Самоанализ профессиональной деятельности учителяМетодические рекомендации Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности — довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”. Следует помнить о достаточно условном характере понятия “анализ”, используемого в контексте предаттестационных процедур. На самом деле анализ — это лишь одна сторона осмысления педагогом своего опыта. Другая же — синтез — подразумевает обобщение, соединение воедино отдельных, ранее проанализированных частей, граней, сторон своего профессионального опыта. Поэтому педагогу-практику, готовящему самоанализ, важно предварительно ответить на два ключевых вопроса: 1. Какие грани своего опыта выделить для анализа? 2. Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино? Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа? Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог. Тогда представляется целесообразным воспользоваться следующей рабочей схемой (см. рис. 1). После такого разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три основных параметра: Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем. Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил в истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть — по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.). Опыт решаемых на сегодняшний день проблем. Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения. Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности. Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время (и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения. При этом в самом общем виде необходимо постоянно удерживать в поле зрения рабочий стандарт аттестационной схемы описания и анализа своего профессионального опыта. Необходимо видеть общий контур стандарта, например, 2-й категории, 1-й и высшей.
2 категория: Целью можно определить подтверждение умения профессионально грамотно проанализировать свой опыт (а также опыт коллег, литературные источники и др.) по одному из ведущих направлений работы современного учителя, педагога-практика. В содержании важно отразить актуальность, востребованность практикой анализируемой проблемы. Важнейшим элементом квалификационной работы, подтверждающим устремленность учителя к профессионализму, является умение элементарно научно-методически прокомментировать свой опыт. Научность здесь имеется в виду в ее ярко выраженной практической ориентации, т. е. в умении четко определить решаемые задачи, используемые методы и технологии, имеющиеся реальные условия и создаваемые психологические предпосылки для успешного обучения и воспитания; если есть необходимость, указать на ведущие принципы в работе и получаемые результаты. 1 категория: Самый важный параметр в оценке квалификационной работы, представляемой на 1 категорию, — это умение на системно-целевой основе в деталях и в обобщенном виде представить опыт своей работы. Представить в лаконичном виде, с моментами аналитического обобщения, а не простого рассказа-описания, “что и зачем делает учитель в своей каждодневной работе, на каждом уроке и его отдельных элементах”. Концептуально-теоретическое обоснование реализуемых педагогических идей также должно свидетельствовать об умении работать с научно-методической литературой. Система работы должна опять-таки включать цель, задачи, принципы, условия, методы, формы и результаты. Обобщение должно подтверждать наличие ключевой идеи, которая, являясь стержневой основой практического опыта, становится в избранной модели деятельности системообразующим моментом. Работа должна свидетельствовать, что реализуемая педагогическая идея, вынесенная в заглавие, есть действительно существующая на практике, что она ясно осознается самим учителем и может быть им аргументированно защищена в ходе творческой дискуссии. Высшая категория: Содержит обобщенно-аналитические “выжимки” опыта, подтверждающие технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату. Технология должна в обобщенном виде и в существенных деталях давать развернутое представление о пе дагогическом “ядре” опыта учителя, давать реальное ощущение возможности ее воспроизведения на практике. В целом самоанализ учителя не должен быть больше 2—3 машинопечатных листов. Но важнее всего не объем, а умение профессионально грамотно определить приоритетные грани анализа, дать объективную оценку своему опыту, увидеть его в движении, развитии; подтвердить умение видеть за отдельным накоплением фактов, событий, мероприятий, каждодневных дел и забот общую линию своего развития как преподавателя-предметника и педагога-воспитателя. Принципы и общая схема самоанализа профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения, его заместителей и методистов принципиально иные, но этот вопрос требует особого, специального рассмотрения. Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа
Рис. 1.
Указания по подготовке к аттестации и процедуре ее проведения Управление образования администрации области направляет для руководства в работе инструктивно-методическое письмо по подготовке к аттестации педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений в 1999—2000 учебном году. Приказом Министерства образования России и Госкомвуза России от 14.12.95 г. № 622/1546 определены требования квалификации работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий. Под квалификационной категорией понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности педагогического труда), обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. В основу определения уровня профессионализма и квалификационной категории (вторая, первая, высшая) положены три основные компонента: квалификация, профессионализм и продуктивность. Компонент “квалификация” предполагает установление уровня сформированности профессиональных знаний и умений. Компонент “профессионализм” предполагает определение степени владения и применения на практике профессиональных знаний и умений, обеспечивающих оптимальную организацию образовательного процесса. Компонент “продуктивность” предусматривает изучение уровня подготовки обучающихся как обобщающего результата профессиональной деятельности. Общий интегрированный результат как показатель уровня профессионализма учителя — продуктивность его работы. Уже в заявлении на аттестацию учитель пишет “Главным результатом своей деятельности считаю...”. Степень этого показателя меняется в соответствии с развитием профессионализма. Квалификация учителя II категории предполагает понимание места преподаваемого предмета в системе обучения. Связь его содержания со смежными дисциплинами позволяет педагогу вести преподавание на различных уровнях. Учитель свободно ориентируется в современной литературе в области базовой науки, педагогики, методики и психологии и умеет использовать их применительно к своей деятельности. Он владеет знаниями технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики, умеет проанализировать и обобщить педагогические достижения и способы их получения в собственной деятельности и в деятельности других учителей. Профессионализм учителя II категории позволяет ему владеть широким набором методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса. Пользуясь элементарными методами и средствами педагогической диагностики, учитель организует дифференцированный подход в обучении, создает комфортный микроклимат в образовательном процессе. Продуктивность деятельности учителя II квалификационной категории — это уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям федеральных компонентов образовательного стандарта, устойчивые положительные результаты в обучении и воспитании, которые являются высокими в данном образовательном учреждении. Важным для этого этапа является наличие у учителя осознанных критериев оценки этих результатов. Для учителя I категории квалификация — это глубокие знания и умения в области содержания базового компонента преподаваемого предмета, основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии и валеологии, методики обучения и воспитания. Учитель знаком с новой литературой в этих областях, отражающей изменения в содержании и технологии обучения, умеет соотносить свой опыт с достижениями педагогической науки, профессионально грамотно описать его. Профессионализм учителя данной категории характеризуется владением и применением в практической деятельности современных педагогических технологий. Он учитывает при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса психологические особенности учащихся, умеет решать педагогические задачи путем применения профильных и разноуровневых программ. Продуктивность деятельности учителя I категории — высокий уровень подготовки обучающихся по профилю в муниципальной системе образования (района, города). Учитель добивается в своей работе значительных устойчивых результатов, умеет видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснять пути их достижения. Квалификация учителя высшей категории складывается из умения осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний, творчески решать практические задачи. Учитель умеет анализировать проблемно полученную из профессиональной литературы информацию, использовать известные в науке и практике пути разрешения противоречий в педагогической деятельности, найти собственные решения, проверять их эффективность, используя результаты педагогических исследований. Профессионализм учителя данной категории предполагает самостоятельную разработку, апробацию и успешное применение педагогических технологий и их элементов, которые могут быть рекомендованы к распространению. Он владеет методиками управления и прогнозирования педагогического процесса, создает оптимальные условия для реализации творческих возможностей обучающихся, организации их самообразования. Деятельность носит характер частично поисковый и творческо-исследовательский, отличается аналитической направленностью, которая является ядром профессионализма учителя и способствует его становлению как субъекта профессиональной деятельности. Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие технологически педагогического процесса, побуждает находить основания результативной учебной деятельности. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя и означает его переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности образовательного процесса. Продуктивность этого уровня профессионализма выражается в высоком уровне педагогики обучающихся по профилю в системе образования данного субъекта Федерации, имеет устойчивые значительные результаты в обучении и воспитании школьников. Учитель ставит и решает новые задачи в учебно-воспитательном процессе по своему предмету и находит новые способы решения традиционных педагогических задач, умеет научно обосновать полученные результаты. ПОНЯТИЕ "ТЕХНОЛОГИЯ" В ОБРАЗОВАНИИ Понятие “технология” происходит от греческих слов “techne” — искусство, мастерство, и “logos” — наука, закон. Дословно “технология” — наука о мастерстве. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить наряду с общими для любой технологии признаками наиболее существенные, присущие именно образовательной технологии:
Диагностическое целеобразование и результативность предполагает гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Задачи диагностики — описывать, объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии. Образовательная технология реализует идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики, отражает реальную деятельность преподавания и учения. Ее задача — разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные методы преподавания и учения, создать все необходимые условия для их наилучшего применения. Технология — законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата. (В. Сериков, член-кор. РАО, д. п. н., директор НИИ проблем личностно ориентированного образования, Волгоградский педагогический университет.) Мы будем понимать под технологией описание процесса достижения планируемых результатов обучения, воспитания, управления. Содержание должно соответствовать требованиям заявленной квалификационной категории и отражать цель, процесс и результат образовательной (управленческой) деятельности. Требования к аттестационной работе на II квалификационную категорию В аттестационной работе необходимо отразить:
Тема может быть связана с разработанной автором системой методов и приемов, которая позволяет получить устойчивые положительные результаты в обучении и воспитании на примере конкретной темы. Содержание работы: 1. Краткая характеристика особенностей учащихся (воспитанников) класса (группы). 2. Цель изучения темы, основные задачи. 3. Обобщение опыта по достижению цели при организации учебной деятельности школьников. 4. Условия, обеспечивающие комфортный микроклимат в образовательном процессе. 5. Результаты педагогической деятельности по усвоению темы и методы их изучения. 6. Список используемой при написании работы литературы. Объем аттестационной работы 8—10 страниц. Требования к аттестационной работе В аттестационной работе необходимо отразить:
Тема работы может быть связана с использованием в профессиональной деятельности элементов современных образовательных технологий, обеспечивающих решение важных для усвоения учебного предмета педагогических задач. Содержание работы: 1. Краткая характеристика обучаемых школьников (воспитанников). 2. Определение цели и ее актуальность. 3. Обобщение опыта по достижению цели, обоснование путей достижения результативности. 4. Методы диагностики результатов. 5. Список используемой при написании работы литературы. Объем аттестационной работы не менее 10—12 страниц. Требования к аттестационной работе В аттестационной работе необходимо отразить самостоятельную разработку проекта учебного процесса, опыт реализации апробированной образовательной технологии. Тема работы должна отражать содержание образовательной технологии. Структура: 1. Введение, раскрывающее психолого-педагогическое обоснование принципов разработанной технологии. 2. Основное содержание работы (механизмы реализации принципов технологии, их этапность, методы, приемы). 3. Диагностика и результаты (диагностические материалы, динамика результативности обучения, диагностика личностного развития). 4. Заключение. 5. Литература. 6. Приложение. Объем аттестационной работы не менее 12—15 страниц. Рекомендации Необходимо отметить:
При экспертизе управленческой технологии в заключении экспертной группы необходимо отметить:
Анализ — метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, разбор, рассмотрение чего-либо. Самоанализ — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и соответствие их законам; предметное рассмотрение содержания, средств, способов деятельности — рефлексия. СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА 1. Качественный анализ результатов деятельности и сопоставление их с критериями квалификационных требований (приложения №№ 2 и 3 приказа Минобразования РФ и Госкомвуза РФ № 622/1546 от 14.12.95). 2. Соотнесение результатов своей работы с процессом деятельности, объяснение причин наличия результатов. 3. Соотнесение особенностей своей деятельности с современными тенденциями развития образовательного (управленческого) процесса. Отзыв территориальной (муниципальной) аттестационной комиссии должен отражать подтверждение результативности образовательной (управленческой) деятельности педагогического работника (руководителя образовательного учреждения) в соответствии с квалификационными требованиями. 1. Документы, представляемые в аттестационную комиссию педагогическим работником
2. Документы, представляемые в аттестационную комиссию руководителем образовательного учреждения
3. Документы, представляемые в аттестационную комиссию педагогическим работником или руководителем образовательного учреждения при повторной аттестации на ту же квалификационную категорию
С.Н. Григоренко, Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |