Экология и мировоззрение

 Образовательная программа и технология

 

Mrukbel.gif (13124 bytes)

От редакции:
Автор представляемой программы является победителем Общероссийского конкурса авторских учебных программ 1998г. Организации по поддержке экологических инициатив ИСАР, г. Москва

Д.А. Рюкбейль,
педагог дополнительного образования
по экологии высшей категории

Пояснительная записка

Программа «Экология и мировоззрение» в основном ориентирована на работу с детьми среднего звена школы (с 5 по 7 класс) в системе дополнительного образования, однако при создании необходимых условий (см. «Основные условия, необходимые для реализации программы») она может быть использована и в общеобразовательных учреждениях. Программой предусмотрено следующее количество часов и занятий в неделю по годам обучения: 1, 2 и 3 года обучения - 1 занятие в неделю продолжительностью 2 часа (всего 72 часа в год); факультативный курс «Уголок принроды» (на любом из годов обучения) - 2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа (всего 144 часа в год).

Данная программа предлагается как начальный этап работы с детьми в области экологического воспитания и образования и представляет собой воспитательно-образовательный трёхгодичный курс, направленный, в первую очередь, на формирование у ребёнка эмоционально-чувственного базиса для последующего получения им теоретических знаний в области экологии. В этом заключается её основное отличие от большинства других программ по экологическому воспитанию и образованию, которые ориентированы на формирование у ребёнка эмоционально невостребованной системы знаний. Уникальной особенностью программы является обращение к глубинным чувствам ребёнка, позволяющее вывести на уровень осознания (через синтез философии, психологии, искусства и экологии) глубинную связь с природой, имеющуюся у каждого живого существа. Такое осознание приводит к формированию у ребёнка природоориентированной картины мира, которая со временем ляжет в основу мировоззрения взрослого.

Для более глубокого осмысления ребёнком экологической картины мира, а также получения им навыков научно-исследовательской работы, в летний период крайне желательно организовывать для учащихся полевой экологический практикум. Идеальной формой такого практикума является летняя экологическая экспедиция, в которой каждый ребёнок работает по своей собственной теме. Подготовка детей к научно-исследовательской работе и обработка полученных ими материалов должны осуществляться по отдельному плану, например, по плану работы научного общества учащихся «Биом» кафедры экологии Дома творчества им. В.Дубинина.

Предлагаемая программа и её акцентуализация опирается на методологические идеи и теоретические взгляды отечественных исследователей: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, Т.В. Драгуновой, А.Е. Личко, Е.В. Антоновой, Г.В. Шейниса, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина.

Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин отмечают, что сегодня большое число исследователей видят причину экологического кризиса в первую очередь в мировоззренческом, философско-идеологическом кризисе, подчёркивая при этом, что решение стоящих перед человечеством экологических проблем возможно только через изменение антропоцентрического экологического сознания на экоцентрическое. Данное положение находит своё отражение в постановке цели данной программы - формировании природоориентированной картины мира у учащихся.

Ориентация программы на возраст 12-14 лет не случайна и связана с особенностями формирования личности в этом возрасте. Для этого возраста характерен самый острый и длительный возрастной кризис (кризис 13 лет), характеризующийся развитием процессов самосознания и самоопределения, приводящих к формированию у ребёнка той или иной жизненной позиции (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.Ю. Кулагина и др.). Таким образом, именно этот возрастной период является тем «последним рубежом», на котором ещё можно повлиять на закрепление у ребёнка тех или иных основных черт личности, в том числе и на процесс иерархизации личностных смыслов и мотивов деятельности.

Методология программы в целом опирается на теорию личности А.Н. Леонтьева. Рассматривая вопросы формирования личности, А.Н. Леонтьев отмечал, что личность формируется не как результат простого наслоения внешних явлений, а как результат того, «что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь». При этом ведущую роль в становлении личности А.Н. Леонтьев отводит движению мотивов деятельности, имеющих личностный смысл. Таким образом, вся методология программы ориентирована на формирование смыслообразующих мотивов учебной деятельности у детей, а не мотивов-стимулов.

Применение конкретных методов, приёмов и форм работы с детьми по данной программе, направленных на формирование такого рода мотивов, определяется рядом психологических особенностей, характеризующих младший подростковый возраст. Характерные для данного возраста развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович) позволяют активно использовать в программе интерактивные методы (дискуссии, практические работы, дидактические игры, научно-исследовательскую работу учащихся, психологические тренинги, конференции и т.д.).

Работа с детьми по данной программе, опирающейся на вышеизложенные психолого-педагогические позиции, а также учитывающей возрастные особенности формирования личности подростка, позволяет реально достичь заявленной цели - формирование у ребёнка прироориентированной картины мира.

Цели и задачи программы

Цель программы: сформировать у ребёнка природоориентированную картину мира. 
Реализация данной цели осуществляется поэтапно в течение трёх лет обучения, при этом на каждом году обучения выделяются свои конкретные цели и задачи.

Первый год обучения.

Цель: развить в ребёнке чувственное восприятие природы и сформировать понятие о Земле как о Доме для всех живущих на ней.

Задачи:

а) развивающие:

 

 развивать интерес к познанию природы;

 развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, способность осознавать свои внутренние состояния;

 развивать чувство красоты;

 

б) воспитательные:

 

 воспитывать у детей чувство любви к объектам природы, бережное отношение к ним;

 

в) образовательные:

 

 дать общие представления о природе и её объектах;

 сформировать представление о Земле как о Доме для всех живущих на ней.

 

Второй год обучения.

Цель: сформировать у ребёнка представление о единстве жизни на Земле.

Задачи:

а) образовательные:

 

 сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов на Земле;

 сформировать представление о типах взаимоотношений между живыми организмами;

 сформировать представление о жизни живых организмов в различных условиях обитания и адаптациях к ним;

 сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;

 

б) развивающие:

 

• развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка;

 развивать творческую активность детей;

 

в) воспитательные:

 

 совершенствовать навыки межличностного общения детей.

 

Третий год обучения.

Цель: подвести ребёнка к осознанию себя как части системы «Человек - Природа».

Задачи:

а) образовательные:

 

 дать общее представление об истории развития взаимоотношений человека с природой;

 сформировать представление об экологическом кризисе, современных экологических проблемах и причинах их возникновения;

 познакомить с проблемой поиска выхода человечества из экологического кризиса;

 

б) развивающие:

 

 развивать способность иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию;

 развивать логическое мышление;

 

в) воспитательные:

 

• воспитывать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.

 

Факультативный курс «Уголок природы».

Цель: развить в ребёнке способность чувствовать и понимать живое.

Задачи:

а) развивающие:

 

• развивать в ребёнке способность наблюдать;

• развивать в ребёнке способность чувствовать и понимать состояние своих подопечных животных и растений;

 

б) воспитательные:

 

• воспитывать у детей чувство ответственности за своих подопечных животных и растений;

 

в) образовательные:

 

• познакомить детей с основными обитателями Уголка природы;

• научить основным правилам ухода за комнатными растениями и домашними животными;

• научить вести наблюдения за живой и неживой природой.

 

Принципы, лежащие в основе работы по программе

1) принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию);

2) принцип взаимоуважения (всё общение ребёнка - со сверстниками и с педагогом - должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива);

3) принцип личностного подхода (личность каждого ребёнка является непреложной ценностью);

4) принцип научности (научная информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной).

5) принцип адекватности возрасту (соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребёнка);

6) принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребёнка);

7) принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

8) принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка);

9) принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность);

10) принцип интерактивного обучения (методы, приёмы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний);

11) принцип единства чувств и знаний (получаемые детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально-чувственной сфере);

12) принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).

Методический аспект

Достижение цели программы тесно связано с психологическим развитием всех сфер личности ребёнка, включая сферу неосознанного, для пробуждения в нём врождённого, заложенного генетически чувства единства с природой, а также с развитием познавательного интереса к изучению им себя и природы путём решения основных вопросов философии через элементы исследовательской работы.

Под психологическим развитием личности ребёнка понимается развитие степени осознания им особенностей своей психики, осознания своих глубинных чувств, переживаний и стремлений, в том числе - чувства единства с природой и тяги к её первозданной красоте. Это осознание ведёт к гармонизации всего внутреннего мира ребёнка, а, следовательно, способствует сохранению его психического здоровья. Психологическому развитию личности ребёнка способствует психологическая часть программы, которая включает в себя «Часы фантазии», тренинги коммуникативной и эмоциональной сферы.

«Час фантазии» - это тренинг, позволяющий ребёнку активно работать со своими внутренними ощущениями и эмоциональными образами. Используется либо как средство выхода на тему занятия, либо как завершающий этап занятия (закрепление, теоретического материала). Во время «Часа фантазии» детям предлагаются для прослушивания различные музыкальные композиции (см. Программу 1 года обучения), которые дети могут слушать в удобной для них позе (лёжа, сидя, двигаясь и т.д.), после или во время прослушивания композиций дети выражают свои чувства и переживания в рисунках, стихах, рассказах и т.п. (см. Приложение 2).

Включение в программу философского содержание (постановка философских проблем о сущности человека, его месте в Мире, смысле его жизни, о сути его взаимоотношений с Природой, о сущности Разума; формирование у ребёнка собственного взгляда на эти проблемы и стремления к познанию мира и себя) пробуждает в ребёнке активные творческие механизмы познания, способствующие формированию мировосприятия ребёнка.

Для более полного осознания всех процессов, происходящих в природе, их закономерностях и для формирования у ребёнка осознанной позиции «Я - исследователь» в программу включены элементы поисковой деятельности: подготовка тематических рефератов, проведение научно-иследовательской работы в Уголке природы или летних экспедициях (пример НИР - см. Приложение 3). Знания биологии и экологии, полученные в процессе обучения, и сформировавшаяся позиция «Я - исследователь» помогут ребёнку в дальнейшем искать пути взаимодействия с природой без нарушения её законов.

В совокупности всё это - психологическое развитие, постановка и решение философских вопросов, формирование позиции «Я - исследователь» - позволяет сформировать у ребёнка природоориентированную картину мира, призванную решить внутреннее противоречие между природно-биологической сущностью человека и его технократизированным сознанием.

Основные условия, необходимые для реализации программы

 

1. Организационные:

 

 каждый ребёнок на каждом занятии должен иметь возможность высказаться, поэтому общее количество детей в группе не должно превышать 14-15 человек;

 для того, чтобы во время проведения «Часа фантазии» ребёнок мог расслабиться, полежать, а при желании - порисовать лёжа или потанцевать, необходим зал с ковровым покрытием.

 

2. Психологические:

 

 общение с детьми должно идти напрямую, лицо в лицо, не «через голову», поэтому идеально строить общение в кругу;

 помещение, в котором проходят занятия, должно быть оформлено так, чтобы вызывать у детей чувства комфорта и спокойствия.

 

3. Дидактические:

 

 для реализации факультативного курса и для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы;

 для полноценной реализации программы необходимо наличие в кабинете аудио- и видеомагнитофонов, телевизора, диапроектора, а также - аудио- и видеоматериалов, слайдов.

 

Технология работы по программе "Экология и мировоззрение"

 

Сущность технологии

 

Учитывая существующее на сегодняшний день многообразие определений термина «педагогическая технология» (Т.С. Назарова [40]) отметим, что в данном случае под этим термином понимается: «последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач» (В.А. Сластёнин и др. [55]), т.е. алгоритм достижения поставленной цели. Необходимо также отметить, что предлагаемая технология находится в стадии разработки и проходит апробацию.

Целью данной технологии является формирование у ребёнка природоориентированной картины мира через чувственное восприятия им природы.

Данная технология, как и программа в целом направлена в первую очередь не на трансляцию педагогом определённого объёма экологических знаний, а на развитие природоориентированного мировоззрения ребёнка через чувственное осознание им своей внутренней взаимосвязи с природой, которое подкрепляется необходимым объёмом теоретических знаний законов природы. Подобный подход позволяет перевести получаемые знания в области экологии из разряда личностно невостребованных в разряд личностно необходимых, что в итоге ляжет в основу мотивации всех поступков ребёнка (в дальнейшем - взрослого человека) и всего его поведения в целом. Таким образом, данная технология реально позволяет воздействовать на становление природоориентированного мировоззрения у детей через формирование у них природоориентированной картины мира.

Комментарии к схеме

Приведённая выше схема охватывает весь трёхгодичный период обучения по программе «Экология и мировоззрение». Отдельные этапы технологии в основном не имеют чёткой привязки к определённому году обучения и реализуются практически на каждом из них, различаясь в методологии и глубине воздействия на формирующуюся у ребёнка картину мира. Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

1 этап. Мотивация ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Это достигается за счёт включения в программу обучения философских аспектов, таких, как постановка проблем о сущности человека, его месте в мире, смысле его жизни, о проблемах его взаимоотношений с природой, о сущности разума. Здесь же рассматриваются различные взгляды на поставленные проблемы, причём все они предлагаются как равноправные, что позволяет ребёнку сформировать собственную позицию по каждому вопросу. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. При этом педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету.

2 этап. Обращение к внутреннему миру ребёнка. На этом этапе осуществляется активизация сферы неосознанного. Это достигается через переживание ребёнком различных состояний своего «Я» путём проведения «Часов фантазии» и тренингов воображения с использованием различных музыкальных композиций с фиксацией своих эмоций в творческих работах. Результатом этого этапа является активизация в сфере неосознанного врождённых внутренней тяги к природе и чувства единства с ней.

3 этап. Формирование системы знаний. На этом этапе даётся определённый объём экологических знаний, которые необходимы для осмысления места человека в природе и единства всего живого. Результатом этого этапа является получение ребёнком теоретических знаний в области экологии.

4 этап. Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных наблюдений, исследований на практических занятиях, лабораторных работах, экскурсиях, в Уголке природы, а также в условиях летних экспедиций. Результатом этого этапа является выход на уровень осмысленного понимания законов природы.

5 этап. Открытие внутреннего мира ребёнка. На этом этапе осуществляется вывод из сферы неосознанного внутренней тяги к природе и чувства единства с ней в сферу осознанного, что приводит к восприятию и осознанию ребёнком красоты и гармонии природы. Реализация этапа идёт через выражение ребёнком в творческой деятельности своих внутренних состояний, связанных с содержанием занятия или являющихся результатом непосредственного общения с природой в живом уголке и в экспедициях.

6 этап. Объединение в сознании ребёнка теоретических установок с его внутренним миром. На этом этапе ребёнок приходит к осмыслению своего неразрывного единства с природой. Данный этап осуществляется в конце третьего года обучения. Результат достигается через объединение в сознании понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой, сформированных на предыдущих этапах. Этому способствуют: инсценировки жизни современных первобытных племён, сюжетно-ролевые игры, пластические фантазии (например, «У каждого века вечность вопрошает: что же совершится в будущем с природой?» - см. Приложение 4) и летние экспедиции (жизнь в полевых условиях). Результатом этапа является осознание единства всего живого как на интеллектуальном уровне, так и на уровне чувств.

Результатом работы по данной технологии является сформированная у ребёнка природоориентированная картина мира (цифра 7 на схеме).

Выход из системы определяет поведение человека (цифра 8 на схеме). Человек строит своё поведение на основе своего природоориентированного мировоззрения, сформировавшегося на фундаменте природоориентированной картины мира.

Прогнозируемый результат по годам обучения

 

1. К концу первого года обучения ребёнок будет:

 

• активно проявлять интерес к познанию природы;

• уметь осознавать свои внутренние состояния и научится выражать свои эмоции и чувства;

• уметь чувствовать красоту природы и бережно относится к её объектам;

• иметь представление о Земле как о Доме для всех, живущих на ней, о природе и её объектах.

 

2. К концу второго года обучения ребёнок будет:

 

• иметь представление о многообразии жизни на Земле и широком распространении живых организмов;

• знать типы взаимоотношений живых организмов между собой, а также основные адаптации, позволяющие им жить в различных условиях;

• иметь представление о человеке как об одном из множества видов живых организмов Земли и единстве всего живого;

• стремиться к творческому самовыражению, проявлять активность в получении новых знаний, самостоятельно находить новые вопросы и искать ответы на них.

 

3. К концу третьего года обучения ребёнок будет:

 

• иметь представление об историческом развитии взаимоотношений человека с природой, причинах экологического кризиса современной цивилизации и научится осознавать ответственности за свои поступки;

• иметь представление об экологическом кризисе современной цивилизации и проблеме поиска выхода из него;

• иметь представления о различных типах взаимоотношений человека с природой;

• уметь критически оценивать информацию, отстаивать свою позицию, вести дискуссию;

 

4. К концу обучения по факультативному курсу ребёнок будет:

 

• знать основных обитателей Уголка природы;

• владеть основным знаниями по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

• уметь проводить наблюдения;

• способен чувствовать и понимать состояние своих подопечных животных и растений, осознавать свою ответственность за их жизнь и здоровье;

 

Диагностика результата

 

1) наличие интереса к познанию природы, а также бережного отношения к её объектамдиагностируются путём наблюдений за ребёнком на занятиях и во время его общения с объектами природы;

2) наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребёнка на занятиях и при подготовки к ним;

3) наличие и развитость способностей ребёнка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства диагностируются через анализ творческих работ и беседы;

4) степень владения ребёнком теоретическим материалом в основном оценивается через проведение тематических бесед, кроме этого можно применять опросы, а также проверочные и контрольные работы.

 

Рекомендуемая литература к программе:

I. Для детей:

1. Акимушкин И. Мир животных: [В 7-и т.]. (Любое издание).

2. Брем А.Э. Жизнь животных: [В 3-х т.]. - М.: Терра, 1992.

3. Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. - М.: Географическая литература, 1963.

4. Колвин Л., Спиер Э. Живой мир: (энциклопедия). - М.: Росмэн, 1994.

5. Периодические издания: "Юный натуралист", "Чудеса и приключения", "Знак вопроса", "Вокруг света", "В мире животных" и др.

6. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. - Смоленск: Русич, 1996.

7. Скленарж К. За пещерным человеком. - М.: Знание, 1987.

8. Сохраним наш мир: (учебное пособие по экологии). - Ростов: Гермес, 1995.

9. Тайны живой природы. - М.: Росман, 1995.

10. Фальк-Рённе А. Путешествие в каменный век. - М., 1995.

11. Что было до нашей эры. - М.: Педагогика - Пресс, 1994.

12. Экология: (познавательная энциклопедия). - М.: Кристина и К, 1994.

13. Юный исследователь. Археология. Эволюция. Человек. - М.: Росмэн, 1995.

II. Для педагога:

1. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1995.

2. Биологический эксперимент в школе. - М., 1990.

3. Биология /газеты/.

4. Биология в школе /журналы/.

5. Воронина Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии. - М., 1993.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: [В 3-х т.]. - М.: Мир, 1993.

7. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

8. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., Просвещение, 1991.

9. Игры - обучение, тренинг, досуг.../под ред. Петрусинского В.В. - М., 1994

10. Небел Б. Наука об окружающей среде: [В 2-х т.]. - М.: Мир, 1993.

11. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии. - М., 1079.

12. Пезяшкин Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Прогресс, 1992.

13. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Топикал, 1994.

14. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.: Журнал "Россия Молодая", 1994.

15. Рус А Народ майя. - М.: Мысль, 1086.

16. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 1995.

17. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1988.

 

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети