально, всеобщно. Однако навык восприятия художественного текст, навык общения с творцами через семантику и синтаксис языка искусства практически не формируется ни в школе, ни в специальных высших учебных заведениях. Отсутствие критериев и низкий художественный вкус не позволяют учителям оценить и распознать шедевры, выявить талантливые неординарные работы. В тоже время произведения низкопробные, но сделанные по академическим канонам, выдаются за эталонные. Перекос в подготовке кадров в сторону технологической узкоспециальной обученности при ограничении педагогической грамотности и общехудожественного развития студентов приводит к профессиональной несостоятельности, дискомфорту выпускников, дезадаптации в школьном социуме. Вопрос о соотношении художественного и технического в профессиональной подготовке кадров необходимо решить концептуально и в ближайшее время. Чем больше развито художественное мышление, чем лучше развито восприятие и воображение, тем больше технологическая мощь мастера, тем точнее он выразит "звездный говор". Эта проблема актуальна в большей степени в работе с детьми, где зачастую технологизм, стремление к профессиональной обученности доминирует над художественностью. Что такое технологизм? Это все до-духовное, до-вдохновенное. Ничего отрицательного в технологизме нет до тех пор, пока он не занимает место цели в музыкальном, художественном творчестве. Технологизм как цель - реакционен, так как тормозит художественность. Это с его помощью разделяют растущих музыкантов на перспективных и неперспективных, успевающих и неуспевающих, профессионалов и непрофессионалов. При этом вся вина ложится на ученика: "Он не способен, ему не дано". А смог ли педагог разбудить личность? Если духовному дать проникнуть в технику, то оно сделает содержательными все элементы ремесла. Профессиональные (технологические) требования идут извне. А значит, они ограничивают самость человека, и от ученика требуют лишь то, что требуют и от всех других. Уникальность ребенка в таком случае никого не интересует - интересует похожесть на то, что было, уже понравилось и узнаваемо. Художественность и подлинный артистизм - вот тот центр и идеал, на котором вызревает настоящий музыкант, мастер. Человек не овладеет профессионализмом, пока не найдет художественные возможности в себе, пока не заработает его восприятие, его воображение. Как формировать оба полюса - ремесло и художественность - равноценно и синхронно? Педагогически этот вопрос можно решать в каждой конкретной ситуации, однако в целом можно указать направление: освоение техник, языка можно доверить самому ученику, а работать больше над идеей, содержанием, образом, создавая ситуацию и атмосферу открытия, догадки, свободы выражения. ГДЕ ИСТОКИ И МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ?
Думается, что педагогика должна приобрести черты психогогики - работы с душой, психеей. Внимание педагогических кадров должно переместиться от технологий обучения к технологиям побуждения к действию. Л.П. Маслова, кандидат педагогических наук, НИПКиПРО
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |