Нравственное воспитание – начало началРеальная жизнь требует и соответствующего пересмотра содержания, методов и форм организации воспитательной работы.
Предлагаемое пособие ставит своей целью оказать помощь воспитателю в овладении теоретическими основами методики воспитательной работы, некоторыми методами, приемами и формами ее организации и проведения.
Пособие предназначено учителям, методистам, организаторам воспитательной работы, студентам.
3. К. Шнекендорф. Воспитание учащихся в духе культуры, мира, взаимопонимания, соблюдения прав человека. Педагогика. 1997. —№ 2. - е. 43-50.
Организация Объединенных Наций и ЮНЕСКО всегда вкладывали в понятие «стремление к миру» более широкий позитивный смысл, нежели просто отсутствие войны. Так, в учредительной декларации ЮНЕСКО отмечается, что мир, основанный лишь на политических и экономических соглашениях правительств, не сможет завоевать прочной поддержки народов, для этого он «должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества».
Далее автор дает анализ состояния педагогической науки в Российской Федерации, в частности воспитательной работы, ее методик. Более подробно узнать об этом читатель может, прочитав данную статью.
Артемий Владимиров, священник. Урок целомудрия. Педагогика. 1997. - № 4. - с. 52-57.
Анализируя нравственное состояние школы в различных странах мира, мы однозначно можем констатировать, говорит автор, что ближе всего к печальной перспективе стоит Америка.
Та самая страна, которая сегодня пытается «помочь» нашему небогатому материально государству профинансировать программу так называемого сексуального просвещения школьников.
Результаты ранней сексуальной распущенности рассматриваются в духовной, медицинской и нравственной сферах.
Далее слово автора посвящено уроку целомудрия как основе нравственного воспитания личности. Что предлагает автор, подробно можно узнать из статьи.
Н. Д. Виноградова. Привычка — основа нравственного воспитания. Педагогика. 1997. — № 5. — с. 91— 96.
Автор данной статьи ссылается на работы известных педагогов (К. Д. Ушинского, Д. Лежка, А. С. Макаренко и др.), которые придавали огромное значение формированию привычек, начиная с младенческого возраста. Привычка — тот же навык, но только на более высокой ступени автоматизма.
Вредные привычки — это начало пути к безнравственному поведению, черствости, жестокосердию.
Однако, указывает автор, современная педагогика уделяет очень мало внимания данной проблеме.
Ф. В. Кадоя. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников. Педагогика. 1997. - №6. - с. 54-58.
Честь и достоинство — базисно-иитерированные качества личности, отражающие один из важнейших видов моральных отношений — отношение человека к самому себе как социально значимому существу.
Автор статьи подробно анализирует смысл понятий «честь» и «достоинство» личности.
Каковы же критерии развития чести и достоинства старших школьников? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.
Я. М. Трофимова. Нравственные ориентиры младшего школьника. Педагогика. 1997. — Мб.— с. 59-65.
С младшего школьного возраста начинается особый период нашего детства. Поэтому все дети в начальной школе особенно нуждаются в гуманных, доброжелательных отношениях со взрослыми и сверстниками. Этот период благоприятен для усвоения норм нравственности.
Какова же динамика нравственного становления младшего школьника? Автор подробно анализирует данный вопрос в предлагаемой статье.
С. Устинова, доктор мед. наук. К чему ведет преждевременное сексуальное просвещение. Воспитание школьников. 1997. — № 5. — с. 25-27.
Специалист-кардиолог считает раннее сексуальное просвещение детей безнравственным. Основываясь на данных современных нейро-эндокринно-обменных исследований, автор отмечает отрицательное воздействие сексуальных рекомендаций в детском возрасте на здоровье детей в настоящем и будущем.
Мама. Воспитание школьников. 1997. — № 6. — с. 31—32.
Одна из глав книги священника Артемия Владимирова «Учебник жизни» предлагается для бесед со школьниками.
К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми, да еще к тому же и компьютерными, что у них все меньше и меньше времени «остается на маму».
Автор много проникновенных, теплых слов посвящает мамам, учит любить их и быть к ним всегда внимательными.
Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX — начало XX вв.). Педагогика. 1998. — № 2. — с. 70—75.
В российской православно-христианской педагогике проблема идеала воспитания всегда занимала самое важное место, а ее решение на протяжении столетий связывалось традиционно с постижением основ христианской этики и морали, в соответствии с которыми человек должен научиться подчинять материальную сторону жизни духовной, что считалось доказательством его нравственной зрелости, и образ Иисуса Христа рассматривался в качестве абсолютного нравственного идеала.
Автор данной статьи последовательно прослеживает трансформацию идеала воспитания, нравственного образца для подражания, происходившую в эпоху радикальных преобразований в православно-христианской педагогике и народно-педагогическом сознании.
«Сегодня, когда поблекли, а то и просто отвергаются интернационалистические ценности, а новых мы пока не приобрели, не следует ли нам с искренней верой, надеждой и любовью обратиться к православно-христианской традиции. Соотнести ее по мере возможного с теми обстоятельствами, с которыми неизбежно сталкивается русский человек на пороге следующего тысячелетия?» — таким вопросом автор заканчивает свое исследование.
Помелов В. Б. Подвижники российского просвещения как нравственный образец. Педагогика. 1998. - № 2. - с. 75—78.
В определении стратегических направлений развития современного российского образования важное место занимает проблема его ценностных приоритетов.
В качестве примера может служить проблема нравственного. идеала. Поиск новых нравственных ценностей идет сегодня по нескольким направлениям. Автор рассматривает основные из них, с которыми читатель может подробно ознакомиться, прочитав статью.
Яркие примеры самоотверженности, патриотизма, высокого уровня профессионализма педагогов прошлого и настоящего (которые приведены в статье) служили и продолжают служить для нас нравственным ориентиром. Изучение такого рода приоритетов обогащает российскую историко-педагогическую науку.
Рувинский Л., профессор, гл. редактор «Педагогического вестника». Духовность. Пед. вестник. 1998. — № 1. — с. 2-3.
В современный период утери людьми прежних идеалов, роста преступности, материального приобретательства истинная нравственность в жизни нашего общества и воспитании детей возможна лишь на основе признания, наряду с материальной, полноценности духовного мира и души человеческой.
В газете «Педагогический вестник» можно прочесть цикл статей вышеуказанного автора, назначение которых — стать основой для личного совершенствования и счастья людей и, конечно, для совершенствования содержания образования и воспитания.
Лессинг Г. Э. Воспитание человеческого рода. Мир образования. 1997. - М 3. - с. 41-47.
Немецкий фолосов-просветитель Г. Лессинг писал: «Тот, кто не изучал истории, навсегда останется младенцем». Размышления над историей человечества побудили Г. Лессинга к написанию его знаменитых ста тезисов под общим названием «Воспитание человеческого рода».
Предлагаемая работа Г. Лессинга воссоздает картину продвижения человечества по лестнице своего взросления;
Три этапа, по Лессингу, это путь человека от язычества к иудаизму, затем к христианству. Следующая стадия — «эпоха нового, вечного Евангелия», когда нравственность станет абсолютной.
Учителям, воспитателям, психологам предлагается ознакомиться со всеми ста тезисами Г. Лессинга.
Лаптева Ирина. Воспитание мальчиков в плену стереотипов. Мир образования. 1997. — № 3. — с. 34-36.
Совсем не просто ответить на вопрос, какие качества характера нужно воспитывать у мальчиков, а какие — у девочек, чтобы, став взрослыми, они могли добиться успеха в профессии, создать счастливую семью. Как настойчивое воспитание мужественности отражается на психологическом здоровье мальчика? Какую роль может и должен играть мужчина в обществе?
С самого раннего детства жизнь у мальчиков сложнее, чем у девочек. Уже в детском возрасте мальчик должен быть сильнее девочки. Женщина, конечно, может быть более эмоциональной. Ей простят многословие при изъявлении чувств. Мужчина же, как полагают, должен быть более сдержан, реже полагаться на интуицию. С этих позиций оценивается личность мужчины и его деятельность в обществе.
Не в каждой семье четко продумана цель воспитания ребенка. Если ребенок загоняется в придуманный образец, как в прокрустово ложе, то это патология, насилие.
Стереотипы, сформированные в обществе, также давят на формирующуюся психику ребенка, как пресс. Мальчик не имеет права проявить слабость или трусость.
В статье даются советы по родительскому воспитанию сыновей, якобы оградить их от нежелательных последствий, стрессов, лишних сомнений.
Статья рекомендуется для воспитателей, учителей, психологов, родителей.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |