Всесторонняя оценка. Психологическое сопровождение аттестации Федеральный закон «Об образовании» и Федеральный базисный учебный план предоставили свободу образовательному учреждению в проектировании индивидуального учебного плана, а учителю — в выборе учебников, технологий и методик обучения и воспитания, образовательных программ (корректировке государственных, авторских или создании собственных).
30 школ области, работавшие по экспериментальным учебным планам с 1990 г., прошли аттестацию и государственную аккредитацию. Сегодня а новосибирской сельской области работает 8 гимназий, 7 лицеев, около 200 учебно-воспитательных комплексов: «Начальная школа — детский сад» (78), «Школа-вуз» (90), «Школа-техникум»(15), «Педколледж — НГПУ» (4), Образовательный центр и др. С 1992 года активно развивается негосударственное образование, представленное 14 школами (в т. ч. католической и православной) и 15 учреждениями дополнительного образования. В каждой из них применяются различные нововведения 8 содержании образования, в организации УВП (учебно-воспитательного процесса), в управляющей системе. Личностно-ориентированные программы, индивидуальные траектории развития, дифференцированный подход в обучении — все это стало реальностью педагогической практики. Отсюда и возросший интерес учительства к проблемам возрастной и педагогической психологии. И как следствие, совершенствование методик, технологий, форм, методов, приемов обучения и воспитания детей. Присутствие психолога в школе становится уже необходимым. Учителя обращаются к нему за советом, участвуют в семинарах по педагогической психологии, предлагают некоторым родителям проконсультироваться у школьного психолога. Словом, практическая психология постепенно входит органичной частью в общую систему школьного образования. В настоящее время педагоги-психологи различных видов образовательных учреждений ориентированы на системный подход в организации своей деятельности. В основе, которого утверждается активная позиция педагога: индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не только школьный психолог, но и учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Такой подход обоснован не только прагматическими соображениями, т. е. необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся, но имеет глубокий содержательный смысл; он отражает представление не только лишь как об «учителе-предметнике», но и как о педагоге-психологе, профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка. Задачи психологической службы определяются задачами образовательного учреждения. Анализ психологической диагностики, составление коррекционных программ, прогнозирование проводятся вместе с педагогами. Деятельность педагога-психолога более ориентирована на сопровождение образовательных программ, работу с педагогическими технологиями. В самом общем виде содержание деятельности психологической службы школы, основанное на таком подходе, может быть представлено следующим образом:
* На первом этапе происходит исследование учащихся школы по всем или большинству параллелей (в зависимости от задач, решаемых педагогическим коллективом) с помощью ранее отобранных психодиагностических методик.
* Одновременно с проведением процедуры психодиагностики происходит серия психолого-педагогических семинаров для учителей школы. Цель этих занятий — ввести педагогов в курс проводимой работы, описать основные направления исследования учащихся, дать характеристику применяемым методикам, коротко рассмотреть психологию диагностируемых свойств, качеств, процессов
* По окончании диагностической работы проводится обработка и анализ полученных результатов педагогом-психологом.
* Наиболее важный и существенный этап — этап совместной работы педагогов и психологов по анализу полученных результатов. В процессе совместного анализа учитель с помощью психолога уясняет психологический и педагогический смысл полученных результатов, совместно они вырабатывают психолого-педагогические рекомендации по индивидуальному подходу к тому или иному ученику, осуществляют коррекцию учебных программ с учетом возможностей класса и отдельных учащихся.
Результаты диагностики интеллектуального и психического развития учащихся являются основанием для рекомендаций педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса и учитываются администрацией образовательных учреждений при принятии управленческих решений. Формирование культуры принятия управленческих решений невозможно без психологического анализа реальной картины состояния дел в школе. Стал очевиден рост качества образования (ежегодное увеличение количества выпускников средних школ, награжденных золотыми и серебряными медалями, их успешное поступление в вузы, расширение географии призеров предметных областных олимпиад школьников и др.). Поэтому у педагогов и руководителей образовательных учреждений появилась потребность в объективной общественно-государственной экспертной оценке их профессиональной, психолого-педагогической компетентности, т. е. аттестации. Профессиональный потенциал учителей мы рассматриваем как их реальную возможность выполнения конкретных задач, стоящих перед образовательными учреждениями того или иного типа и вида.
Немаловажное значение имеет и психологическое сопровождение аттестации педагогических кадров. Рефлексия всех участников образовательного процесса (руководителей образовательных учреждений, учителей, школьников и их родителей) на вводимые инновации и эксперименты, проводимая психологами и психолого-педагогическая диагностика, консультации помогают учителю своевременно корректировать не только выполнение образовательной программы, но и средства достижения конечных результатов. На первом практическом этапе аттестации большое внимание уделяется экспертной оценке практической деятельности педагогов путём различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности аттестуемого Известно, что основная цель, которой стремится достичь учитель на втором теоретическом этапе, — описать и объяснить свой педагогический опыт с точки зрения современных требований психолого-педагогической науки. Соответственно основная задача учителя на квалификационных испытаниях — эффектно и качественно продемонстрировать свой личный опыт, осмысленный в терминах современных психолого-педагогических и методических знаний. Именно поэтому одним из новых направлений в деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическая диагностика профессионального опыта учителя. Совместный анализ педагогом и психологом диагностических материалов, отражающих динамику развития психических свойств учащихся, обучаемых этим учителем, помогает педагогу более качественно осмыслить достигнутые педагогические результаты. Этому способствуют и дифференцированные аттестационные листы по 12 педагогическим должностям и специальностям, которые приведены в соответствие с требованиями ТКХ (тарифно-квалификационных характеристик) по указанным должностям и требованиями квалификационных категорий. Это позволило осуществлять индивидуальный подход к каждому педагогическому работнику при его аттестации и более объективно оценивать деятельность на практическом направлении. Аттестационные листы педагогов-психологов, старших вожатых и педагогов дополнительного образования получили положительную оценку работников Министерства общего и профессионального образования России. Мы обращаем особое внимание на категорию педагогических работников, уровень притязаний которых не адекватен требованиям тарифно-квалификационных характеристик и квалификационных категорий. Так, за 1997 год 68 педагогов области получили квалификационные категории выше заявленной, а 89 человек не подтвердили заявленную квалификационную категорию. Если в первом случае учитель испытывает положительные эмоции, то во втором — только отрицательные. И задача аттестационной комиссии любого уровня — доброжелательно, спокойно обратить внимание на сильные стороны профессиональной деятельности аттестуемого, а затем квалифицированно мотивировать причины, по которым уровень квалификации педагога на момент аттестации не соответствует требованиям заявленной квалификационной категории. А психолог-педагог, член аттестационной комиссии, должен при этом помочь аттестовавшемуся педагогическому работнику обрести душевное равновесие и уверенность в собственных силах, необходимых для продолжения работы. В последние 3 года наблюдается тенденция сокращения количества педагогов с подобной самооценкой. На наш взгляд, в этом немалая заслуга не только целенаправленной работы Управления народного образования, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, аттестационных комиссий всех уровней, но и педагогов-психологов. Сегодня мы уже можем говорить о том, что в нашей области психологическая служба не только сформировалась, но и успешно развивается. Благодаря совместной работе Управления народного образования, Новосибирского государственного педагогического университета. Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирского государственного университета и образовательных учреждений, в сфере образования появляются высококвалифицированные педагоги-психологи. И дело здесь не только в ежегодном росте числа педагогических работников этой категории (их сейчас более 400), а в их росте профессионализма. В области принят пакет документов, направляющих деятельность психологический службы района, города, образовательного учреждения (Положение о психологической службе, Этический кодекс). Ежегодно совершенствуются областное «Положение об аттестации кадров», «Положение об аттестационной комиссии», процедура аттестации. С 1995 года возможности психологической службы используются и при аттестации образовательных учреждений. В период аттестации образовательных учреждений практические психологи оценивают следующее:
* Сложность педагогической задачи, стоящей перед коллективом школы (интеллектуальные, личностные, индивидуальные особенности детей; социально-психологические условия микроучастка школы).
* Психологический климат в школе в значительной степени зависит от деятельности педагогического коллектива (взаимоотношения в детском коллективе, отношения между учителями и учащимися, отношение детей и учителей к школе, доля детей с социально-психологической дезадаптацией в школе, взаимоотношения в педагогическом коллективе).
* Психологическая компетентность педагогов и администрации (знание и понимание педагогом психологических и возрастных особенностей детей, обоснование распределения детей по классам, стиль педагогического общения; нагрузка учителей).
Выводы, сделанные психологами на основании анализа проведенной диагностики, подтверждаются результатами тестирования учащихся по всем предметам. Только за последние два года мы провели аттестацию нескольких школ в Новосибирском и Тогучинском районах. Анализ результатов убеждает нас в правильности выбранного направления. Практика проведения в Новосибирской области аттестации работников образования, с одной стороны, а с другой — учреждений образования привела к пониманию тесной естественной взаимосвязи этих двух видов аттестационного оценивания и, следовательно — целесообразности их взаимодополнения, способного обеспечить, во-первых, экономию затрат времени и ресурсов при проведении аттестации и, во-вторых, взаимообогащение (углубление и расширение) содержания обоих видов аттестации.
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |