Повышение качества начального профессионального образования на основе внедрения новых информационных технологийСовременный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем (обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами), среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, создание оптимальных, в экономическом плане, образовательных систем, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. В решении этих проблем определяющее значение придается информатизации образования. В нашей стране наметился четко выраженный государственный заказ на повышение информационной культуры молодого поколения. Тема информатизации образования в настоящее время — одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых тем. Информация и телекоммуникации не только приобретают особый познавательный смысл, но и становятся мощной преобразующей силой во всех сферах деятельности человека. В ближайшие годы важнейшим приоритетом в образовании является практическая реализация Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001—2005 годы», разработанной по инициативе Президента Российской Федерации и утвержденной решением Правительства Российской Федерации. В 2001 году нашим управлением была разработана программа информатизации начального профессионального образования, которая впоследствии стала составной частью общей программы развития начального профессионального образования области на 2001—2003 год. В программе определено несколько основных направлений работы:
Работа по всем вышеуказанным направлениям была начата в марте 2001 года. К началу прошлого учебного года был открыт Центр новых информационных технологий: отремонтировано помещение, приобретены компьютеры и другое необходимое оборудование, укомплектован штат работников, установлен сервер. В Центре открыт учебный класс для обучения руководителей и инженерно-педагогических работников пользованию компьютером. Для обеспечения доступа образовательных учреждений в единую информационную сеть все профессиональные училища и лицеи области (кроме училищ при учреждениях исполнения наказания) обеспечены компьютерной техникой (компьютерами с модемами, принтерами). В двух словах, общий итог первого этапа работы таков: создана организационная и техническая основа единой информационной образовательной сети начального профессионального образования. Следующий этап — содержательное наполнение информационной базы, внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных училищ и лицеев. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. В связи с этим первостепенное внимание мы уделили обучению руководителей и инженерно-педагогических работников базовым информационным технологиям. В течение 2001/2002 учебного года в Центре новых информационных технологий прошли обучение 150 работников нашей системы, в первую очередь директора профессиональных училищ и лицеев. Информатизация образования, в том числе профессионального, в конечном счете нацелена на повышение эффективности традиционных форм ведения учебного процесса, внедрение новых. В процессе накопления базы учебно-методических материалов появляется возможность включения в реальный процесс обучения обучающих программ, теоретических электронных курсов, виртуальных лабораторных работ. Нам предстоит большая работа по созданию электронных средств обеспечения и поддержки учебного процесса, организации системы доступа к ним, повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических, административных и инженерно-технических работников в области новых информационных технологий. Одной из важнейших проблем, которую предстоит решить при формировании единой образовательной информационной среды начального профессионального образования, является создание отраслевой базы информационных ресурсов. Нам предстоит развернуть активную работу по внедрению в учебный процесс современных электронных средств поддержки и сопровождения образовательного процесса, интегрированных с традиционными учебными материалами. В связи с этим актуальными задачами становятся: • разработка электронных учебных материалов по изучаемым дисциплинам, необходимых для методического обеспечения учебного процесса; • апробация разработанных (и приобретенных) учебных материалов в образовательном процессе; • доработка учебных электронных материалов по результатам их опытной проверки. Учитывая интерес руководителей и педагогов нашей системы к уникальным возможностям информационных технологий, мы предполагаем активное их участие в разработке средств информационно-технологической поддержки и сопровождения учебного процесса. Для этой цели будет продолжено обучение педагогических, административных и инженерно-технических кадров эффективному использованию в учебном процессе новых информационных технологий. Главной задачей, стоящей в настоящее время перед системой начального профессионального образования, является удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики области, выполнение областного государственного заказа на подготовку кадров рабочих профессий. Для ее выполнения нам приходится вести работу по многим направлениям, в том числе по таким актуальным сегодня направлениям, как популяризация рабочих профессий в молодежной среде, пропаганда образовательных возможностей учреждений начального профессионального образования. В силу того, что большинство общеобразовательных школ области получают возможность доступа к информационным ресурсам, наличие нашей базы данных помогает выпускникам школ сделать выбор профессии и образовательного учреждения для ее получения. В настоящее время формируется программа информатизации научно-образовательного комплекса области. Мы стремимся к тому, чтобы в ней были учтены потребности и особенности системы начального профессионального образования, предусмотрены меры по созданию единой системы информационной поддержки профессионального самоопределения школьников, включающей базу данных о текущих и перспективных потребностях рынка труда и, возможно, автоматизированную систему поиска рабочих мест. Я.Я. Боргено, начальник управления начального профессионального образования администрации Новосибирской области Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |