Фотостудия "Эдельвейс" - программа освоения техники и искусства фотографии Пояснительная записка
Фотография прочно вошла в нашу повседневную жизнь, для кого-то стала профессией, для других — возможность заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Обычно снимки начинающих фотографов не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка. Увеличивающаяся скорость научно-технического прогресса требует от человека новых ритмов жизни, других объемов знаний, умения выходить из многочисленных сложных ситуаций, умения управлять собой. Все это по плечу лишь человеку, который находится на высоком уровне социального развития, способному принимать нестандартные решения, умеющему творчески мыслить. Начинать воспитание творческой личности следует как можно раньше. Занятия фотографией — шаг в этом направлении. В фотостудии ребята объединены общим интересом к фотографии, охотно воспринимают новую информацию, учатся извлекать полезные знания, а это процесс творческий, поисковый, а значит развивающий. Поэтому, решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, я ставлю перед собой основную педагогическую цель — непрерывный рост личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами уникального искусства фотографии. При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Занятия строятся в такой форме, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Проявленная смекалка, изобретательность и стремление к творческой деятельности поощряется и стимулируется особенно на занятиях 1 года обучения. Применяются групповые формы работы и индивидуальные консультации. Теоретическая часть занятий, лабораторные работы и фотосъемка (студийный портрет, репродукция) проводятся в одном и том же кабинете, что отнимает много времени на переподготовку помещения. Чтобы избежать этого — большая часть фотосъемок проводится в коллективах Дома творчества и во время различных мероприятий и вечеров. Выполняя самостоятельную фотосъемку, учащиеся приобретают навыки работы с фотоаппаратом, осветительным оборудованием, приобретают опыт общения. Часть занятий по фотосъемке проходит вне Дома творчества — экскурсии по городу, выезд на природу и т.д., где на практике осваиваются различные жанры фотографии, ее изобразительные средства и композиция, развивается умение самостоятельной деятельности и умение использовать полученные ранее знания, умение владеть сложной ситуацией. Особенность таких занятий — в возможности объединить несколько групп, различных по уровню подготовки. Младшие учатся на примере старших, а те в свою очередь поддерживают новичков. Итогом таких совместных съемок становится оформление фотовыставки, демонстрация, обсуждение, конкурс фоторабот, что стимулирует учащихся на дальнейшую творческую деятельность. Проходя обучение по данной программе, получая конкретные знания в области фотографии, учащиеся расширяют знания в следующих образовательных областях: 1. Словесность — на 1, 2, 3 курсах обучения. Учащиеся развивают речь, учатся использовать профессиональную терминологию, правильно и красиво донести свои мысли при защите своих работ на фотовыставках. 2. Искусство. Посещая выставки, знакомясь с работами известных фотомастеров, осваивая такие темы, как «Изобразительные средства фотографии» (1 год), «Композиционное построение снимка» (2 год), изучая различные жанры фотографии (1, 2 год), ее особые приемы (3 год), учащиеся развивают творческое воображение, творческое мышление, знакомятся с законами эстетики. 3. Культурная антропология. 4. Социальная практика. Приобретают навыки социальной ориентации, умение выйти из сложной ситуации во время проведения съемок, общаясь с разными категориями людей. Используют приобретенные фотографические умения и навыки в повседневной жизни — изготавливают фотографии для себя, семьи, друзей (1—3 курс). 5. Духовная антропология. Во время обучения, выходов на натуральные съемки, экскурсии, на досуговых вечерах с учащимися проводятся беседы о красоте, любви, счастье, смысле жизни и других общечеловеческих ценностях. Готовя ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, стараюсь привить им чувство командного духа, взаимопомощи и выручки (1—3 курс). 6. Математика, физика, химия. Знания в этих образовательных областях расширяются при изучении понятий об экспозиции, химико-технологических черно-белых процессах, изучении фотографической оптики (1—3 год), при освоении особых приемов фотографии (3 год), химико-технологических цветных и обращаемых процессов (3 год), вследствие чего происходит развитие логического мышления. 7. Естествознание. Проводя пейзажные съемки на натуре (1—3 курс), у учащихся формируется чувство сопричастности с природой, развиваются исследовательские «навыки» на основе методов изобразительного творчества. 8. Физическая антропология. Физическое развитие учащихся происходит во время выходов на съемки по городу, выездов на природу, в воскресных лыжных походах, когда каждый из них, имея полный комплект фотографического оборудования немалого веса, должен преодолевать маршруты различной протяженности и сложности, уметь при этом применить на практике полученные фотографические знания. Иногда приходится вести съемку в экстремальных условиях — сильные морозы, при этом хорошая физическая подготовка помогает провести фотосъемку качественно. "РОСТ": образовательные модули программы по освоению техники и искусства фотографии в коллективе фотостудии "Эдельвейс" Данная программа состоит из 3 курсов обучения и рассчитана на детей среднего и старшего возраста (с 11 до 17 лет). Название программы по классификатору, принятому в ДДиЮТ им. В. Дубинина: • поливозрастная; • монопредметная; • личностно-развивающей и профессиональной ориентации; • с городским масштабом осваиваемого воспитательно-образовательного пространства; • с комплексной организацией форм обучения (групповая и индивидуальная); • вид творческого объединения — студия. Освоение программы осуществляется поэтапно, включает в себя три курса: I курс (начальный модуль). Основная цель — знакомство и расширение знаний в области фотографии, а также развитие воображения, эстетического и художественного вкуса учащихся. Рассчитано на 1 год для учащихся средних классов (11—12 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа группой в 10—12 человек. Решаемые задачи: • поэлементное освоение съемочного процесса; • формирование представления об изобразительных средствах фотографии; • изучение фотографического оборудования и материалов; • привитие навыков работы с фотографическим оборудованием и аппаратурой; • создание условий и предпосылок для развития воображения, эстетического и художественного вкуса; • привитие аккуратности и внимательности при работе с фотоматериалами, техникой, химией; • развитие любознательности и интереса к перспективам изучения искусства фотографии; • расширение кругозора в области искусства. Положительный результат обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, урок — усвоение новых знаний — проводится с применением объяснительно-иллюстративного метода с использованием плакатов, специальных тематических «раскладушек», фотографий из архива студии, слайдов. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует, направляет учащихся. Для облегчения усвоения теоретической части программы используется игровой метод, учащиеся разгадывают и составляют кроссворды с использованием специальных терминов, проводятся викторины, игры с применением карточек. Учащиеся учатся анализировать свои работы. II курс (углубляющий модуль обучения). Основная цель этого курса — углубление знаний в области фотографии, формирование необходимых навыков умения претворять свою авторскую идею в новый интеллектуальный продукт. Рассчитан на 2 года для учащихся 12—14 лет, закончивших обучение на 1 курсе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа группой и индивидуально (консультации 1 раз по 2 часа). Основные педагогические задачи II курса: • углубление и расширение знаний химико-технологических процессов, изобразительных средств фотографии и композиции; • освоение особых приемов фотографии и ее особенностей; • освоение техники создания слайдфильмов, построение зрительного и звукового ряда; • формирование познавательной самостоятельности и творческой активности; • развитие образного и художественного мышления, умение выразить свой замысел в фотографическом изображении; • расширение опыта общения; • привитие доброго отношения друг к другу, взаимопомощи. На втором курсе теоретические занятия проходят в виде лекций, бесед, диспутов с применением различных наглядных пособий (плакаты, фотографии, слайды, видео), учащиеся участвуют в подготовке и объяснении нового материала, готовят рефераты. Большая часть занятий отводится практической работе, по окончании которой проходит обсуждение и анализ. Проводятся различные экскурсии и творческие встречи. Учащиеся принимают участие в городских и областных выставках и фотоконкурсах. III курс (профессионально-ориентирующий модуль, 4 и более год обучения). Является продолжением образовательного образовательного цикла 1 и 2 курса обучения, предполагает определенную степень подготовки учащегося в области фотографии. Основная цель III курса — удовлетворение творческих потребностей учащихся, развитие самореализации и авторской деятельности. Педагогические задачи III курса: • развитие умения самостоятельной деятельности; • совершенствование фотографических навыков и умений применять накопленный опыт и знания для создания фотографического изображения на высоком техническом и художественном уровне; • совершенствование способности к анализу и критическому отношению к проведенной работе; • развитие умения владеть сложной ситуацией, приобретение опыта общения; • развитие творческого мышления и формирование индивидуальной манеры изображения. На III курсе основной метод обучения — эвристический. В начале учебного года учащимся дается возможность самостоятельного выбора направления фотографической деятельности. Это может быть работа над выпуском периодических фотогазет, отображающих жизнь Дома творчества, создание слайдфильмов, фотокорреспондентская деятельность с последующей публикацией снимков в газетах «Рост», «Вечерний Новосибирск» и других, подготовка авторских фотовыставок и демонстрация работ в Доме творчества, в читальном зале библиотеки и др., обязательное участие в городских и региональных фотоконкурсах. Проводится анализ работ, дискуссии и творческие вечера. Прогнозируемый результат, дифференцированный по годам обучения 1. К концу первого курса обучения предполагается наличие у детей: • умения грамотно проводить фотосъемку с применением основных изобразительных средств фотографии; • умения работать с фотографическим оборудованием, аппаратурой и фотоматериалами; • знания техники безопасности при работе в фотолаборатории и умение организовать работу в лаборатории согласно правил техники безопасности; • активизации воображения; • положительной динамики в развитии художественного вкуса; • интереса к дальнейшему разностороннему изучению искусства фотографии. 2. К концу второго курса предполагается достичь следующих основных результатов: • учащиеся усвоят дополнительные знания об особенностях химико-технологических процессов, изобразительных средств фотографии и композиции; • освоят специфические приемы фотографии и применение их на практике; • учащиеся будут уметь создавать слайдфильмы, выстраивать зрительный и звуковой ряды слайдфильма; • учащиеся будут проявлять самостоятельность и творческую активность в познавательной сфере; • учащиеся приобретут способность к образному, художественному мышлению, научатся выражать свой замысел в фотографическом изображении; • учащиеся расширят опыт общения, научатся проявлять друг к другу доброе отношение, терпимость, взаимопомощь. 3. К концу третьего курса предполагаются наличие у детей: • умения самостоятельно осуществлять творческую фотографическую деятельность, вариативно применять накопленный опыт, знания и создавать фотографическое изображение на высоком техническом и художественном уровне; • умения анализировать и критически относиться к выполненной работе; • умения владеть сложной ситуацией, вести дискуссию, отстаивать свое мнение; • формирование у учащихся индивидуальной манеры изображения, стремления к творческому самовыражению в создаваемых снимках. Методы и формы отслеживания результативности обучения Методы: • педагогическое наблюдение; • фиксации динамики мотивационных изменений; • оценка продуктов творческой деятельности детей; • беседы, опросы, анкетирование. Формы: • проведение викторин, выполнение зачетных заданий по пройденным темам; • участие в творческом отчетном празднике фотостудии, где представляются лучшие работы года; • участие в городском фотоконкурсе «Экспресс»; • участие в региональном фотоконкурсе «Сибириада» в г. Томске; • публикация фотографий в городских газетах; • организация персональных фотовыставок. Литература: 1. Дж. Уэйд "Техника пейзажной фотографии" - М., 1994. 2. Панфилов Н.Д. "Фотография и его выразительные средства" - М., 1995. 3. Герман Ю.В. "От слайда - к слайдофильму" - М., 1992. 4. Арапчев Ю. "Путешествие в удивительный мир" - М., 1986. 5. Вапин А. "Фотография. 1000 рецептов" - М., 1989. 6. Михалкевич В., Стигнеев В. "Поэтика фотографии" - М., 1978. 7. Мингус М., Лунски Х. "Портрет" - М., 1987. 8. Ромин А., Панфилов Н. "Справочник фотолюбителя" - Минск, 1985. 9. Редько А. "Основы черно-белого и цветного фотопроцессов" - М., 1982. 10. Курский Л., Фельдман Я. "Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке" - М., 1974. 11. Гонт Л. "Экспозиция в фотографии" - Л., 1986. 12. Плужников Б.Ф. "Особые приемы фотографии" - М., 1978. 13. "Мотивация познавательно-творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительноо образования" - Новосибирск, 1999. 14. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М., 1991. 15. "Дополнительное образование: поиск, опыт, находки" - Новосибирск, 1997. 16. "Созидая личность" - сборник инструктивно-методических материалов - Новосибирск, 1997. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |