Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!
Мы с интересом познакомились с Вашим журналом и очень рады, что есть у учителей такой надежный помощник. Нам кажется, что журнал целенаправленно выполняет свое назначение; его отличает практическая направленность, многообразие идей; радует то, что он много внимания уделяет вопросам дополнительного образования.

 

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(Из опыта работы школы №132
Ленинского района г. Новосибирска)

Цель: Активизировать изучение истории Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия;

2. побудить интерес к организаторской деятельности;

3. развитие творческих способностей.

Турнир проводится в три тура, которые могут быть организованы в течение 2—3-х месяцев. Итоги подводятся по каждому туру отдельно. Финал турнира можно организовать в канун Дня Победы. Награждение команд, отдельных учащихся, классов может быть предусмотрено как суммарный подсчет по программе всего турнира.

Участники турнира — коллективы классов (6–8-е классы). Здесь формируются творческие микрогруппы на 1-й и 2-й тур, а в 3-м туре участвуют три команды из каждого класса. Третий тур проходит одновременно на 3-х площадках.

Предлагаем примерное содержание турнира.

1-й тур. ПРЕСС-КОНКУРС РЕДКОЛЛЕГИЙ "ВОЕННЫЙ ЛИСТОК"

Примерный вариант рекламного объявления:

Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны.

Пресс-конкурс «Военный листок «Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны».

Мощь сибирская,
Сила богатырская
Поднялась на решающий бой.

Б. Богатков.

Участвуют редколлегии 6—8-х классов.

  • Рассказать об одном из эпизодов боевого путисибиряков: пограничников, пехоты, связистов,моряков, летчиков, журналистов и др. (выпускник нашей школы, житель вашего дома, родственник, знакомый и др.).
  • Как рассказать? Ярко, лаконично, волнующе, интересно.
  • Используйте фотографии, рисунки, различныегазетные жанры: интервью, репортаж, хроника, очерк и др.
  • При подведении итогов учитывается:

а) разнообразие содержания (раскрытие темы);
б) оформление листка;
в) организация работы по сбору материала.

  • Сроки сдачи листов: __________
  • Жюри в составе: ...

2-й тур. КОНКУРС ЭКСКУРСОВОДОВ.

Представитель (или группа) класса, выступает в роли экскурсовода. Экскурсоводы проводят заочную экскурсию по теме «Вечная память героям». Выступления экскурсоводов могут быть организованы в своем классе, а также и в других коллективах. Жюри конкурса учитывает: содержание экскурсии, структуру изложения информации, умение привлечь внимание слушателей, ораторское искусство. По окончании экскурсии можно провести анкету или попросить участников выразить свое отношение к экскурсии (тон настроения, аплодисменты, и т.д.).

Предметные маршруты заочных экскурсий:

  • «Свидетели обвинения» (концлагеря «Освенцим»,«Бухенвальд»)
  • «Память в камне» (памятники Новосибирска)
  • «Дедушкины медали»
  • «Их имена носят улицы города»
  • «Города-герои»
  • «Партизанскими тропами»
  • «Тыловой Новосибирск»

Рекомендуем использовать видео- и фотоматериалы, документальные записи голосов и музыки войны, документы, вещи, предметы, награды, музыку и др.

3-й тур. КОНКУРС ЗНАНИЙ "ИСТОРИЯ. ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА. "

Примерное содержания этапов тура.

ЭТАП ИСТОРИЧЕСКИЙ.

Задание 1. «Фронтовой репортаж». Ребятам предлагаются репродукции гражданской и Великой Отечественной войн. Необходимо отобрать относящиеся к Великой Отечественной войне и прокомментировать события, изображенные на репродукциях.

Задание 2. Викторина. Вопросы написаны на доске или большом листе. Команды отвечают письменно (20 мин.).

1. Сколько лет прошло от окончания гражданской войны до начала Великой Отечественной войны? (20 лет, 1921–1941).

2. Что такое «План Барбаросса»?

(План войны против СССР, разработанный фашист- ской Германией в 1940 г. Назван так в честь германского императора Фридриха I Барбароссы, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в XII в. План предусматривал молниеносный разгром нашей страны. Фашисты рассчитывали в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию, захватить Москву, Ленинград, юг страны, выйти на линию Архангельск–река Волга. В своей основе этот план был авантюристическим — он переоценивал возможности фашистской Германии и недооценивал прочности Советского Союза, мощности его Вооруженных Сил).

3. Что такое генеральный план «Ост» («Восток»)? (Это чудовищный план уничтожения советских и славянских народов, план заселения европейской части нашей страны немецкими колонистами и включения ее в состав Германии. Согласно этому плану большинство населения Советского Союза подлежало физическому уничтожению или переселению за Урал).

4. В каком крупном сражении первых месяцев войны родилась советская гвардия? Сколько месяцев длилось это сражение?

(В Смоленском сражении, которое длилось два месяца).

5. Кто такой Р. Зорге?

(Советский разведчик, сообщивший точную дату готовившегося гитлеровской Германией нападения на Советский Союз, о планах милитаристской Японии и многие другие ценные сведения).

6. К концу мая в прифронтовой полосе из местного населения было сформировано 1 755 истребительных батальонов, которые насчитывали свыше 328 тыс. человек. Для чего создавались эти батальоны?

(Для борьбы против диверсантов и парашютистов, за-брасываемых на советскую землю. При приближении фронта истребительные батальоны и группы содействия этим батальонам, как правило, вливались в войска).

7. Назовите города-герои.

(Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест).

8. Какой советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолета в ночных условиях? Когда это произошло?

(В. Талалихин, 7 августа 1941 г.).

КАРТОЧКИ КРАСНОЙ НУМЕРАЦИИ КАРТОЧКИ СИНЕЙ НУМЕРАЦИИ

wpe1.jpg (48041 bytes)

9. Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся русских полководцев и флотоводцев, были учреждены в период Великой Отечественной войны?

(Ордена Кутузова, Суворова, Ушакова, Александра Невского, Нахимова, Богдана Хмельницкого; медали Ушакова, Нахимова).

10. Кто такие «Народные мстители» и почему их так называли?

(Партизаны. Они мстили фашистским захватчикам за вероломное нападение на нашу страну, за террор, грабежи и насилие, творимые на оккупированной территории).

Задание 3. Факты и цифры. На двух столах разложены пронумерованные карточки. Красная нумерация означает карточки «Факты», синяя — карточки «Цифры». Для каждой команды готовится свой комплект карточек. Участник команды берет одну из карточек красной нумерации и называет номер ответа из числа синей нумерации.

ЭТАП ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Организуется литературная викторина.

Задание 1.

1. Назовите имя героини поэмы М. Алигер, которой принадлежат слова:

«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!»

(Зое Космодемьянской)

2. Какой из своих романов А.Н. Толстой закончил писать в день начала Великой Отечественной войны? («Хмурое утро»)

3. Кому принадлежат строки:

«Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит!»?

(Мусе Джалилю)

4. Строительство какого нефтепровода описано в романе В. Ажаева «Далеко от Москвы»?

(Оха—Комсомольск-на-Амуре).

5. Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор?

(Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).

6. Какой писатель в качестве эпиграфа к своему роману взял стихи А. Безыменского «Вперед, заре навстречу! Товарищи, в борьбе / штыками и картечью проложим путь себе, / чтоб труд владыкой мира стал / и всех в одну семью спаял, / в бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!»?

(А. Фадеев, «Молодая гвардия»)

7. В книге и в фильме «На дальних берегах» запечатлен образ Героя Советского Союза — азербайджанца, отдавшего жизнь в борьбе с фашизмом в Италии, где его называли Михайло. Кто этот герой?

(Мехти Гусейн-Заде).

Задание 2. Игра «Кому принадлежат строки?» организуется так же, как игра в задании № 3 исторического этапа.

1. Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на Восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

(Алексей Сурков)

2. Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

(Михаил Исаковский)

3. Да разве об этом расскажешь — в какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!..

(М. Исаковский)

4. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных ...

(Ольга Берггольц)

5. Переправа, переправа ...
Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.

(Александр Твардовский)

6. Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

(Константин Симонов)

7. Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.

(Анатолий Сафронов)

8. Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

(Михаил Светлов)

9. Мама! Тебе эти строки пишу,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

(Эдуард Асадов)

10. Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

(Лев Ошанин)

11. С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршой
Наш потрепанный батальон.

(Юлия Друнина)

12. Зловещим заревом объятый,
Грохочет дымный небосвод.
Мои товарищи-солдаты
Идут вперед за взводом взвод.

(Николай Старшинов)

ЭТАП МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Задание 1. Викторина «А песня ходит на войну»

1. О каких событиях рассказывается в песне Е. Жарковского и Н. Бунина «Прощайте, скалистые горы!»? (Эта песня о военных моряках Северного флота, которые защищали полуостров Рыбачий в суровые дни войны. Этот полуостров и его собрат во время войны имели важное стратегическое значение — они закрывали выход из Баренцева в Кольский залив. Рыбачий, с трех сторон окруженный водой, а с четвертой — гитлеровцами, почти полностью оторванный от Большой земли, стал неприступной крепостью для врага. Прозванный моряками «гранитным линкором», он выстоял. Ни разу на этот участок советской земли не ступила нога гитлеровского солдата. А осенью 1944 г. солдаты Рыбачьего били врага на его территории.)

2. Назовите авторов и дату первого исполнения песни «Священная война». (Поэт В.И. Лебедев-Кумач, комп. А.В. Александров. 26 июня 1944 г., Белорусский вокзал, группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски, которая находилась в Москве.)

3. Назовите фамилию композитора, автора песен «Летят перелетные птицы», «Солнце скрылось за горою», «Враги сожгли родную хату». (М.И. Блантер)

4. Как называется эта песня? Назовите фамилии авторов (после прослушивания). (Муз. И. Фрадкина, сл. Е. Долматовского, «Случайный вальс»)

5. Какому городу посвящена песня «Вечер на рейде»? Кто композитор? (Городу Ленинграду, комп. В.П. Соловьев-Седой)

6. Назовите песни о Великой Отечественной войне, которые продолжили свой путь в произведениях скульп- торов. Где установлены эти памятники? (Муз. А. Колмановского, сл. К. Ваншенкина, «Алеша», болгарский город Пловдив — памятник Неизвестному Советскому Солдату; муз. А. Пахмутовой, сл. В. Бокова, «Сказ о Мамаевом кургане», г. Волгоград, монументальный памятник победы); (Муз. С. Каца, сл. А. Сафронова, «Шумел сурово Брянский лес», г. Брянск, памятник воинам Советской Армии и партизанам; муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, «Малая земля», близ г. Новороссийска, монумент «Моряки-десантники»)

7. Назовите день рождения песни братьев Покрасс и Ц. Солодаря «Казаки» (9 мая 1945 г.)

Задание 2. Викторина «Музыка кино». Участники прослушивают песни из кинофильмов (фонограмма) и письменно составляют ответы, в соответствии с порядком прослушивания.

Задание 3. Музыкальная таблица. Командам-участникам вручаются таблицы. Задача играющих: после прослушивания музыки, песни выполнить предложенное задание. Если правильно будут составлены буквы, то в левой стороне таблицы (сверху вниз) получится имя одного из городов-героев.

1. Звучит песня М. Таривердиева «Мгновенья». Кто исполнитель? Первая буква фамилии певца — первая в левом столбике. (И. Кобзон)

2. Звучит песня Б. Окуджавы «Песня десятого десантного батальона». Из какого она фильма? В левый столбик — 2-ю букву из названия фильма. («Белорусский вокзал»)

3. Звучит песня И. Фрадкина и Р. Рождественского из кинофильма «Минута молчания». Как называется песня? Из названия песни возьмите 9-ю букву. («За того парня»)

4. Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Кто создал это произведение? Из фамилии композитора возьмите 10-ю букву.

5. Звучит песня военных лет «Синий платочек». В каком музыкальном ритме написана эта песня? Из названия ритма возьмите 4-ю букву. (Вальс)

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети