Нравственное воспитание – начало начал

 
Реальная жизнь требует и со­ответствующего пересмотра со­держания, методов и форм орга­низации воспитательной работы.
Предлагаемое пособие ставит своей целью оказать помощь вос­питателю в овладении теоретичес­кими основами методики воспи­тательной работы, некоторыми методами, приемами и формами ее организации и проведения.
Пособие предназначено учи­телям, методистам, организаторам воспитательной работы, студен­там.
 
3. К. Шнекендорф. Воспитание учащихся в духе культуры, мира, взаимопонимания, соблюдения прав человека. Педагогика. 1997. —№ 2. - е. 43-50.
Организация Объединенных Наций и ЮНЕСКО всегда вкла­дывали в понятие «стремление к миру» более широкий позитив­ный смысл, нежели просто от­сутствие войны. Так, в учреди­тельной декларации ЮНЕСКО отмечается, что мир, основанный лишь на политических и экономи­ческих соглашениях прави­тельств, не сможет завоевать прочной поддержки народов, для этого он «должен базироваться на интеллектуальной и нрав­ственной солидарности челове­чества».
Далее автор дает анализ со­стояния педагогической науки в Российской Федерации, в частно­сти воспитательной работы, ее методик. Более подробно узнать об этом читатель может, прочитав данную статью.
 
Артемий Владимиров, священ­ник. Урок целомудрия. Педагогика. 1997. - № 4. - с. 52-57.
Анализируя нравственное со­стояние школы в различных стра­нах мира, мы однозначно можем констатировать, говорит автор, что ближе всего к печальной перспек­тиве стоит Америка.
Та самая страна, которая се­годня пытается «помочь» нашему небогатому материально госу­дарству профинансировать про­грамму так называемого сексу­ального просвещения школьни­ков.
Результаты ранней сексуаль­ной распущенности рассматрива­ются в духовной, медицинской и нравственной сферах.
Далее слово автора посвяще­но уроку целомудрия как осно­ве нравственного воспитания лич­ности. Что предлагает автор, под­робно можно узнать из статьи.
 
Н. Д. Виноградова. Привычка — основа нравственного воспитания. Педагогика. 1997. — № 5. — с. 91— 96.
Автор данной статьи ссылает­ся на работы известных педаго­гов (К. Д. Ушинского, Д. Лежка, А. С. Макаренко и др.), которые придавали огромное значение формированию привычек, начиная с младенческого возраста. При­вычка — тот же навык, но только на более высокой ступени авто­матизма.
Вредные привычки — это на­чало пути к безнравственному по­ведению, черствости, жестокосер­дию.
Однако, указывает автор, со­временная педагогика уделяет очень мало внимания данной про­блеме.
 
Ф. В. Кадоя. Честь и достоин­ство: критерии их развития у старшеклассников. Педагогика. 1997. - №6. - с. 54-58.
Честь и достоинство — базисно-иитерированные качества лич­ности, отражающие один из важ­нейших видов моральных отноше­ний — отношение человека к са­мому себе как социально значи­мому существу.
Автор статьи подробно анали­зирует смысл понятий «честь» и «достоинство» личности.
Каковы же критерии развития чести и достоинства старших школьников? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.
 
Я. М. Трофимова. Нравствен­ные ориентиры младшего школь­ника. Педагогика. 1997. — Мб.— с. 59-65.
С младшего школьного возра­ста начинается особый период нашего детства. Поэтому все дети в начальной школе особенно нуж­даются в гуманных, доброжела­тельных отношениях со взрослы­ми и сверстниками. Этот период благоприятен для усвоения норм нравственности.
Какова же динамика нрав­ственного становления младшего школьника? Автор подробно ана­лизирует данный вопрос в пред­лагаемой статье.
 
С. Устинова, доктор мед. наук. К чему ведет преждевременное сексуальное просвещение. Воспита­ние школьников. 1997. — № 5. — с. 25-27.
Специалист-кардиолог счита­ет раннее сексуальное просвеще­ние детей безнравственным. Ос­новываясь на данных современных нейро-эндокринно-обменных ис­следований, автор отмечает отри­цательное воздействие сексуаль­ных рекомендаций в детском воз­расте на здоровье детей в насто­ящем и будущем.
 
Мама. Воспитание школьни­ков. 1997. — № 6. — с. 31—32.
Одна из глав книги священни­ка Артемия Владимирова «Учебник жизни» предлагается для бе­сед со школьниками.
К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными иг­рами, да еще к тому же и ком­пьютерными, что у них все мень­ше и меньше времени «остается на маму».
Автор много проникновенных, теплых слов посвящает мамам, учит любить их и быть к ним всегда внимательными.
 



 

Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX — начало XX вв.). Пе­дагогика. 1998. — № 2— с. 70—75.
В российской православно-христианской педагогике пробле­ма идеала воспитания всегда за­нимала самое важное место, а ее решение на протяжении столетий связывалось традиционно с пости­жением основ христианской эти­ки и морали, в соответствии с ко­торыми человек должен научиться подчинять материальную сторону жизни духовной, что считалось доказательством его нравственной зрелости, и образ Иисуса Христа рассматривался в качестве абсо­лютного нравственного идеала.
Автор данной статьи последо­вательно прослеживает трансфор­мацию идеала воспитания, нрав­ственного образца для подража­ния, происходившую в эпоху ра­дикальных преобразований в пра­вославно-христианской педагоги­ке и народно-педагогическом со­знании.
«Сегодня, когда поблекли, а то и просто отвергаются интернаци­оналистические ценности, а новых мы пока не приобрели, не следу­ет ли нам с искренней верой, на­деждой и любовью обратиться к православно-христианской тради­ции. Соотнести ее по мере воз­можного с теми обстоятельства­ми, с которыми неизбежно стал­кивается русский человек на по­роге следующего тысячелетия?» — таким вопросом автор закан­чивает свое исследование.
 
Помелов В. Б. Подвижники рос­сийского просвещения как нрав­ственный образец. Педагогика. 1998. - № 2. - с. 75—78.
В определении стратегических направлений развития современ­ного российского образования важное место занимает пробле­ма его ценностных приоритетов.
В качестве примера может служить проблема нравственного. идеала. Поиск новых нравствен­ных ценностей идет сегодня по нескольким направлениям. Автор рассматривает основные из них, с которыми читатель может под­робно ознакомиться, прочитав ста­тью.
Яркие примеры самоотвер­женности, патриотизма, высокого уровня профессионализма педа­гогов прошлого и настоящего (ко­торые приведены в статье) слу­жили и продолжают служить для нас нравственным ориентиром. Изучение такого рода приорите­тов обогащает российскую историко-педагогическую науку.
 
Рувинский Л., профессор, гл. ре­дактор «Педагогического вестни­ка». Духовность. Пед. вестник. 1998. — № 1. — с. 2-3.
В современный период утери людьми прежних идеалов, роста преступности, материального при­обретательства истинная нрав­ственность в жизни нашего обще­ства и воспитании детей возмож­на лишь на основе признания, на­ряду с материальной, полноцен­ности духовного мира и души че­ловеческой.
В газете «Педагогический ве­стник» можно прочесть цикл ста­тей вышеуказанного автора, на­значение которых — стать осно­вой для личного совершенствова­ния и счастья людей и, конечно, для совершенствования содержания образования и воспитания.
 
Лессинг Г. Э. Воспитание чело­веческого рода. Мир образования. 1997. - М 3. - с. 41-47.
Немецкий фолосов-просветитель Г. Лессинг писал: «Тот, кто не изучал истории, навсегда останет­ся младенцем». Размышления над историей человечества побудили Г. Лессинга к написанию его зна­менитых ста тезисов под общим названием «Воспитание челове­ческого рода».
Предлагаемая работа Г. Лес­синга воссоздает картину продви­жения человечества по лестнице своего взросления;
Три этапа, по Лессингу, это путь человека от язычества к иудаиз­му, затем к христианству. Следу­ющая стадия — «эпоха нового, вечного Евангелия», когда нрав­ственность станет абсолютной.
Учителям, воспитателям, пси­хологам предлагается ознако­миться со всеми ста тезисами Г. Лессинга.
 
Лаптева Ирина. Воспитание мальчиков в плену стереотипов. Мир образования. 1997. — № 3. — с. 34-36.
Совсем не просто ответить на вопрос, какие качества характе­ра нужно воспитывать у мальчи­ков, а какие — у девочек, чтобы, став взрослыми, они могли до­биться успеха в профессии, со­здать счастливую семью. Как на­стойчивое воспитание мужествен­ности отражается на психологи­ческом здоровье мальчика? Ка­кую роль может и должен играть мужчина в обществе?
С самого раннего детства жизнь у мальчиков сложнее, чем у девочек. Уже в детском возра­сте мальчик должен быть сильнее девочки. Женщина, конечно, мо­жет быть более эмоциональной. Ей простят многословие при изъявлении чувств. Мужчина же, как полагают, должен быть более сдержан, реже полагаться на ин­туицию. С этих позиций оценива­ется личность мужчины и его дея­тельность в обществе.
Не в каждой семье четко про­думана цель воспитания ребенка. Если ребенок загоняется в приду­манный образец, как в прокрус­тово ложе, то это патология, наси­лие.
Стереотипы, сформированные в обществе, также давят на фор­мирующуюся психику ребенка, как пресс. Мальчик не имеет пра­ва проявить слабость или трусость.
В статье даются советы по ро­дительскому воспитанию сыновей, якобы оградить их от нежелатель­ных последствий, стрессов, лишних сомнений.
Статья рекомендуется для вос­питателей, учителей, психологов, родителей.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети