Эмоционально-нравственное воспитание средствами искусства«Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями»(Эстетика. Словарь)Анализ трудов философов, психологов, педагогов, писателей, деятелей искусства разных лет и эпох позволяет сделать вывод, что идеи нравственности непосредственно связаны с эстетикой. Эстетическое сознание представляет собой способность человека соразмерять свое отношение к другим лицам, к природе, к самому себе с образом совершенства этих отношений. Представления же о совершенстве у разных людей неодинаковы. Искусство способно передать нам наиболее высокие образцы отношений, к которым стремились люди разных времен и народов. Они представлены в произведениях живописи, скульптуры, музыки, поэзии не в виде правил поведения, а в форме живых, полнокровных художественных образов. Образов, которые открывают нам ранее неизвестные стороны жизни, заставляют прочувствовать их, задуматься над ними. Зритель или читатель как бы продолжает жизнь произведения искусства. Результаты эстетического познания находят свое выражение в возникающих у личности мыслях и представлениях, в переоценке сложившихся и появлении новых ценностей и ее личностной позиции. Ценности как духовно-нравственные образования представляют собой переживания, связанные с действительностью, отражаемой личностью, и ценности взаимоотношений, включающих осмысление жизненных ситуаций и ту позицию, которую личность занимает. Силу нравственного воздействия искусства не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно не обладает, как отметил Аристотель, способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго. Для нравственно возвышенного его восприятия нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить морально-добрый образ мыслей и действий героев произведения — положительным и отрицательным и силой, вызываемой художественным произведением, силой эстетического переживания, побуждающего личность к рефлексам. Эстетическое переживание «проясняет» нравственное чувство, оставаясь при этом самим собой. Просветляя и возвышая, оно захватывает человека целиком и универсально воздействует, давая пищу разуму, чувству, воле. Сила его воздействия не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведениями искусства, напротив, только начинается, уходя в глубь нравственного существования человека, где исподволь, незаметно продолжает раз начатую работу, затрагивая все сферы его жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом. Произведения искусства могут многому научить, указать пути к совершенствованию личности. В нашей школе педагогами придается большое значение нравственному воспитанию через доступные средства искусства. В том числе это посещение учащимися народного театра при Дворце Культуры. Возглавляет «Клуб любителей театра» социальный педагог и учитель английского языка А. В. Нехаев. Алексей Владимирович сам играет в этом театре. Ребята не только посещают спектакли, после посещения обязательны обсуждения. Известно, что эстетическая деятельность отличается от всех других своей эмоциональной насыщенностью. Эта насыщенность связана с тем, как отражает жизнь произведение искусства. Чем выше степень достоверности при отражении реальных жизненных ситуаций, тем выше импульс восхищения и эстетического наслаждения. Личность в этом случае встречается с остановленным мгновением жизни. Именно такие переживания должны оказывать влияние на нравственность человека. Цель работы клуба — развивать способности подростков к эстетическому восприятию, переживанию, развивать эстетический вкус и идеалы, способность к творчеству. Известно, что искусство имеет дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаза открытые, ибо «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас». Искусство помогает человеку духовно осваивать действительность, преобразовывать окружающий мир и себя по законам красоты. Уже второй год наша школа сотрудничает с ансамблем «Знакомство со стариной», участницами которого являются бабушки-пенсионерки. Приезд ансамбля в школу — это праздник. Дети включаются в хороводы артистов, все вместе поют старинные песни и частушки, загадывают и разгадывают старинные загадки, играют в забытые игры. Обычно эти праздники оканчиваются чаепитием, дети благодарят артистов, а артисты — детей. В этих действах во время праздников происходит единение поколений, знакомство с фольклором, традициями русского народа и русской культурой в целом. Я вспоминаю слова известного русского скульптора Ю. Р. Орехова: «Хранить традиции — это уважать предыдущее поколение. Что может быть нравственнее?». Особое место в искусстве принадлежит кино. Доступность этого вида искусства дает неограниченные возможности его использования. В нашей школе на базе районного Дома культуры организован кинолекторий, руководит которым социальный педагог. «Девочка из города», «Чучело», «Стеклянный лабиринт», «Холодный март», «Дорогая Елена Сергеевна», «Трагедия в стиле рок», «Под небом голубым, «Тимур и его команда», «Грачи» — вот неполный перечень фильмов, которые были предложены для просмотра детям. После фильма обязательно обсуждение, конференция. После обсуждения — возможно сочинение. Подросткам нужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезна ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное — организация нравственного опыта, убеждающего в правильности нравственных норм и необходимости следовать им в повседневной жизни. Хороший фильм вызывает эмоции, переживание своего отношения к увиденному, т. е. чувства. Чувства непосредственно влияют на поведение подростка. При этом очень важно, чтобы тот эмоционально-нравственный отклик, который возник у подростка, закрепился и, по возможности, стал его убеждением. А для этого необходимо повторение ситуации, которая вызвала этот отклик. Приведу пример воздействия на чувства ребят фильмам. При анкетировании на вопрос «Веришь ли ты, что добро всегда победит? ответили «Да»: 1 кл. — 100% уч., 6 кл. — 75% уч., 7 кл. — 31,5% уч., 8 кл. — 36,8% уч., 9 кл. — 21,1% уч., 11 кл. — 11,1% уч. После просмотра и обсуждения фильмов на этот же вопрос ответили «Да»: 1 кл. — 100% уч., 6 кл. — 100% уч., 7 кл. — 89,43% уч., 8 кл. — 94,74% уч., 9 кл. — 50,04% уч., 11 кл. — 22,2% уч. Просмотренные фильмы (с последующими читательскими конференциями), предшествующие второму анкетированию: 1 кл. — «Девочка из города», 6 кл., 7 кл., 8 кл. — «Чучело», 9 кл., 11 кл. — «Дорогая Елена Сергеевна». Даже перманентное, одномоментное переживание такого чувства очень важно, т. к. если чувства глубоко затронули ребенка, то повторенные они изменяют его поведение, т. к. формируются нравственные установки. Часто после обсуждения фильма учащимся предлагается написать мини-сочинение. (Сочинение — последнее звено вырисовывающейся технологической цепочки, равно как и повторное анкетирование). Сочинение позволяет судить об эффективности проведенной воспитательной работы, позволяет оценить результат достижения поставленной воспитательной задачи. Приведу несколько выдержек из сочинений: 6 кл., Олеся Воронецкая, фильм «Чучело»: «Лена желала добра и делала его. Поэтому она победила. Ребята это поняли, потому что написали: «Чучело, прости нас!». мПосле обсуждения фильма «Холодный март» ученица 8 класса Женя Кормачева написала: «Нет ничего дороже на свете чем семья, в которой ребенку хорошо, в которой все друг друга любят». Мы понимаем, что не воспитать вдруг, сразу, каким-то одним специальным мероприятием, но, безусловно, наш кинолекторий поможет учащимся видеть глазами, понимать умом, чувствовать сердцем добро и зло. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |