На пути к успеху! Специфика оценочной деятельности педагога дополнительного образования связана прежде всего с общепризнанным приоритетом принципа добровольности выбора ребенком, родителями вида дополнительного образования.
Все оценочно-педагогические средства, предлагаемые педагогам для эффективной организации учебно-воспитательного процесса, должны быть максимально сориентированы на то, чтобы сделать жизнедеятельность ребенка привлекательной для него, дающей возможность полнее реализовать себя, приобрести необходимые ему знания и умения. Уникальным средством активизации познавательно-творческой деятельности ребенка является оценка. Педагогически корректное использование педагогами учреждения дополнительного образования многообразия имеющихся способов оценивания позволяет заметно повысить качество воспитательно-образовательного процесса. Своеобразным эпиграфом профессионально грамотной оценочной деятельности современного педагога дополнительного образования может быть афористический этюд:
Сэлли Филдман. СЛОВАРЬ ПООЩРЕНИЙ АЛЬБОМ ДОСТИЖЕНИЙ На отдельных листах такого альбома могут быть запечатлены фотографии, имена, комментарии успехов ребят, сведения о разных событиях жизни коллектива и др. БЛАГОДАРНОСТЬ Может быть устная или письменная; от педагога, детей, других взрослых; выносится за дела, творческое отношение. БЕНЕФИС В честь и по поводу, например, выпускника, либо «заслуженного» мастера коллектива; может сопровождаться демонстрацией его достижений, набором приветствий в его адрес и др. ВЫСТАВКА Демонстрация достижений с организацией работы профессионального или зрительского жюри. ВЫСТУПЛЕНИЕ Перед родителями, перед детьми, другими коллективами; как признание заслуг, выражение права выступать; за успешные результаты в предыдущей деятельности. ГАЗЕТА Может быть поздравительная, в связи с успешной деятельностью, победой, премьерой, дебютом, днем рождения и др. ГРАМОТА Традиционная и творческая (собственного производства). ДИПЛОМ Имеет разнообразные формы, размер и цвет, может подчеркивать награждение по отдельным номинациям, отражая разный уровень достижений или свидетельствовать о достижении определенного этапа. ДИПЛОМАНТ Почетное звание участникам конкурса, занявшим IV - X место. ДЕНЕЖНОЕ НАГРАЖДЕНИЕ Оформленное в конверте, обязательно должно сопровождаться комментарием, за что. ЖЕСТЫ Специфическая форма эмоциональной поддержки; возможные ободряющие жесты; пожатие руки, похлопывание по плечу, палец вверх - «молодец!»; руки сжаты в замок и подняты вверх и др. ЗНАКИ РОСТА Свидетельствуют о каком-либо достижении; значок I, II, III степени; пояс синий, желтый, черный ЗНАЧКИ ПООЩРЕНИЯ Солнышки, звездочки, цветочки и др.; могут быть как разовые награждения так и итогово-обобщающие. ЗВАНИЕ Инструктор, ассистент, консультант со специальными правами и функциями. ИНФОРМАЦИЯ Об успехах, достижениях устная либо письменная; могут быть изготовлены специальные стенды, листовки, плакаты: «Молодец!», «Гордимся вами», «Поздравляем!». КНИГА ПОЧЕТА Записываются имена по решению коллектива. КНИГА РЕКОРДОВ Настоящие и шуточные рекорды данного коллектива с указанием их авторов. КУБКИ Разной формы, настоящие и с сюрпризом. КОНКУРС Если вводится право участия в конкурсе от коллектива. ЛАУРЕАТ Награда участникам конкурса - в форме звания - за I-III места. ЛИЧНАЯ КНИЖКА ДОСТИЖЕНИЙ Для записей всех малых и больших достижений ребенка. МЕДАЛЬ Из металла или сувенирная (шоколадная, из бумаги). МИМИКА Один из ярких приемов эмоциональной поддержки, (см. «Жесты»), которым в совершенстве должен владеть педагог- профессионал
НАГРАДА Своеобразная оценка детских усилий, поощрение за труды. Возможны материальные награды (игры, книги) за особые заслуги. Нужно помнить о чувстве меры, ведь постоянные награды легко обесцениваются. Нужна продуманная градация наград. НАЗНАЧЕНИЕ Капитаном команды, диспетчером игры, судьей соревнований, ведущим программы и др. как форма выражения доверия. ОБЪЯВЛЕНИЯ (см. ИНФОРМАЦИЯ) об успехах, победах и др. ПРАВО НА Получение премии, бесплатного абонемента, работу с лучшими инструментами, костюмами и др. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Победителю особых прав и привилегий, например, право: 1) на дополнительное время работы с единственным и любимым предметом; 2) на бесплатное посещение чего-либо; 3) на занесение имени в «Книгу почета». СУВЕНИР НА СТОЛ Как значок признания; может быть переходящим, может быть подарочным. ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ Как знак признания возможностей. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Один раз в год, полгода, четверть перед друзьями, сверстниками о достижениях; в любой разновидности: информация, показ, демонстрация, видеорепортаж, газета, стенды и др. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ По проверке знаний и умений на определенный уровень. ШУТОЧНАЯ ПРИВИЛЕГИЯ Обладатель имеет право: исполнения песни и выполнения желания ходить в рубашке на- изнанку, дышать через нос в любое время дня и ночи, первым угощаться со сладкого стола. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА Комплекс приемов, непредметное награждение, знаки внимания: аплодисменты в честь победителя, скандирование имени всем коллективом, подбрасывание героя к потолку, проход через ребячий аплодирующий коридор, песня - посвящение (концерт-посвящение), галерея победителей (фото, рисунок, коллаж), пожатие руки, «спасибо» с особой интонацией и т. д. ЮБИЛЕЙНЫЙ ЗНАК Выдается как поощрение за участие в юбилейном мероприятии. ЯРЛЫК Именной. Выдается с указанием фамилии, имени, отчества за качество изготовления какого-либо оригинального изделия. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |