Страницы нашей истории

Проект
Постановление
Президиума Новосибирского областного исполнительного комитета г. Новосибирск
"5" февраля 1939 г.

Вопрос: Об организации института усовершенствования учителей
(докл. -- Федин, облоно).

Постановили:

1. В целях улучшения работы по усовершенствованию квалификации учителей и усиления методической помощи школам и учителям в области существующий Областной институт повышения квалификации кадров народного образования и областной школьный методический кабинет объединить и на их базе организовать Областной институт усовершенствования учителей, возложив на него всю работу по усовершенствованию квалификации учителей и работников отделов народного образования; разработку методических вопросов и оказание методической помощи начальным, неполным средним и средним школам.

2. Для размещения организуемого института передать здание 10-й средней школы Кагановического района города Новосибирска. Размещение учащихся 10-й школы по ближайшим школам возложить на облоно и новосибирский гороно.

3. Обязать новосибирский Горсовет обеспечить квартирами вновь приглашаемых научных работников института.

4. Возбудить ходатайство перед СНК РСФСР о постройке в 1940 году специального здания для института. Зампредседателя облисполкома /Гончаренко/ Секретарь облисполкома

Д. Г. Безменова, помощник ректора НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ

1999 год -- юбилейный: нашему институту исполняется 60 лет.

Сегодня у нас прекрасный повод остановиться, оглянуться, всмотреться в наше прошлое, оценить настоящее, заглянуть в будущее.

История института берет начало в далеком 1939 году.

Во исполнение приказа народного комиссара просвещения РСФСР "О местных институтах усовершенствования учителей" и постановления президиума новосибирского облисполкома "Об организации института усовершенствования учителей был издан приказ новосибирского облоно о создании нашего института.

Он образовался на основе соединения "...кадров, финансов и имущества двух учреждений: областного института повышения квалификации кадров народного образования и областного школьного методического кабинета" (так было записано в названном приказе).

Изначально предполагалось привлечение ученых к повышению квалификации педагогических кадров.

Из архивных документов дошли до нас имена тех, кому выпало на долю создавать институт, определять основные направления его деятельности, цели, задачи, содержание и формы работы. Это первый директор Шулико, Илларионов, Кондаков, Ламан, Шабалова, Ворошилова, Рожков, Карманова и др.

Время было сложное и интересное, отмеченное всеобщим стремлением к знаниям, образованию, культуре. Создавалась огромная сеть кол для детей и взрослых.

Остро встала проблема педагогических кадров. В школу пришли в качестве учителей энтузиасты, большинство из которых в лучшем случае имели общее среднее образование. Они нуждались в квалифицированной помощи не только в освоении содержания, но прежде всего в овладении азами методики обучения и воспитания, сведениями по возрастной и педагогической психологии. Оказание этой помощи, создание системы подготовки кадров и было основной задачей института, определяло направления его деятельности.

Непродолжительные курсы, семинары не могли в полной мере удовлетворить профессиональные потребности учителей, компенсировать недостающие знания. И тогда в практику работы вошли многодневные выезды в районы. Лекции дополнялись открытыми уроками, которые давали методисты; проводились групповые и индивидуальные консультации. Методические рекомендации издавались в листовках, брошюрах массовым тиражом. Методистов ждали в школах, верили им, знали, что поддержат, научат, видели их искреннее внимание к школе, учителю, детям, их нуждам и заботам, умение понять, услышать, помочь.

Невнимание, бездушие было недопустимо и решительно осуждалось. На пожелтевших архивных страницах приказа N 156 от 16 июня 1939 года трогательно звучит $ 3:

"Заведующему хозяйственной частью института т. Егорову С. П. за бездушно-бюрократическое отношение к человеку и непростительную медлительность с ремонтом квартиры по ул. Ермака, 21 объявляю выговор".

Постепенно складывалась система работы с учительством, определялись ее формы, отбиралось содержание. Началось взаимодействие с отделами народного образования по повышению профессионального уровня учителей.

1941 год. Он нарушил мирную жизнь страны, жестоко вторгся и в систему образования. Мужчины из школ, из института, отделов народного образования сменили книгу и перо на винтовку, большинство из них были призваны в ряды РККА. А женщины, не считаясь со временем, не щадя сил, продолжали учить детей, вести курсы и семинары, руководить школами. Методисты института отправлялись в многодневные командировки в сельские школы, готовили методические рекомендации, учили учителей.

После пожара в 1942 году институт переехал в школу N 42 на Красном проспекте, а затем под него выделили здание по ул. Ермака, 58а, в котором позднее до 1990 года располагалось общежитие института. Условия работы в те времена были более чем скромные. Не было бумаги, канцтоваров, пишущих машинок, телефона и много другого. Все сложнее становилось выбираться в районы. Расстояния между селами преодолевали пешком, на попутных подводах. Единственным транспортом в институте была лошадь.

Грустно и забавно звучат сегодня строчки из приказа ИУУ N 161 от 30.12.1941 г.:

"В связи с передачей лошади в облоно возчика Власова Е. П. считать откомандированным временно на работу в облоно с 01.01.1941 года".

Трудности военного времени объединяли людей, усиливали стремление работников института помочь учителям словом и делом. С уходом на фронт мужчин-учителей снова остро встала проблема кадров, особенно в сельской школе, возникла настоятельная потребность в оперативной подготовке учителей.

В апреле 1943 года решением облисполкома N 483 при институте были организованы продолжительные курсы для учителей 5 ­ 7 классов с выдачей соответствующего документа. Тысячи учителей были обучены на таких курсах. Методисты института вели разнообразную работу с учителями, потребность в общении была обоюдной.

В годы войны особую популярность приобрели радиобеседы. Через радио в учительских квартирах звучали голоса работников областного института усовершенствования учителей: заместителя директора института Алексея Федотовича Полякова, заведующей кабинетом начальных классов Евгении Дмитриевны Конониченко и других. Это были методические рекомендации, советы, в которых так нуждались учителя.

В январе 1944 года постановлением Совета народных комиссаров РСФСР было утверждено первое "Положение об институте усовершенствования учителей". В соответствии с этим

Положением институт определил основные направления своей деятельности:

  • повышение квалификации работников учреждений народного образования;
  • организация методической работы, разработка методических рекомендаций;
  • выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.

Типовые учебно-тематические планы курсов включали в себя проблемы теории марксизма-ленинизма, теорию и методику обучения предмету, вопросы воспитательной работы с учащимися.

Время показало важность методической работы в районе, школе как реальной оперативной помощи учителям в преодолении затруднений при обучении и воспитании школьников. В годы войны именно педагогические кабинеты районо были ближе к школе, учителю, могли работать с ними индивидуально, учитывая особенности профессионального уровня каждого. В условиях военного времени районные педкабинеты испытывали серьезные трудности: в большинстве случаев они не имели помещений, минимальными были ассигнования на их содержание, на покупку литературы. Казалось бы, ослабление их деятельности объяснимо и понятно. Однако стремление дать детям полноценное образование и воспитание порождало потребность в самообразовании, вызывало интерес к передовому педагогическому опыту. Сузунский, Черепановский и другие райпедкабинеты собственным опытом доказали, что личная инициатива, знание своего дела и высокая ответственность за него способны преодолеть любые трудности, обеспечить своевременную помощь учителям в самое трудное время.

Закончилась война... Приходили в институт новые люди, формировался работоспособный, творческий коллектив.

(Продолжение в следующем номере.)

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети