Юношеский полевой археологический семинар как одно из направлений исследовательской деятельности объединения "Икар"

Современная система образования претерпела в последнее время различные изменения. Одна из актуальных задач - внедрение регионального компонента в базисный образовательный план. Проблема использования регионального материала в процессе обучения не нова. Она существовала и в начале века, и в 20-е годы, когда стояла задача насытить программу ГУСа краеведческим материалом (1). В 60-е годы с возникновением Института истории, филологии и философии СО АН СССР, развитием активной деятельности преподавателей НГПИ заметно возрастает роль археолого-краеведческих знаний как в историческом образовании, так и в учебно-образовательном процессе в целом (2).

Система дополнительного образования имеет сегодня большие возможности для реализации образовательных программ с региональным компонентом. В г. Новосибирске к началу 90-х годов сложилась разветвленная сеть археолого-краеведческих коллективов школьников во многих районах города. В Западно-Сибирском регионе активная деятельность по указанному профилю развивалась в Кемеровской области, Барнауле, Тобольске, Красноярске. В этот период произошли качественные изменения в использовании в учебном процессе местных археолого-краеведческих материалов.

В Доме детского и юношеского творчества имени В.Дубинина археолого-краеведческий коллектив был создан в 1990 году. История, краеведение, археология - приоритетные направления исследовательской деятельности, определившие название коллектива: объединение «ИКАР»/ История, Краеведение, АРхеология /. Объединение, работая по авторской программе научно-исследовательской направленности, осуществляет знакомство школьников с основами краеведения, историей древних обществ Сибири (3).

Содержание регионального исторического образования, в том числе и в системе дополнительного образования, значительно обогащает такая наука как археология. Отсутствие письменных источников древнего периода истории Сибири несколько усложняет организацию учебного процесса. Перед обучающимися стоит задача не только освоить теоретические знания специальной науки, но и овладеть основами полевой методики в связи с особенностями исследуемых древних памятников. На этом этапе приобретаются первые умения и навыки, необходимые для исследовательской работы: освоение понятийного аппарата науки, знакомство со специальной литературой, правилами ведения полевой документации, основами археологической графики и т.д. Содержательная сторона интереса учащихся к археологическим исследованиям становится более устойчивой и заметно расширяется после первых экспедиционных сезонов. Экспедиции дают возможность не только разрешить многие проблемы социализации школьников, но и организовать коллективную исследовательскую деятельность на памятниках древности, что способствует сохранению археолого-краеведческого наследия Сибири. Закрепление позитивной мотивации к научно-исследовательской деятельности в экспедиционный период позволяет осенью успешно начать подготовку к Юношескому полевому археологическому семинару (ЮПАС).

Семинар организуется с 1991 года и проходит ежегодно в последнюю неделю ноября. Два - три месяца, как показывает многолетний опыт,— оптимальный срок для работы над сообщениями полевого характера. Подготовкой семинара занимается оргкомитет, в который входят руководители, актив объединения, администрация. Задача семинара - подвести первые итоги экспедиционных исследований, обобщить археологические материалы, полученные объединением и археологическими коллективами школьников города и региона в прошедшем полевом сезоне. На ЮПАС приглашаются профильные коллективы, существующие в системе дополнительного образования, школьники и учителя, интересующиеся проблемами древней истории Сибири. Участникам рассылаются информационные письма, бланки заявок, регистрационные листы, памятки с разработанной специально для семинара символикой. При подтверждении участия в семинаре оргкомитет составляет программу работы. Как правило, к мероприятию готовятся выставки стенгазет и методической литературы, встречи с учеными, круглые столы для обучающихся и педагогов. Традиционным для семинара стал экскурсионный день, позволяющий гостям познакомиться с историей города, посетить музеи, побывать в Новосибирском научном центре и уникальном музее «Истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока» ИАЭТ СО РАН.

Темы выступлений к семинару определяются в большинстве случаев будущими докладчиками совместно с педагогом или научным руководителем. Существующие возможности коррекции и персонификации учебного плана, исходя из года обучения и индивидуальных особенностей юных археологов, позволяют успешно организовать исследовательскую работу и достичь желаемых результатов. Чаще всего выбор темы определяется наличием исследованного в летний период археологического материала. Такие сообщения могут иметь обзорный характер и чаще всего представляются на ЮПАСе. Археологические памятники, рассматриваемые докладчиками, имеют широкую географию: Новосибирское Приобье, Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская область. Примерами обзорных полевых сообщений, звучащих на семинаре, могут быть следующие: Раскопки кургана в урочище Ельцовское /Сидорова Д., НГЦТУ «Юниор», ЮПАС-93/, Исследование памятника эпохи раннего железного века Быстровка-1 /Науменко А., арх.клуб «Потомки», ЮПАС-93/, Памятник Лопушное озеро-2 в Барабинской лесостепи /Пилипенко С., НГЦТУ «Юниор», ЮПАС-94/, Раскопки поселения Красная горка в Кемеровской области /Чтошников С., арх.клуб «Крепость», ЮПАС-95/ и т.д.

Сведения о совершенно новых памятниках, ещё не состоящих на учете в научно-производственном центре «Наследие» при областной администрации, представляют сообщения по результатам археологических разведок. Например, Обследование окрестностей водопада Камышла /Дормидонова Н., об.»ИКАР», ЮПАС-96/, Разведки на Нижней Катуни /Ефремов С., об.»ИКАР», ЮПАС-97/, Разведка памятников в долине реки Ануй /Островский Д., г.Бийск, ЮПАС-97/.

Сообщения по результатам инвентаризации археологических памятников позволяют получить своевременную информацию о состоянии их сохранности, выявить факторы и темпы разрушения, наметить перспективные участки для неотложных аварийных работ на памятнике древности. Результаты таких сообщений выполняют функцию текущего мониторинга археологического наследия Новосибирской области, особенно актуального в настоящее время. За прошедшие годы по этой проблеме звучали следующие доклады: Инвентаризация археологических памятников в Колыванском районе Новосибирской области /Крамер Е., об. «ИКАР», ЮПАС-93/, Результаты инвентаризации в Ордынском рйоне НСО /Ахременко Л., об. «ИКАР», ЮПАС-94/, Инвентаризация археологических памятников Тогучинского района НСО /Борисова Л., СЮН Советского района г.Новосибирска, ЮПАС-95/.

Возможны сообщения другого характера: история исследования археологических памятников, совершенствование полевой методики и т.д.Сообщения по истории исследования археологических памятников не только расширяют кругозор, но и уточняют представления обучающихся о истории изучаемой науки. Такие сообщения были представлены объединением «ИКАР»: Некоторые проблемы исследования пазырыкской культуры Горного Алтая /Шумская К., ЮПАС-94/, История исследования археологического комплекса Красный Яр-1 /Турова Н., ЮПАС-98/, «Исчезнувшее» городище Березовка на Алтае /Бородовский П., ЮПАС-99/.

Интересны сообщения, характеризующие особенности исследования на различных типах археологических памятников: Исследование курганного могильника большереченской культуры Быстровка-2 /Плясунов М., об. «ИКАР», ЮПАС-95,96,97,98/, Исследование многослойного поселения Муны-1 на Алтае /Батракова М., об. «ИКАР», ЮПАС-95/, Специфика комплексных исследований палеолитических объектов /Мерзлякова М., НГЦТУ «Юниор», ЮПАС-95/, Петроглифы долины реки Куды /Сергеева Н., г.Иркутск, ЮПАС-97/, т.д. Обсуждение подобных сообщений позволяет аудитории получить представления как об археологическом комплексе в целом, так и познакомиться с особенностями полевой методики, характерной для конкретного типа памятника. Последнее особенно важно, т.к. не все юные археологи имеют возможность путешествовать и исследовать древние памятники в разных уголках Сибири.

Исследование на протяжении многих лет масштабных археологических памятников, таких как курганные могильники Быстровка-2, Барангол,Санаторный-1, позволяет комплексно представлять материалы на ЮПАСе. В этом случае над избранной темой может работать как группа обучающихся, так и отдельно взятый юный исследователь (4). Чтобы облегчить икаровцам подготовку к семинару, специально разработаны рекомендации, позволяющие будущим докладчикам правильно выстроить свой доклад. Профессионально поставленный процесс научного поиска с привлечением различных форм работы позволяет подготовить основу сообщения. На этом этапе докладчику приходится решать несколько задач. Исходя из темы выступления он должен обработать археологическую коллекцию, владея навыками камеральной обработки /шифровка, описание, статистика/. Систематизация материала и поиск аналогий потребует умений работать с картами, специальной литературой, музейными коллекциями. Неотъемлемое приложение к выступлению - иллюстративный материал /схемы, карты, рисунки археологических материалов/. Его оформление чаще всего осуществляется совместно с научным руководителем. Обязательное использование современных технических средств, таких как слайд- и видеонаглядность, позволяет сделать выступления яркими и более доступными для восприятия аудитории. Подготовленные в летний период и специально адаптированные к ЮПАСу фильмы в дальнейшем используются в образовательном процессе.

Интересным исследовательским направлением, традиционно представляемым объединением «ИКАР» на семинаре, является экспериментальная археология (5). Это направление позволяет юным исследователям освоить технологический опыт древних производств: гончарного, литейного, скорняжного, косторезного, и т.д. Представление тем по экспериментальной археологии требует особой подготовки докладчика. Он должен иметь представление об основных этапах изготовления предмета, о вариантах его использования, уметь сравнивать экспериментальные, археологические и этнографические данные. Отдельные этапы эксперимента могут быть воспроизведены в ходе выступления перед аудиторией.Наиболее интерсными темами, предсталенными икаровцами на семинарах разных лет можно назвать следующие: Реконструкция технологии изготовления роговых гребней эпохи раннего железного века /Рыбников М., ЮПАС-93/, Керамические скребки /Тиняева Т., ЮПАС-95/, Реконструкция обработки бересты эпохи раннего железного века на территоии Южной Сибири /БаталоваЛ., ЮПАС-95/, Орудия кожевенной бработки ирменской культуры /Клименко М., ЮПАС-96/, Экспериментальное изготовление древнетюркского колчана /Бакаев В., ЮПАС-96/, Реконструкция изготоления панцирных пластин эпохи раннего железного века /Бородовский П., ЮПАС-97/, Реконструкция изготовления деревянных панцирей /Петухов Е., ЮПАС-98/.

Достаточно сложными являются темы о современных методах археологических исследований, требующие знания не только методики полевых работ, но и владения информацией о технических параметрах и возможностях используемой при этом техники (6). Как показывает опыт, докладчики должны максимально использовать фото- и видеодокументацию. Задача научного руководителя при этом не только помочь в адаптации сложного материала, но и в период установочных лекций подготовить слушателей к восприятию результатов новых научно-технических методов в полевых исследованиях. Такими сообщениями на семинарах последних лет были следующие: Дендрохронологические исследования по материалам могильника Быстровка-2 /Лутохин Е., об. «ИКАР», ЮПАС-96/, Проблемы радиокарбонного датирования могильника эпохи раннего железного века Быстровка-2 /Питьева М., об. «ИКАР», ЮПАС-98/, Опыт использования электромагнитного сканирования при исследовании погребальных сооружений в Верхнем Приобье и на Алтае /Лутохин Е., об. «ИКАР», ЮПАС-98/, Электромагнитное сканирование стратиграфических разрезов Денисовой и каминной пещер на Алтае /Почуев С., об. «ИКАР», ЮПАС-99/.

Полевая тематика семинара позволяет знакомиться с интересными этнографическими материалами народов Сибири. Примерами таких докладов служат следующие: Захоронение алтайца-теленгита на Катуни /Баховцев П., СЮН Советского района г.Новосибирска, ЮПАС-93/, Опыт использования традиционного жилища сибирских аборигенов /Веревочкина А., об. «ИКАР», ЮПАС-95/, Роль гор в мировоззрении бурят /Чугунова Е., г.Иркутск, ЮПАС-97/, Ритуальные кладки Приольхонья /Гареева Т., г.Иркутск, ЮПАС-97/. Небольшое количество сообщений по этнографии, представляемых на ЮПАСе, объясняется как сложностью исследовательских тем, так и малочисленностью специалистов-этнографов, работающих со школьниками в нашем городе.

На семинаре принята традиционная система оценки выступающих - тест-анкеты. Докладчики оцениваются присутствующими педагогами и учеными по трехбалльной шкале с учетом следующих позиций: цель, новизна и актуальность исследования, владение терминологическим аппаратом науки, доступность изложения, умение отвечать на вопросы, использование иллюстративного материала и технических средств. По итогам тест-анкет просчитывается средний балл выступающих. Качественный анализ выступлений важен не для определения победителей семинара, а для дальнейшего анализа ошибок и недочетов выступающих. Во время работы семинара проводится анкетирование аудитории, позволяющее выявить мотивы участия обучающихся и педагогов как в ЮПАСе, так и других научно-практических мероприятиях.

Юношеский полевой археологический семинар является первым научным форумом учебного года и служит точкой отсчета при подготовке к конференциям научных обществ учащихся районов и города, региональным и всероссийским конференциям.Семинар позволяет выделить перспективные темы для дальнейших исследований, дать рекомендации докладчикам по совершенствованию их сообщений, обобщить опыт научно-исследовательской деятельности школьников по проблемам археологии. С 1991по 1999 годы в семинарах приняли участие все существующие в г.Новосибирске археолого-краеведческие коллективы системы дополнительного образования, а также школьники и педагоги из Бурятии, Барнаула, Красноярска, Железногорска, Тобольска, Усть-Кута, Кемерова, Гурьевска, Иркутска, Обнинска. За этот период на семинарах прослушали и обсудили 197 выступлений, 93 из которых представило объединение «ИКАР». По итогам семинаров 1994, 1995 годов издан сборник материалов, в который вошли лучшие работы представителей научного общества учащихся Дома творчества им.В.Дубинина (7). Несмотря на свой юный возраст, многие икаровцы имеют публикации в сборниках региональных и всероссийских конференций (8), (9). К ЮПАСу-99 был подготовлен специальный выпуск газеты «Дом для творчества».

Поиск оптимальных форм исследовательской деятельности объединения «ИКАР» осуществляется не только через подготовку и участие в научно-практических семинарах и конференциях. Музейная и полевая практика, камеральные и библиотечные занятия, знакомство с методиками современных исследований способствуют творческому применению полученных знаний и созданию ситуации успеха как в объединении в целом, так и для каждого юного исследователя.

В целом, семинар позволяет оперативно обмениваться информацией о результатах летних экспедиционных сезонов, привлекая при этом к исследовательской деятельности школьников. Организация и проведение Юношеских полевых археологических семинаров видится нам интересным и перспективным направлением работы. Семинар позволяет координироватъ научно-исследовательскую деятельность археолого-краеведческих коллективов школьников, объединяя при этом усилия педагогов и ученых-археологов, приобщать юных исследователей к изучению и сохранению археолого-краеведческого наследия Сибири.

Литература:

1. Письмо о краеведческой работе. Утверждено губернаторским краеведческим Бюро 20.03.1925. // Бюллетень Новониколаевского ГУБОНО. Новониколаевск, 1925. №3-4. С.24.

2. Новосибирскому педагогическому - 60 лет. Новосибирск, 1985. С.60.

3. Бородовская Е.Л., Бородовский А.П. Авторская программа "Икар" / История, краеведение, археология /. Новосибирск, 1993. 58с.

4. Бородовский А.П., Бородовская Е.Л. Тагарские древности / результаты одной экспедиции /. Новосибирск, 1994. С.3-15.

5. Бородовский А.П., Бородовская Е.Л. Авторская программа. Экспериментальная археология. Новосибирск, 1993. 84с.

6. Лутохин Е. Опыт комплексного использования естественных наук при исследовании курганской группы археологических памятников Новосибирского Приобъя (Быстровка - 1,2,3) // VI Всероссийская конференция "Отечество". М., 1998. Вып.1. С.107-108.

7. Юношеский полевой семинар. Материалы. Новосибирск, 1995. Вып. 1. 118с.

8. Материалы Сибирской региональной археолого-этнографической конференции учащихся. Красноярск, 1997. С.31-54.

9. VI Всероссийская конференция "Отечество". М., 1998. Вып. 1. С.105, 107-108, 11-113.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети