Перспективы в профессиональном обучении Германии

В Германии, хотя и в рамках общей структуры, в системах образования федеральных земель существуют заметные отличия. Поэтому федеральные земли Германии создали систему координации своих действий в сфере образования.

Но в одном его секторе Федерация является главным ответственным лицом: речь идет о принятой в Германии системе профессионального обучения, а именно, о той его части, что проводится на предприятии.

Обязанность посещать школу полной недели распространяется на всех детей от 6 до 16 лет. Если подростки в возрасте от 16 до 18 лет не посещают школу следующей ступени, то они обязаны посещать школу неполной недели.

Виды школ. Начальная школа включает в себя классы с 1 по 4, а в некоторых землях Германии — с 1 по 6. Задача начальной школы — подготовка школьника к посещению школы одной из следующих ступеней:

  • неполная средняя школа охватывает классы с 5 по 9, а в некоторых землях — с 5 по 10. Школа дает знания общеобразовательного характера, готовя подростков к курсам профессионального обучения. Выпускных экзаменов в школе этого типа нет. Свидетельство об окончании не является документом о приобретении каких-либо квалификаций.
  • реальная школа — общеобразовательная школа (классы с 5 по 10 или с 7 по 10). Аттестат об окончании реальной школы необходим для поступления в школы профессионального обучения повышенного уровня. Он дает право поступления в гимназию с дополнительными курсами для пришедших из реальной школы.
  • гимназия — общеобразовательная школа для молодежи до 19 лет. Гимназия охватывает классы с 5 по 13 (или с 7 по 13). Иногда она заканчивается 12-м классом. Выпускник получает общий аттестат зрелости, дающий право на поступление в любой ВУЗ.
  • комплексная школа объединяет три основных типа школ для детей, подростков и молодежи до 19 лет: неполную среднюю школу, реальную школу и гимназию. По окончании 10 класса школьник при соответствующей успеваемости получает аттестат о завершении средней ступени образования. После получения свидетельства об окончании неполной средней школы выпускник школы может продолжить образование в общеобразовательной гимназии или воспользоваться одной из следующих возможностей приобретения профессии:
  • курс профессионального обучения по т. н. «дуальной системе» — обучения на производстве с параллельным посещением занятий в школе профессионального обучения типа «беруфс-шуле». Направления: ремесленно-техническое, коммерческое, сельскохозяйственное и т. д. Продолжительность обучения от 2 до 3,5 лет (в зависимости от изучаемой профессии и степени подготовки учащегося).
  • школа типа «беруфс-фах-шуле», школа полной недели. Готовит квалификационных рабочих и служащих. Продолжительность обучения от 1 до 3 лет. Однако большинство фирм Германии не признает выпускников таких школ полноценными специалистами. Поэтому учеба в таких школах все в большей степени используется учащимися как подготовка к последующим курсам профобучения по дуальной системе. Одна из задач таких школ — дать учащимся знания профессионального и общеобразовательного характера в таком объеме, чтобы он мог сдать экзамены на одну из признанных профессий, не приобретаемых на курсах по дуальной системе, например, в сфере, социально-педагогической, медицинской и т. д.
  • прочие школы профессионального обучения (полной недели), например, школы повышения квалификации рабочих и служащих. В них учатся те, кто уже приобрел профессиональную квалификацию (на курсах производственного профобучения по дуальной системе). Диплом школы повышения уровня профессионального образования дает право поступления в технический ВУЗ или даже в университет. В 1993 г. около 35% всей 18-летней молодежи в Германии получили аттестаты зрелости, дающие право поступления в любой ВУЗ.

Однако и другие формы школьного и профессионального обучения не являются тупиковыми вариантами. В Германии существует т. н. «второй путь к аттестату зрелости» — через школу профессионального обучения полной недели, через вечернюю гимназию и школу типа «коллег». Выпускники курсов профобучения по дуальной системе, обладающие аттестатом о неполном среднем образовании, могут поступить в фах-обержуле и уже через год получить аттестат зрелости. Кроме того, некоторые земли Германии дают квалифицированным рабочим возможность поступления в ВУЗ без аттестата зрелости.

Дуальная система профессионального обучения в своей производственной части уходит корнями в средневековую цеховую систему жизни и работы ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в обучение к мастеру и обучался в соответствии со строгими правилами цеха; за обучение он платил мастеру деньгами или трудом.

Преподавания теории не было. Принцип обучения заключался в наблюдении и подражании. Качество преподавания полностью зависело от отношения мастера к обучению, от его педагогических способностей и профессионального уровня. Став подмастерьем, бывший ученик должен был попутешествовать по стране и поработать у различных мастеров. Мастером мог стать лишь тот подмастерье, кто сдал экзамен на мастера и мог основать свое собственное или взять на себя уже существующее производство (мастерскую).

В процессе индустриализации во второй половине 19 века увеличилась потребность в квалифицированных рабочих. Все больше ремесленников, прошедших традиционный курс обучения и получивших квалификацию подмастерья, приходило на предприятия промышленности. Постепенно система обучения ремесленников была введена и в промышленности с учетом специфики индустриального производства. Для сохранения качества обучения стали создаваться учебные мастерские, что вызвало необходимость систематизации преподавания.

Заинтересованность фабрично-заводского сектора в системе производственного обучения привела еще к одному важному последствию: вновь возникающие отрасли промышленности перенимали идею профессионального обучения и задавали нормы для новых профессий. Таким образом, система производственного профобучения получила распространение во всех отраслях и секторах промышленности Германии.

Вплоть до 20-х годов производственное профессиональное обучение в Германии не было дуальным, здесь еще отсутствовало сопровождающее обучение в школе типа беруфс-шуле. Имелись лишь вечерние и воскресные школы, в которых ученики могли повысить уровень общего образования. Посещение школ не было обязательным. Лишь после того, как для всех учеников профессионального обучения стало обязательным посещение школы беруфс-шуле, профобучение в Германии стало дуальным, т. е. как практическим, так и теоретическим. Этот процесс перехода к дуальному обучению завершился в Германии в 30-х годах XX века. Фирмы понимают ценность школьного обучения, но считают, что практическое обучение в цехах играет особую роль.

Основным понятием в дуальной системе профессионального обучения является «признанная профессия». Имеется в виду профессия, содержащаяся в перечне, установленном правовыми распоряжениями в соответствии с Законом «О профессиональном обучении». Лица моложе 18 лет могут обучаться только одной из этих профессий. Предприятия не обязаны предоставлять места для профобучения молодежи. В настоящее время в Германии около 370 признанных профессий. Одна признанная профессия готовит ученика к нескольким практическим видам деятельности. В официальном «порядке обучения» содержится:

  • наименование профессии — описывает содержание обучения (например, автомеханик, лаборант, пекарь, парикмахер и т. д.);
  • продолжительность обучения составляет от 2 до 3,5 лет;
  • описание профессии — краткое описание вида и объема квалификации, которую должен получить ученик;
  • общий план обучения является общим руководством по организации процесса профессионального обучения. Учитывая специфику предприятий, государство предоставляет им свободу определенного метода обучения.

Закон о профессиональном обучении устанавливает, что полный курс профессионального обучения должен дать ученику общие знания, специальные знания и необходимый практический опыт в данной профессии.

Ввиду быстрого развития техники, информации профессиональное обучение стоит перед особо трудной задачей. В новые порядки обучения будут включены новые требования к профессиям. Ученики профессионального обучения должны развивать в себе способность «самостоятельно планировать, исполнять, проверять» работу в своей области деятельности; они должны обладать способностью работать в группе, а также повышать в будущем уровень своего образования.

При совершенствовании дуального профессионального обучения наряду с экономическим, техническим и экологическим развитием нужно учитывать и последствия европейского сотрудничества.

Заключение

Содержание образования определяется в соответствии с тем объемом передачи культуры, который задается потребностями общества. В Великобритании к трудовой подготовке школьников подходят с широких позиций общей культуры, принимая во внимание тот факт, что XX век открыл ее новые стороны. Проектная культура, культура потребления, предпринимательская культура — их возникновение отражало изменения, происходящие в обществе, а следовательно, требовало подготовки учащихся к новым ролям — потребителя, предпринимателя, творчески мыслящей личности, способной преобразовывать технологическую среду. Особое значение приобретает «евроквалификация» — владение иностранными языками, понимание истории, традиций, привычек, стиля жизни европейских стран.

В связи с этим анализ ситуации в области трудовой и профессиональной подготовки в нашей стране и рассмотрение опыта Великобритании, Германии в деле решения аналогичных проблем позволяет сделать вывод о необходимости создания в отечественных школах учебного предмета, обучающего общим способам взаимодействия человека с технологической средой в целом, т. к. обучение ремесленным навыкам явно недостаточно для того, чтобы привести трудовую подготовку в соответствие с требованиями общества. Необходимо научить школьников воплощать в действительность свои идеи, используя имеющиеся и приобретая новые знания о материалах, технике, технологии.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети