Специфика организации психологической службы для детей с ограниченными возможностями здоровья

В течение последних десяти лет в учреждениях образования все более активно развиваются психологические службы. Это объясняется большой востребованностью знаний о закономерностях психического и личностного развития детей и подростков в школе, необходимостью организации в учреждениях образования стройной, продуманной системы изучения психического развития воспитанников, их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей, что обеспечивает индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, создание благоприятного психологического климата для творческого роста детей и педагогов.

Совершенно закономерно, что психологические службы в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, школах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных (коррекционных) школах имеют разную ориентацию: психолого-педагогическую, медико-психологическую, социально-психологическую и т. п.; различную структурную организацию и содержательное наполнение направлений деятельности. Это зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив, характера и содержания учебно-воспитательного процесса, основных показателей психофизического развития воспитанников учреждения.

В настоящее время психологическая служба общеобразовательной школы сделала значительный шаг вперед в теоретико-методологическом и практическом плане (3; 5;12). Ситуация же в системе специального образования характеризуется значительным отставанием в этом направлении работы. С нашей точки зрения, это связано с рядом причин:

  • недостаточной научной проработкой и осмыслением статуса специального психолога, его функциональных обязанностей;
  • большой вариативностью видов специальных (кор-рекционных) учреждений;
  • отсутствием у психологов специальных (коррекцион-ных) учреждений специализации по специальной психологии;
  • отсутствием в штатном расписании учреждений должности педагога-психолога.

Однако определенный опыт в этом направлении все же уже накоплен, чаще всего это эмпирический опыт с попытками его научного анализа и обобщения.

Значительных результатов добилась тифлопси-хология (6). В. А. Лониной (1995) определены цели, задачи и содержание работы тиф-лопсихолога, работающего в школе-интернате для детей с нарушениями зрения. По ее мнению, школьную психологическую службу нельзя представлять себе как деятельность одного лишь психолога. Конечно, он будет главной, направляющей фигурой этой службы. Но не единственной. В работе психолога обязательно должен принимать самое активное участие весь педагогический коллектив. Весьма необходимо иметь помощника — дефектолога и методиста (дефектолога-методиста). Функционирование психологической службы необходимо рассматривать, кроме того, и как процесс своеобразной психо-логизации всего педагогического персонала школы.

Психологические службы подобных учреждений находятся в стадии становления. И в настоящий момент является актуальной необходимость проработки моделей психологических служб разных кор-рекционных и реабилитационных учреждений, определения общего и различного в их организации, содержании работы.

В 1995 году в городе Новосибирске при поддержке администрации Центрального района было открыто специальное (коррекционное) учреждение школа-сад № 60 “Сибирский лучик” для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями и поражением опорно-двигательного аппарата. Основной задачей педагогов и медиков этого учреждения является создание условий для наиболее полной коррекции недостатков развития, а также реабилитации воспитанников на уровне их психофизических возможностей. Объективно сложилось так, что без квалифицированного психологического сопровождения педагогического процесса добиться результата в достижении поставленной цели невозможно.

В течение трех лет психологом осуществлялось научно-практическое исследование, целью которого было создание адаптивной модели психологической службы.

Организация психологической службы началась с анализа социально-педагогических условий работы психолога. Был проанализирован состав воспитанников учреждения по следующим направлениям:

1) уровень интеллектуального развития (норма, задержка психического развития, умственная отсталость в степени дебильности, имбецильности);

2) этиопатогенез (аутизм, детский церебральный паралич, эписиндром);

3) возраст детей (дошкольники, начальная школа);

4) форма обучения (домашнее обучение, дошкольная группа, класс начальной школы).

Данные исследования состава детей позволили выделить приоритетные направления в работе психологической службы с детским коллективом — это изучение психологических; особенностей глубоко умственно отсталых детей, детей с ЗПР и церебральным параличом, а также разработка мер адекватного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях школы-сада.

Состав педагогического коллектива, состоящий из двухй групп (учителей, воспитателей), был проанализирован по следующим направлениям:

1) образование (дефектелогическое, высшее, среднее специальное);

2) квалификационная категория.

По итогам определилось два, направления работы.

По первому направлению велась работа с учителями-логопедами, дефектологами. Эта группа, состоящая из 4-х человек, явилась по сути составной частью психологической службы, активным востребователем и инициатором в использовании психологических знаний, творчески преломляющим и использующим эти знания в методических разработках, авторских программах.

По второму направлению велась работа с учителями-предметниками и воспитателями, не имеющими опыта работы с аномальными детьми. Основной задачей в работе психолога с этой категорией педагогов стало на первых порах ознакомление с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, а в дальнейшем — создание условий для повышения профессионального (методического) уровня.

Тесную связь психологическая служба имеет с медицинскими работниками. Сотрудничество подразумевает предоставление друг другуважной информации об особенностях развития детей, их физическом и психическом самочувствии.

Социальная характеристика семей воспитанников была составлена на основании анализа данных:

1) о количестве полных и неполных семей;

2) о материальном благополучии (неудовлетворительное, удовлетворительное, высокий достаток).

Основной задачей в работе с родителями явилось психологическое просвещение и создание условий для формирования у родителей адекватного восприятия и отношения к своему ребенку.

Анализ научно-методической литературы (3; 5; 6; 9; 12), а также обобщение данных о социально-педагогических условиях работы позволили нам, разработать модель психологической службы специального (коррекционного) учреждения “Сибирский лучик”. Эта модель включает в себя два уровня организации: научно-методический и практический.

Научно-методический уровень отражает связи психологической службы с научными и методическими учреждениями Новосибирска и других городов России в области психологии.

Практический уровень представлен единицей психологической службы — лабораторией психологии, в которую входят специальный психолог (как руководитель и ведущий специалист в этой области науки), учителя-дефектологи, социальный педагог.

В модели нашли отражение основные направления деятельности лаборатории с указанием целей и содержания работы. Это такие направления, как:

  • диагностическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • аналитическое,
  • консультационно-просветительское,
  • социально-диспетчерское.

Основной целью практической деятельности психолога является психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями, т. е. деятельность, направленная на создание системысоциально-психологических условий, способствующих успешному обучению, развитию каждого ребенка, коррекции недостатков его психофизического развития в конкретной школьной среде.

Одним из важных направлений работы является диагностическая деятельность. Ее цель — информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:

для составления социально-психологического портрета воспитанника;

для определения путей и форм оказания коррекционно-развивающей помощи, для разработки индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Отличием в содержании работы психолога коррекционного учреждения является выделение такой составляющей диагностической деятельности, как клиническая (патопсихологическая) диагностика. Она включает в себя диагностику структуры дефекта и отклонений в психическом развитии. Второе направление диагностической деятельности — психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение психического развития ребенка, причин нарушений в учении, межличностных отношениях.

В системе диагностической деятельности выделяются три основных диагностических схемы, каждая из которых направлена на решение своих задач сопровождения.

Первая диагностическая схема — первичная дифференциальная диагностика нормы и патологии умственного развития, выявление степени умственного недоразвития, нарушений психического развития. Но нужно учитывать, что психолог не занимается постановкой психиатрического диагноза, а, выполнив определенный объем работы, выполняет диспетчерскую функцию, переадресуя запрос нужному специалисту. В основу дифференциальной диагностики, осуществляемой психологом учреждения, ложится не постановка определенного диагноза, а определение наиболее эффективных методов оказания помощи, сопровождения в процессе обучения и воспитания.

Вторая диагностическая схема — углубленное психологическое обследование ребенка. Такая диагностическая деятельность носит в большинстве случаев индивидуальный характер, реализуется за счет достаточно сложных методик и требует значительных временных затрат как для психолога, так и для ребенка. В рамках данной модели реализация схемы углубленного обследования предваряется обязательным выдвижением гипотезы о возможных причинах существующих проблем ребенка (3).

Третья диагностическая схема — диагностика динамики развития ребенка. Осуществляется с целью корректировки коррекционно-развива-ющих программ следующими средствами:

  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • структурированное наблюдение за детьми на занятиях, в игровой, трудовой деятельности, общении;
  • анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

В целом любая психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.

Коррекционно-развивающее направление работ направлено на создание социально-психологических условий для целостного психического развития детей и коррекции в процессе такого развития отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере, общении. Такие условия создаются за счет внедрения в образовательный процесс коррекционно-развивающих форм работы, индивидуальной и групповой психокоррекционной работы психолога. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Коррекционно-развивающая работа — это основное направление работы специального психолога в учреждении, и главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации — целостность. Это означает для нас следующее:

  • содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка с ограниченными возможностями;
  • у психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира ребенка локализуется проблема, но работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивацион-ных, эмоциональных и прочих проявлений (3);
  • целью аналитического направления работы психолога является анализ данных диагностического обследования и определение адекватности и эффективности средств и форм психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе. Цель достигается за счет организации отслеживания динамики развития каждого воспитанника и, как следствие, анализа эффективности коррекционно-развивающих и реабилитационных программ. Вышеперечисленные три направления работы тесно связаны. В общем виде схема сопровождения ребенка выглядит следующим образом (схема 1).
 

 

Image2.gif (4947 bytes)

Консультационно-просветительская деятельность психолога направлена на субъектов процесса сопровождения ребенка с ограниченными возможностями — родителей и педагогов.

В отношении педагогического коллектива целью такой деятельности можно обозначить налаживание широкого конструктивного сотрудничества с педагогами и администрацией учреждения в решении различных задач сопровождения воспитанников и создание условий, способствующих получению педагогами личностно-значимых знаний из области психологии, дефектологии, ориентации их деятельности на гуманистические принципы. Наиболее перспективными формами работы, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации (в случае запроса со стороны самого педагога) и психолого-педагогические консилиумы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений (3).

Общей целью различных форм деятельности психолога по отношению к родителям — и просвещение, и консультирование — является “создание социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего — родителей) к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания”. “Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию” (М. Р. Битянова, 1997).

Социально-диспетчерская деятельность психолога направлена на получение детьми, их родителями, педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога учреждения. Эта деятельность предполагает последовательное решение следующих задач:

  • определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения,
  • поиск специалиста, способного оказать помощь,
  • содействие в установлении контакта с клиентом,
  • подготовка необходимой сопроводительной документации,
  • отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом,
  • осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом (3).

Серьезным моментом работы психологической службы является оценка эффективности ее деятельности. Думается, что эффективность работы психологической службы должна подтверждаться положительной динамикой ее развития.

Анализ методической литературы, посвященной изучению работы психолога в образовательном учреждении (3; 5; 6; 7; 9; 10; 12), позволил нам сделать вывод о том, что недостаточное количество исследований посвящено изучению динамики развития психологической службы, хотя, как отмечает Н. В. Морозов (1995), “динамика их развития характеризуется общностью закономерностей развития и поэтапностью становления и функционирования”. “Представляется актуальным обобщение получаемых в практике моделей развития, структурного построения психологических служб и образований с целью определения оптимальных форм их существования и прогнозирования различных вариантов их а развития” (17).

Используя методическую разработку Н. В. Морозовой (1995), а также основываясь на предложенных ею названиях этапов развития службы, проанализировав собственный опыт работы, нами разработана схема анализа динамики развития психологической службы коррекционного учреждения (схема 2). В схеме предложено 4 основных этапа развития спужбы. Эти этапы различаются по следующим показателям:

  • основная цель работы психолога или специалистов психологической службы образовательного учреждения,
  • основное содержание ра6оты психологической службы,
  • результаты работы психологической службы.

Подводя итоги нашего исследования по изучению специфики работы психологической службы специального (коррекционного) учреждения “Сибирский лучик” для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо отметить, что наиболее полно peaлизовать идею сопровождения ребенка с проблемами в развитии можно только при наличии в учреждении продуманной и структурно организованной психологической службы. Развитие психологической службы специального учреждения происходит по основным законам, присущим большинству психологических служб системы образования, однако особенности социально-педагогических условий конкретного коррекционно-образовательного учреждения определяют структуру психологической службы и специфику содержательного наполнения основных направлений деятельности специального психолога.

Анализ динамики развития службы позволяет выделить перспективные цели в ее развитии. Для конкретной психологической службы — это анализ и выбор оптимальных средств и форм психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями.

Литература:

1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К., Савенков А. И., Забрамная С. Д. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.

2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

3. Битянова М. Р. Организация {психологической работы, в школе. M.,1997.

4. Выготский Л. С. Избранное. М.,1996.

5. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

6. Ленина В. А. Цели, задачи и содержание работы, тифлопсихолога. — Дефектология №4, 1995.

7. Морозова Н. В. Динамика развития психологической службы учебного коллектива. — Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 1, 1995.

8. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. Сб. научн. трудов. М., 1988.

9. Рабочая книга школьного психолога (Под ред. Дубровиной И. В.) М.,1991.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

11. Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей. — Дефектология, № 1, 1995.

12. Самоукина Н. Практический психолог в школе. М., 1997.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети