Пусть каждый сделает открытиеОпыт духовной реабилитации подростков Мои ученики - дети с хроническими болезнями: функциональным расстройством психики, травмами позвоночника, тяжелыми увечьями... Многие из них останутся инвалидами на всю жизнь. Некоторые дети социально больны, тайно на сутки и более оставляют родительский дом, прямо на глазах воруют деньги из сумок учителей, затем под нажимом родителей их возвращают. Пойманные на лжи, говорят: "Я врал и врать буду". В связи с болезнями у них обрывочные предметные знания, а для восполнения "пробелов" нет учебников за прошлые годы. Полных комплектов учебников нет и по плановому текущему обучению. Для ребят характерно полное отсутствие мотивации к научным знаниям, очень замедленная умственная реакция и двигательная функция рук. На простую переписку половины страницы выполненных решений уходит около 30 минут. По нашему настоянию часть ребят принимает психотерапевтическое лечение. На первых шагах обучения решалась задача достижения психологического комфорта общения. Общеизвестно, что обучать можно только воспитанного ребенка. Практикой здесь установлено, что зло легче искоренять любовью. Один из семиклассников после прыжка с третьего этажа мог передвигаться только на костылях. При первой встрече, в присутствии мамы, категорически заявил: "Буду ходить в школу, в свой класс". Он принял небрежную позу, отвернувшись от меня. Я попросил маму удалиться и мягким тоном заявил, что он может посещать школу, но оценки в журнале успеваемости буду ставить только я. Не обращая внимания на позу ученика, я начал урок по географии с рассказа о широтной и высотной природной зональности. При этом особо выделил, что широтная зональность в основном определяется полуденной средней высотой солнца над горизонтом местности. Ученика попросил к следующему уроку установить причину высотной зональности и определить способом Галилея высоту растущего тополя. Последующие наши встречи были нормальными, ученик обучался успешно по всем предметам. В общении с учениками я стараюсь избегать резкостей. Так, мой ученик Рома на третий день нашего знакомства зашел в квартиру и не обратил на меня никакого внимания. Я воспользовался приемом Ромы и ушел молча. Затем пришел спустя неделю и начал с сообщения, что пытался передать Рому другим учителям, но все отказываются его обучать. Родителям нужно забирать документы, искать другую школу, других учителей. Тут мой Рома повинился, и мы стали регулярно заниматься. Из архива школы В 7 классе Максиму очень трудно давались знания. Мы не знали, что делать и как его обучать. Обратились за помощью к Михаилу Михайловичу. При проверке знаний оказалось, что Максима нужно повторно обучать начиная с 5-го класса. Я сама по профессии педагог и знаю, как трудно найти с детьми контакт. Михаил Михайлович никогда не ругал сына, всегда подбадривал, вселял в него уверенность. Михаил Михайлович просто выполнял свою работу, ничего не беря от нас, никаких денег. Благодаря ему наш сын закончил школу почти полным хорошистом ("тройка" только по химии). В школу милиции наш сын сдал экзамены на "отлично". И. В. Бардакова. Почти у всех моих учеников первоначально нет уверенности, что они могут учиться хорошо. Это главная проблема в обучении, не имеющая стандартного решения. При первых встречах я воздерживаюсь от порицаний, пытаюсь возродить и еще выше поднять в ребенке его человеческое достоинство. Трудности, которые мешают, - это низкие знания. На первых порах ученик не в состоянии выполнить задание на "удовлетворительно" даже при ослабленных требованиях. Да и такая низкая оценка не будет радовать ученика. В такой ситуации учитель должен как бы заново начать обучение с того уровня, с которого ученик может наращивать знания независимо от программы государственного стандарта по классу обучения. При наметившемся прогрессирующем усердии ученика к знаниям нужно последовательно закреплять его более высокими оценками. Тут оправдана девальвация оценочного балла. Более того, здесь нет обмана: ученик получает растущие оценки за прогрессирующее настроение к получению новых знаний. С другой стороны, оценочный балл не имеет натурального эталона как у технических измерений. При спаде настроения временно можно воздержаться от оценки знаний, а плохо усвоенные темы изучать повторно. Вскоре я понял, что нужно знакомить родителей с приемами обучения. Мама девятиклассницы Ани пожаловалась директору, что учитель мало работает. Но повторяющаяся более недели запись в дневнике буквально по всем предметам "Не готова к занятиям по причине невыполнения заданий" оказалась за пределами разума мамы. Возможно, мама считала, что надомный учитель - это своего рода "сиделка" возле больного, капризного ребенка. На следующий год по моей просьбе Ане назначили других учителей, но жалобы директору на их работу не прекратились. Мама считала, что таким путем Аня получит больше знаний. Некоторые родители подменяют детей при выполнении заданий. Проверкой обнаруживаются ошибки, и ребята защищаются: "Это сделала мама" или "Моя мама не ошибается". Поэтому следует провести цикл бесед о том, чего нельзя делать родителям при выполнении учеником самостоятельных заданий и нужно обосновывать свои рекомендации практикой обучения. Из-за болезни у моих учеников проблемы в знаниях могут быть по самым различным школьным предметам. Естественно, что у них ослаблен и интерес к этим дисциплинам. Чтобы вернуть его или развить этот интерес, нужны нестандартные методы. Например, преподавать курс математики живым, связанным с жизнью языком можно разными приемами. Так, многие ученики младших классов не знают таблицу умножения. В связи с доступностью микрокалькуляторов это незнание сохраняется до старших классов. На листьях комнатных растений, на животных, а затем на геометрических фигурах начинаю учить находить центральную и осевую симметрии. Далее освоенные классы симметрии ребята ищут на числовом поле Пифагора. Такой способ учебы - уже не "зубрежка" без мысли, а научный поиск. Этот способ обучения дал положительные результаты. Оказывается, что с помощью таблицы можно не только перемножать однозначные числа (как это делают в школе), но можно производить умножение на двух-, трехзначные и более числа, а также выполнять ряд других вычислительных операций. Для оживления курса широко используются мифология и древние системы исчисления, разработанные на базе природных объектов. Учим ребят добывать знания способом научного поиска. Многократные проверки научных знаний показали, что ученики, включая 11 класс, плохо знают числовую прямую, числовую окружность и связанные с ними числовые системы. Этот "поганый" для ребят материал излагаю на образах из предметного мира с неоднократной проверкой усвоения. У многих ребят старших классов обнаруживается плохое знание решений задач с преобразованиями дробных выражений. А на очереди, по программе обучения, стоят тригонометрические задачи с дробями и дробными выражениями. Первая встреча ученика и учителя заканчивается цейтнотом. Приходится опускаться из 9-го или 10-го класса в 6-й. Для выхода из крайне тупикового положения вводятся новые переменные. С их помощью удается понизить запись сложности до самого низкого уровня - числового выражения. Затем последовательно разбираются возможные способы решения задачи: на числовом, алгебраическом и тригонометрическом уровнях. В пределах доступности эти решения дублируются графическими способами. Процесс передачи знаний ведется способом непрерывного научного поиска. По плохо усвоенным и сложным разделам ребята пишут рефераты. Таким путем более чем в два раза ускоряется освоение школьной программы отстающими по болезни учениками. На уроках биологии ведется поиск сквозных причинно-следственных связей в развитии органического мира. Сначала поднимаются крупные проблемы, которые полностью раскрываются в процессе изучения всего курса программы. Вопросы ставятся примерно в такой форме: откуда берется громадная энергия и кто управляет этой энергией при построении из одного зернышка - яблони, из одного орешка - великана кедра и т. д. При производстве технических изделий человек часто ошибается. Природа же ошибок не делает. В чем секрет такой точности в "работе" природы? Эти проблемные вопросы не выпадают из поля зрения при рассмотрении сходства и различия как внутри, так и между двумя мирами - растительным и животным. История зарождения и развития жизни на Земле ведется на основе раскрытия понятий онтогенеза и филогенеза (с привлечением палеоботаники, -зоологии, исторической геологии) путем разбора содержания рисунков на форзацах учебников. Во время экскурсии в наших окрестностях изучаем иерархию в процессах развития неживой и живой природы. Сравниваем, устанавливаем эстетическое превосходство натуральной природы над известными шедеврами искусства. Рассматривая зернышки, побеги растений, узнаем, что природа легко подавляется человеком, разбираем, к чему ведут такие последствия. Чувство прекрасного пытаюсь усилить путем сооружения вместе с ребятами природного уголка в одном из кабинетов школы. Из архива школы После операции на сердце мой сын находился на надомном обучении. Занятия проводились по индивидуальной программе с учетом не усвоенного ранее материала по предметам (алгебра, геометрия, физика, тригонометрия, астрономия). Полученные в период обучения знания по математике заложили крепкую основу для изучения высшей математики, теоретической механики и других предметов в институте. Поступлением в технический вуз мой сын обязан именно Михаилу Михайловичу. В. И. Анопченко. Содержание предметов природоведение, география, физика представлено легко воспринимаемыми природными объектами и явлениями. Но в этих предметах во много раз больше, чем в математике аксиоматических понятий. По разным причинам понятия не остаются в памяти ребят, и предметы становятся трудными в познании. Разбор добытых людьми научных знаний пытаюсь вести в диалоге с учениками примерно в таком плане: 1. Почему более тысячи лет, вплоть до средних веков, люди думали, что Земля находится в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг Земли? 2. В каком положении оказались бы люди, если бы без тщательных проверок они соглашались с новыми предположениями ученых? 3. Какие явления на Земле подтверждают, что Земля находится в центре мира? 4. Преследования инакомыслящих в древнее время, в средние века, в наше время. Как такие преследования сказываются на развитии человеческого общества? На уроках разбираем наблюдаемые в жизни опрокидывания и скатывания людей и предметов при криволинейных движениях. Сопоставляем скорости этих движений с более высокими, в сотни и тысячи раз, космическими скоростями Земли при ее движении по орбите и вокруг своей оси. Убеждаемся, как было трудно людям менять утвердившееся жизненной практикой мировоззрение. Изложение закона всемирного тяготения начинаю с изучения движения поездов по железной дороге, вращения закрепленного груза вокруг руки т. д. После этого ребята получают для длительного продумывания вопросы: 1. Откуда берется сила у Солнца для удержания Земли и других планет при движении их по орбитам? 2. Почему Земля и планеты не падают на Солнце, что их отталкивает? 3. Куда расходуется кинетическая энергия Земли и других планет, вырабатываемая при их движении по орбитам? При разборе научных положений особо показываю могущество человеческого разума на примерах научно-технических революций. Магнитные, электрические, гравитационные поля, строение атома - это ни что иное, как конструкции человеческого разума, недоступные для прямого восприятия органами человека. С помощью разработанных приборов человек сумел раскрыть "секреты" этих явлений, а их громадную силу использовать в народном хозяйстве. Ребята 5-6 классов (всего 9 человек) занимались выращиванием минералов с поиском способов получения крупных кристаллов. У четырех учеников имеются коллекции горных пород, руд и минералов. На экспонатах коллекции изучаем физические свойства пород и минералов с целью опознания их в полевых условиях и выделения среди них полезных ископаемых. Эти работы вызывают живой интерес к природе у ребят и в целом прививают любовь к учебе. Путем суждения устанавливаем, что история - это биография "многоликого человека", образ которого ужасен. Вопреки заповедям Иисуса Христа, под его знаменем "многоликим человеком" сжигались на кострах еретики и в крестовых походах уничтожались целые народы. Зачем же человек большую часть труда расходует на орудия уничтожения, создает военные блоки, и на Земле почти непрерывно бушуют войны? Для чего человек наделен разумом - для сохранения или разрушения созданного Богом мира? В итоге находим, что красота, скрепленная любовью простого человека, может спасти от разрушения существующий мир. После подобных рассуждений знакомимся с учебной программой. На первых занятиях ребята излагают материал обычно в виде сбивчивого рассказа или устной декламации. При этом они воздерживаются от собственной оценки происходящих событий. Причинно-следственным анализом событий я развиваю у ребят логическое мышление и этим вывожу их из позы безучастных наблюдателей. Этому помогают и выпущенные ребятами иллюстрационные газеты. В них показывается изменение образа человека в связи с техническим уровнем используемых орудий труда, начиная со стадного периода жизни до космической эпохи, а, например, в газете "На страже рубежей нашей Родины" показана современная военная техника и жизнь наших ребят в армии. Процесс обучения осуществляется на основе широкой межпредметной интеграции. В основу интеграции положен математический стиль мышления, с помощью которого выделялись и объяснялись причинно-следственные связи между явлениями в естественных науках и событиями в гуманитарных. Предметное время обучения нормируется фактической усвояемостью знаний. При плохой - время добавляется, при хорошей - сокращается. Такое регулирование возможно, когда один учитель ведет обучение по многим предметам. Это помогает давать знания в интегрированном варианте, в чем и заключается разгадка пробуждения интереса у ребят к постижению знаний с опорой на формирование творческих способностей учащихся в расчете на то, чтобы каждый ученик сделал открытие, пусть уже известное науке. Преодолевая препятствия в учебе, ребята вырабатывали волю и стойкость в достижении поставленной цели. Ранее отстававшие в развитии от своих сверстников на 3-4 года, они догнали, а некоторые и обогнали в знаниях и стали студентами вузов. В итоге, надеюсь на других учителей, которые рационализируют мой опыт и своим трудом сделают более красивой жизнь людей. Благодарственное письмо М. М. Гарькавому Хочу поклониться хорошему, доброму человеку, талантливому педагогу, влюбленному в свое дело - М. М. Гарькавому, за его отношение к детям, за его профессионализм, опыт, знания, за все то хорошее, что дает он нашим детям, которые из-за болезни вынуждены заниматься дома. Какое счастье иметь такого учителя, который всего себя отдает детям, не считаясь со своим временем, здоровьем, не имеющего ни выходных, ни праздничных дней. Дети наши больны, закомплексованы и непредсказуемы. Здоровье их зависит не только от врача, сколько от педагога, умеющего лечить словом души учеников. Таким вот врачом - учителем-психологом и является этот замечательный ЧЕЛОВЕК! По крупицам, словно золото, добывают знания на его предметах дети. С какой любовью, пониманием, душевной теплотой относится он к своим ученикам. Его предметы (сужу по своему сыну) - математика, физика, история - становятся любимыми предметами у школьников, растет и интерес к учебе. Ненавязчиво, осторожно подводит М. М. Гарькавый детей к мысли, что учеба - это труд, причем нелегкий. Но и после того как наши дети выйдут за порог родной школы, М. М. Гарькавый не теряет с ними связи, помогая литературой, добрым советом, решением трудных вопросов по своим предметам. Пусть для этого, неравнодушного к чужой боли человека наградой за его многолетний труд будет наше родительское уважение, любовь детей. Я счастлива, что на моем пути встретился такой мудрый, талантливый педагог! Счастья Вам, здоровья и радостного труда! С уважением и благодарностью, В. С.Ценева. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |