Перспективы в профессиональном обучении ГерманииВ Германии, хотя и в рамках общей структуры, в системах образования федеральных земель существуют заметные отличия. Поэтому федеральные земли Германии создали систему координации своих действий в сфере образования. Но в одном его секторе Федерация является главным ответственным лицом: речь идет о принятой в Германии системе профессионального обучения, а именно, о той его части, что проводится на предприятии. Обязанность посещать школу полной недели распространяется на всех детей от 6 до 16 лет. Если подростки в возрасте от 16 до 18 лет не посещают школу следующей ступени, то они обязаны посещать школу неполной недели. Виды школ. Начальная школа включает в себя классы с 1 по 4, а в некоторых землях Германии — с 1 по 6. Задача начальной школы — подготовка школьника к посещению школы одной из следующих ступеней:
Однако и другие формы школьного и профессионального обучения не являются тупиковыми вариантами. В Германии существует т. н. «второй путь к аттестату зрелости» — через школу профессионального обучения полной недели, через вечернюю гимназию и школу типа «коллег». Выпускники курсов профобучения по дуальной системе, обладающие аттестатом о неполном среднем образовании, могут поступить в фах-обержуле и уже через год получить аттестат зрелости. Кроме того, некоторые земли Германии дают квалифицированным рабочим возможность поступления в ВУЗ без аттестата зрелости. Дуальная система профессионального обучения в своей производственной части уходит корнями в средневековую цеховую систему жизни и работы ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в обучение к мастеру и обучался в соответствии со строгими правилами цеха; за обучение он платил мастеру деньгами или трудом. Преподавания теории не было. Принцип обучения заключался в наблюдении и подражании. Качество преподавания полностью зависело от отношения мастера к обучению, от его педагогических способностей и профессионального уровня. Став подмастерьем, бывший ученик должен был попутешествовать по стране и поработать у различных мастеров. Мастером мог стать лишь тот подмастерье, кто сдал экзамен на мастера и мог основать свое собственное или взять на себя уже существующее производство (мастерскую). В процессе индустриализации во второй половине 19 века увеличилась потребность в квалифицированных рабочих. Все больше ремесленников, прошедших традиционный курс обучения и получивших квалификацию подмастерья, приходило на предприятия промышленности. Постепенно система обучения ремесленников была введена и в промышленности с учетом специфики индустриального производства. Для сохранения качества обучения стали создаваться учебные мастерские, что вызвало необходимость систематизации преподавания. Заинтересованность фабрично-заводского сектора в системе производственного обучения привела еще к одному важному последствию: вновь возникающие отрасли промышленности перенимали идею профессионального обучения и задавали нормы для новых профессий. Таким образом, система производственного профобучения получила распространение во всех отраслях и секторах промышленности Германии. Вплоть до 20-х годов производственное профессиональное обучение в Германии не было дуальным, здесь еще отсутствовало сопровождающее обучение в школе типа беруфс-шуле. Имелись лишь вечерние и воскресные школы, в которых ученики могли повысить уровень общего образования. Посещение школ не было обязательным. Лишь после того, как для всех учеников профессионального обучения стало обязательным посещение школы беруфс-шуле, профобучение в Германии стало дуальным, т. е. как практическим, так и теоретическим. Этот процесс перехода к дуальному обучению завершился в Германии в 30-х годах XX века. Фирмы понимают ценность школьного обучения, но считают, что практическое обучение в цехах играет особую роль. Основным понятием в дуальной системе профессионального обучения является «признанная профессия». Имеется в виду профессия, содержащаяся в перечне, установленном правовыми распоряжениями в соответствии с Законом «О профессиональном обучении». Лица моложе 18 лет могут обучаться только одной из этих профессий. Предприятия не обязаны предоставлять места для профобучения молодежи. В настоящее время в Германии около 370 признанных профессий. Одна признанная профессия готовит ученика к нескольким практическим видам деятельности. В официальном «порядке обучения» содержится:
Закон о профессиональном обучении устанавливает, что полный курс профессионального обучения должен дать ученику общие знания, специальные знания и необходимый практический опыт в данной профессии. Ввиду быстрого развития техники, информации профессиональное обучение стоит перед особо трудной задачей. В новые порядки обучения будут включены новые требования к профессиям. Ученики профессионального обучения должны развивать в себе способность «самостоятельно планировать, исполнять, проверять» работу в своей области деятельности; они должны обладать способностью работать в группе, а также повышать в будущем уровень своего образования. При совершенствовании дуального профессионального обучения наряду с экономическим, техническим и экологическим развитием нужно учитывать и последствия европейского сотрудничества. Заключение Содержание образования определяется в соответствии с тем объемом передачи культуры, который задается потребностями общества. В Великобритании к трудовой подготовке школьников подходят с широких позиций общей культуры, принимая во внимание тот факт, что XX век открыл ее новые стороны. Проектная культура, культура потребления, предпринимательская культура — их возникновение отражало изменения, происходящие в обществе, а следовательно, требовало подготовки учащихся к новым ролям — потребителя, предпринимателя, творчески мыслящей личности, способной преобразовывать технологическую среду. Особое значение приобретает «евроквалификация» — владение иностранными языками, понимание истории, традиций, привычек, стиля жизни европейских стран. В связи с этим анализ ситуации в области трудовой и профессиональной подготовки в нашей стране и рассмотрение опыта Великобритании, Германии в деле решения аналогичных проблем позволяет сделать вывод о необходимости создания в отечественных школах учебного предмета, обучающего общим способам взаимодействия человека с технологической средой в целом, т. к. обучение ремесленным навыкам явно недостаточно для того, чтобы привести трудовую подготовку в соответствие с требованиями общества. Необходимо научить школьников воплощать в действительность свои идеи, используя имеющиеся и приобретая новые знания о материалах, технике, технологии. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |