Система работы кадетского класса Конкурсная работа,МалаяЗолотая медаль Сибирской Ярмарки«Учсиб—2000»
CИСТЕМА РАБОТЫ КАДЕТСКОГО КЛАССА Н.В.Наместникова, классный руководитель 7А класса школы №27 г.Новосибирска Цель: Формирование ценностных ориентаций через организацию жизнедеятельности кадетского класса. Педагогические задачи: Воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение истории военного искусства, истории Отечества; включение семьи в систему воспитательной работы. Психологические задачи: Воспитание творческой, социально-адаптированной личности через формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития в ходе организации различных форм жизнедеятельности классного коллектива. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА Организация жизнедеятельности в классе начинается с того, что в сентябре приказом директора школы назначается командир взвода (класса) и командиры отделений. Они отвечают за личный состав в течение всего года. Ежедневно командир дежурного отделения назначает дежурного командира. За год каждый курсант бывает дежурным 8—9 раз. В обязанности дежурного входит:
Командир взвода и командиры отделений несут ответственность за дисциплину в течение дня наравне с дежурным командиром. Жизнедеятельность класса курирует военный руководитель школы. Он проводит уроки по истории военного искусства и военную подготовку. Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Урочная деятельность Уроки военного дела включают в себя:
Уроки информатики. Внеурочная деятельность (ведется за счет группы продленного дня) Занятия по рукопашному бою — еженедельно 2 часа. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Важнейшей педагогической задачей является воспитание гражданина и патриота Отечества. Работа по реализации данной задачи ведется в следующих направлениях: n Уроки военного дела и истории военного искусства. n Курсанты проходят строевую и стрелковую подготовку, изучают воинский устав. Особое место занимают уроки по истории русского оружия, изучение жизни великих полководцев от князя Олега до маршала Жукова. Занятия ведутся согласно утвержденной программе. С целью расширения знаний курсантов по истории Отечества создан клуб «Глубины истории» при библиотеке им. Гайдара, где кадеты знакомятся с новой литературой по истории Отечества, делают сообщения по биографиям выдающихся полководцев, участвуют в турнирах и интеллектуальных играх. n Формирование уважительного отношения к символике Российской Федерации. На торжественных построениях звучит Гимн России, выносится Государственный флаг. В знаменную группу назначаются отличившиеся курсанты. В классе создано отделение барабанщиков. При вступлении в кадетский класс каждый курсант дает клятву у Знамени. Есть у класса и своя символика. Все курсанты носят форму военного образца. Коллективно мы разработали Герб кадетского класса. На торжественных праздниках исполняется песня нашего класса. Курсанты носят курсовки (1, 2 или 3) в зависимости от того, который год они обучаются в кадетском классе. При выполнении программы Ступеней Роста курсанту вручается нагрудный знак III, II, nВоспитание уважительного отношения к ветеранам войны и труда, к пожилым людям. Класс часто выступает с концертами перед ветеранами в школе, в учреждениях культуры района, организует поздравления к праздникам. Активно участвуют курсанты и в работе «ПОСТ № 1». Неотъемлемой частью всей воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьей. Традиционные праздники «День рождения кадетского класса» и День защитников Отечества — это семейные праздники, на них всегда присутствуют родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. День рождения кадетского класса завершается общим чаепитием. Сложилась традиция проводить шахматные матчи «родители—дети», баскетбольные матчи «отцы и дети», соревнования по военным умениям и навыкам между детьми и родителями. Ежегодно мы устраиваем праздник для мам ко Дню 8-е Марта. Родители вместе с классом посещают бассейн, выезжают в театр, на экскурсии и концерты. Очень важно, что в воспитательной работе активно участвуют отцы, касается ли это праздников, спортивных соревнований или решения конфликтов. По-семейному тепло отмечаем мы и дни рождения ребят. Каждый именинник получает открытку с посвященными лично ему стихами, угощает ребят конфетами. Ребята говорят свои личные поздравления и пожимают имениннику руку. Важное место в воспитательной работе занимает воспитание Мужчины. Класс состоит из одних мальчиков, поэтому все мероприятия мы проводим с нашими подругами из параллельного класса. Много времени мы уделяем беседам о культуре поведения, культуре общения. Все конкурсы устраиваются так, чтобы вместе выступали мальчик и девочка. Мы поочередно готовим дискотеки, устраиваем друг другу сюрпризы и поздравления к праздникам, а их у нас немало: Рыцарский турнир, День Святого Валентина, ежегодный Конкурс на звание «Мисс Весна», «Хрустальный лабиринт», «Ассамблея времен Петра I», Новогодние балы, «Экологическое Шоу», «Умники и умницы» (турниры по предметам), «Джентльмен-шоу», Презентация киностудий, Конкурс артистических талантов, Посвящение в семиклассники, «Мы — Славяне». РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 1. В наше очень быстро меняющееся время человек должен быть собран, организован для того, чтобы решить... , достичь... . Поэтому одной из психологических задач является привитие курсантам навыков самоорганизации. К этому обязывает и плотный график жизнедеятельности класса. Кадетский класс работает с продленным днем. Во второй половине дня проходят занятия в факультативах и кружках, спортивных секциях, соревнования, воспитательные мероприятия. Первые два года занятия во всех секциях были обязательны для всех. В этом году ребята определились по своему усмотрению, но каждый. Строго контролируются посещение занятий, опоздания, нарушение формы, замечания на уроке. Нарушившие дисциплину наказываются внеочередным дежурством по классу. У нас организовано соревнование между отделениями, в котором учитываются и замечания, и результаты соревнований по стрельбе, плаванию, шахматам, итоги классных состязательных мероприятий. Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Деятельность мы строим, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребенок имел возможность опробовать свои силы и найти себя. Но так как итоги нашей жизнедеятельности мы проводим ежедневно, каждый классный час мы используем для игровой деятельности, состязаний по предметам, вот некоторые из них: Конкурс Шерлока Холмса, «Два корабля», «Бизнес-школа» (длительная игровая программа), «Крестики-нолики», радиобои, турниры, конференции, телепередачи, экспромт-спектакли, «Расскажи мне обо мне», кинопробы и т.д. Участие в игровой деятельности принимают все ребята, задания выполняются и индивидуально, и коллективно. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Воспитательная работа ведется таким образом, чтобы каждый курсант опробовал свои силы в разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела. Для того чтобы стимулировать саморазвитие ребят, мы организовали соревнование по Ступеням Роста. Разработаны самими курсантами критерии и показатели, включающие все стороны нашей жизнедеятельности: III ступень: • учеба на «4» и «5» ( допускаются 1–2 «тройки»); II ступень: • учеба на «4» и «5»; I ступень: • учеба на «4» и «5»; Подведение итогов проводится трижды в год: ко Дню рождения кадетского класса, Дню защитников Отечества, завершению учебного года — на общем собрании. Сегодня все курсанты освоили III ступень, 5 человек выполнили программу II ступени и начали бороться за получение I ступени. Выполнившим программу очередной ступени вручаются нагрудный знак III, II, I степени, почетная грамота и благодарственное письмо родителям. Чтобы научить ребят анализировать свои действия, быть внимательнее к товарищам, ежегодно проводится конкурс «Лидер–98» («Лидер–99» и т.д.). Сначала определяем номинации, затем проводим анкетирование и на Празднике Завершения года вручаем диплом о присвоении звания: • «Лидер года» – лидер класса, организатор дел, Процесс продвижения вперед каждого курсанта регулируется в ходе индивидуальной работы, методов психологической диагностики и тесного сотрудничества с семьей. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ Все ребята в классе могут выступить в роли организатора. В проведении дел участвуют все, выполняя свои поручения. Ребята уважительно относятся к девочкам, умеют пригласить на танец, проводить партнершу. Конфликтные ситуации мы решаем на Собрании Чести. Ребята умеют высказать свое мнение, честно сказать товарищу о его поступке. ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИДЕИ Организация кадетского класса возможна при условиях: КЛЯТВА КУРСАНТА КАДЕТСКОГО КЛАССА Я, курсант кадетского класса, вступая в его ряды, клянусь: • быть преданным своему Отечеству, своему народу, своей семье; ПЕСНЯ КАДЕТСКОГО КЛАССА (слова и музыка кадетские) Пусть трубы зовут нас в дорогу, Вперед, кадет! Мы в трудном пути не устанем — Верны мы кадетскому слову — Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |