Интеграционные процессы в образовательном пространствеОсновная цель обучения иностранному языку (ОИЯ) сегодня — научить школьников свободно говорить, понимать, читать, писать и переводить. Кроме того, изучение иностранного языка должно способствовать развитию интеллекта, памяти и воображения — основы творческого потенциала. Обучение иностранному языку — дело чрезвычайно сложное, и требует как от учащегося, так и от преподавателя не только работы с языковым материалом, но и глубокого знания и понимания психологии и методики преподавания. Вопрос интеграции иностранного языка с другими областями знания всегда был актуальным, представляющим особый интерес, и не менее плодотворным. Проблема организации обучения иностранному языку в сложившихся на современном этапе условиях интеграции полиязыкового пространства может быть решена по-разному. Языковая подготовка школьников должна быть ориентирована на развитие способностей, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. В данной работе я предлагаю к рассмотрению цели и содержание факультативного страноведческого курса «Новейшая история Великобритании и США» (на английском языке). Этот курс позволяет обеспечить более основательное понимание и восприятие истории, мировой культуры. Кроме того, данный курс углубленного изучения английского языка, основанный на рассмотрении истории двух англоязычных стран, позволяет не только овладеть языковыми навыками, но и проследить эволюционное развитие английского языка, что может способствовать более глубокому осознанию его грамматических и лексических особенностей. Если на начальном этапе ОИЯ (5–6-е классы) нами осуществлялось ознакомление с некоторыми особенностями культуры Великобритании и США, а в 7–8-х классах — расширение страноведческого материала, то в 9-ом классе, когда завершается овладение базовым уровнем иноязычного образования, особый акцент делается на интенсивном развитии учебно-познавательных способностей учащихся, необходимых для углубленного изучения ИЯ в 10–11-х классах и для самообразования. При разработке факультативного курса были учтены особенности соотнесения программ преподавания истории и английского языка в 9–11-х классах. Цели и задачи курса. 1. Учащиеся должны получить знания по основным темам истории Великобритании и США XX века (социально-экономическое развитие, политические отношения, геополитика); о специфических особенностях системы жизненных ценностей, культурного пространства (с акцентом на молодежную субкультуру). В процессе работы учащиеся получают опыт творческого восприятия устного и письменного материала (исторический текст, справочный и документальный материалы), умение пользоваться соответствующей справочной литературой и словарями, интерпретировать и критически оценивать тексты и отдельные высказывания, грамотно и самостоятельно формулировать свое мнение в устной и письменной форме, отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать решения, работать самостоятельно и в коллективе, прослушивать официальные и разговорные сообщения, писать рефераты по материалам публикаций в периодической печати, готовить доклады и выполнять творческие проекты. При изучении данного курса учащиеся должны выбрать несколько тем для подготовки, например: «The political systems of the UK, the USA and Russia», «Historic buildings in London», «The education system of Great Britain and the USA», «Oxford», «Cambridge», «More than 30 years of Rock Music», «100 years of football», «Royal Family», «The American dream», «Contrasting Lifestyles», «One country, many faiths», «The civil rights movements», «Native Americans today», «Baseball, Basketball and Football», «Movies», «Art and Architecture», «Across the States». Содержание курса разработано с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. В рамках данного курса, как и в целом в изучении ИЯ, представляют интерес следующие виды мотивации: коммуникативно-мотивационная, лингвопознавательная и страноведческая. Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты: лингвострановедческий — знание и понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фразеологизмы и афоризмы как источник национально-культурной информации; знание страноведческих тем; общенаучный — учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников способности работать в различных режимах (учитель—ученики, ученик—ученик, ученики—ученик, группа—ученик и др.); объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал; учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умении слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения. Удивительность и уникальность реализации образовательного процесса состоит в том, что саморазвитие учителя и ученика при создании необходимых условий перерастает во взаиморазвитие с целью максимальной реализации своих человеческих и профессиональных качеств. Ученики развиваются тогда, когда развивается их учитель. Учитель развивается тогда, когда развиваются его ученики. Учитель не имеет права не мыслить, так как его ученики — априори мыслящие и творческие личности, в наименьшей степени скованные «условностями» взрослой жизни. Ученик не может не мыслить, если перед ним мыслящий учитель. Через оптимистический настрой «У нас все получится!» к наиболее трудному «Получается!» и победному «Получилось!» происходит кристаллизация замыслов и воплощений при всем многообразии воспитательных эффектов. В рамках данного курса мы используем аутентичные видеоматериалы, например, художественные фильмы, такие как «Braveheart», «Forrest Gump», «Indiana Jones», «The English Patient», «J.F. Kennedy». Это позволяет наиболее полно передавать информацию о культуре страны изучаемого языка, так как в них целиком сохраняется невербальный компонент процесса коммуникации: жесты, мимика, социальная дистанция, знаки визуальной информации, организация пространства и т.д. Подготовительная работа включает знакомство учеников с реалиями, литературными произведениями, персоналиями, встречающимися в фильме. Перед показом фильма ученики знакомятся со специальной литературой, а также готовят краткие сообщения по заданным темам. Перед просмотром фильма ученикам обычно предлагается список слов и выражений, облегчающих понимание фильма, и цитат, отражающих ключевые моменты развития сюжета. Предварительное ознакомление со словами и цитатами из фильма снимает лингвистические трудности при просмотре и способствует мотивации для работы с фильмом. При демонстрации фильма необходимо делать паузы, во время которых с помощью вопросов можно проверить понимание и объяснить неясные места в повествовании. Паузы не должны быть слишком частыми, чтобы не нарушать целостное эстетическое восприятие фильма. По этой же причине составление диалогов на основе просмотренных материалов, обсуждение действия героев я провожу по окончании просмотра. Посмотрев фильм, ученики работают в группах, сравнивая информацию об исторических данных с тем, что они увидели в фильме. Затем они проводят поисковую работу и пишут сочинение о правдоподобности событий в просмотренном фильме и о своем отношении к событиям тех времен. На следующем занятии ученикам предлагаются вопросы по просмотренному материалу. Одной из форм успешного формирования навыков и умений владения ИЯ является реализация обучения через проектно-игровую деятельность. Нами разработана обучающая интеллектуальная страноведческая игра «Around The World», включающая в себя задания по ряду областей знаний (обоснование, условия, правила, вопросы и задания могут быть изложены в отдельной работе). Каждый из нас стремится к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы. Следовательно, необходимо всячески поддерживать и развивать сотрудничество учителей, психологов и ученых, что становится очевидным на пороге третьего тысячелетия, в условиях стремительного и всеобъемлющего сближения и взаимопроникновения культур, распространения и внедрения глобальной перспективы образования. «Мир для человека, а человек для мира» — такова сущность концепции глобального образования, которая для преподавателя иностранного языка представляет широкие возможности ознакомления учащихся с культурой и традициями других стран. Безусловно, что деятельность учителя, понимающего свое предназначение в современном мире, должна быть пронизана гуманистическими идеями сближения народов с целью их взаимообогащения и сотрудничества. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |