Детский интеллектуальный клуб в школе (опыт работы)

Структурный голод человека — это скука и тоска. Неумение или нежелание структурировать время приводит к острому эмоциональному голоду и биологическому вырождению. Основной принцип теории игр: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Коллективная интеллектуальная деятельность (игра) есть явление из области социальной динамики личности и в какой-то степени определяет судьбу человека.
Эрик Берн

Важнейшее направление в организации и проведении работы со способными и одаренными детьми в МОО «Пеликан» — это создание и работа Пеликановского Интеллектуального Клуба (ПИК-клуба). Первоначально, в 1994/1995 учебном году, в Положении о пеликановской Олимпиаде было лишь обозначено его образование и прописано, что членами Клуба являются все ученики школы, получившие удостоверение призера Олимпиады (победители какой-либо предметной школьной олимпиады, занявшие одно из шести призовых мест — с 1 по 3 место, — Действительные члены Клуба, с 4 по 6 место — Члены-корреспонденты Клуба). В Координационном плане объединения также с 1994 года были обозначены и начали проводиться интеллектуальные игры школьников в отдельных параллелях классов: 7-х, 8-х и 9-х классах. Значительное развитие эта работа получила в следующем учебном году, с сентября 1995 года. Была проделана следующая организационно-методическая работа.

1. Определен четкий состав членов Клуба —
на 1 ноября 1995 года — 286 учащихся 1–11-х классов.

2. Все члены Клуба были разбиты на три лиги:

  • младшую — ученики с 1 по 4 классы,
  • среднюю — ученики 5–8-х классов,
  • старшую — учащиеся 9–11-х классов.

3. Избран Президентский Совет Клуба и впервые Президент — ученик 10А класса школы Александр Гребенщиков.

4. Среди учащихся школы проведен конкурс на лучшую эмблему и гимн Клуба. Выбранные Эмблема и Гимн Клуба были утверждены Президентским Советом.

5. Разработана и утверждена Декларация о Пеликановском Интеллектуальном Клубе.

6. Разработаны четкие Правила проведения интеллектуальных встреч в форме турнира двух команд в ПИК-клубе.

7. Составлены графики проведения интеллектуальных турниров по школе и эти графики увязаны с Координационным планом объединения.

Особо обращаю Ваше внимание на Декларацию о ПИК-клубе, как основной документ, регламентирующий всю деятельность Клуба, где, начиная с определения целей и постановки задач, далее прописаны формы деятельности, статус участников, организационные структуры Клуба и функции его членов.

Когда коллективная творческая работа над Декларацией была завершена, ее обсудил Совет Клуба, утвердил и ознакомил через пресс-центр весь коллектив учащихся и педагогов.

Из перечисленных в п. 2 Декларации форм деятельности Клуба обращаем ваше внимание на главные:

  • организация и проведение школьных олимпиад (форма подробно уже рассмотрена в предыдущем разделе);
  • подготовка и проведение интеллектуальных марафонов (непрерывная последовательность турниров (игр) оспаривающих первенство команд); проведение общих Сборов — встреч ПИК-клубовцев с выдающимися деятелями науки и культуры; участие сборной команды Клуба в Больших Пеликановских Сборах.

ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ МАРАФОНЕ

Для команды детей-интеллектуалов отдельно взятого класса марафоном является серия игр между классами одной параллели, возможными «матч-реваншами» в случае проигрыша, и серия игр команд-победительниц с другими победителями (как правило, из старшей возрастной группы). Как видим, ядром организованного интеллектуального марафона является подготовленная ИГРА (в другой известной ТV-терминологии — БРЕЙН-РИНГ КОМАНД УМНИКОВ).

Участие школьников средних и старших классов в интеллектуальных играх имеет исключительное значение для более успешного освоения ими учебной программы, т.к. идет вторичное прохождение ими ведущего типа деятельности, предшествующей учебной, и совершенствуются лежащие в ее основе психологические механизмы:

  • ориентация в смыслах деятельности и отношений;
  • потребность в общении и эмпатии;
  • элементы обобщения и категоризации;
  • воображение и идентификация.

Необходимо особо выделить роль интеллектуальных игр в школе как одного из существенных средств ликвидации сенсорного и структурного голода у школьников, реализации их острой потребности в признании. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. Еще в прошлом веке С. Кьеркегор описал различные бедствия, проистекающие от неумения и нежелания структурировать время. По меткому выражению С. Маршака, «скука — это зевок небытия» (!).

Рассуждать об игре интересно, но еще интереснее — играть. На стадии подготовки к проведению интеллектуальной игры идет следующая работа: 

  • Совет Клуба обсуждает поступившие предложения и определяет тему очередной игры. Тема может быть одна или игра разбита на две части. Во втором случае обозначаются две темы, как правило, из разных областей (например, одна — по искусству, другая — из мира науки и техники). Интересная деталь: штабом Совета Клуба является читальный зал библиотеки объединения, куда в настоящее время регулярно поступают и систематизируются 182 наименования периодики (газет и журналов, бюллетеней и сборников). Плюс к этому, здесь сосредоточены словари, справочники, энциклопедии, альманахи, альбомы, атласы, серия «Библиотека всемирной литературы». То есть штаб интеллектуального клуба находится и работает в информационном центре школы, что исключительно удобно по содержанию работы Клуба.
  • ПИКовцы утверждают перечень примерных вопросов брейн-ринга по определенным темам и указывают ориентировочные источники информации для подготовки команд. Определяются ведущие на игру.
  • Определяется дата, время и место проведения игры, состав ее участников. Президент или руководитель Клуба готовят нормативные документы на проведение игры.
  • В Пресс-центре школы или в кабинете информатики готовятся рекламные материалы по очередной игре, где описывается вся подготовленная информация. Эти материалы вывешиваются на информационных стендах первого и третьего этажей школы. Вопросы для подготовки вручаются командам. Изготавливаются и вручаются пригласительные билеты (по классам, в зависимости от темы игры и возраста участников). На игру приглашаются также все желающие и неравнодушные. Имеют право прийти также любой член ПИК-клуба по своему удостоверению и педагоги школы.
  • Начинается подготовка команд к игре. Большую помощь командам оказывает зав. читальным залом Елена Анатольевна Смирнова. Перед каждой игрой в читальном зале — настоящее столпотворение. Это самый плодотворный период для всех участников. Учителя атакованы умниками — вопросы, вопросы, вопросы... Команды готовят эмблемы, визитки и сюрпризы-вопросы соперникам.
  • Накануне игры Президент и его помощники готовят Большой зал к игре:
  1. оформляется сцена с эмблемой Клуба; готовятся столы для команд, электроника для подачи световых или звуковых сигналов готовности команд, секундомеры, гонг, табло текущего счета игры; записывается фонограмма музыкального сопровождения игры;
  2. печатаются Дипломы членам команды-победительницы, готовятся призы участникам;
  3. проводится последний сбор команд для инструктажа по ведению игры (см. в приложении правила проведения турниров).

Как видим, вся подготовка игр идет по методике Коллективных Творческих Дел (КТД) Игоря Петровича Иванова, активным пропагандистом которой в «Пеликане» является профессор Людмила Глебовна Борисова — ученица Иванова.

После этого, в установленное время проводится «ее величество» ИГРА. Тут есть все: холодный расчет, выдержка, решительность, разочарование, эмоции, слезы, неожиданная радость, гордость за свой ум, за себя, за товарища, за команду и много-много еще чего...

Здесь отмечаем, что хорошо подготовленная и организованная игра всегда получает высокую оценку ее участников и всех присутствующих. Необходимо подчеркнуть, что при полной свободе выбора темы игры и демократичности всех процедур, ИГРА — четко спланированный и управляемый процесс, где все элементы следуют в заданном ведущим ритме с точностью до 10 минут. Всякая игра марафона имеет продолжительность 1 час–1 час 20 минут. Начинается игра и заканчивается Гимном ПИК-клуба — песней Г. Васильева «Вечный думатель». После объявления ведущим итогов игры победителям вручаются Дипломы. Перечислим и основные педагогические требования к ИГРЕ:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности участников (детей);
  • игра должна вызывать у детей только положительные эмоции;
  • в игре обязателен элемент соревнования между командами (завоевание победы или поражение — сильнейший побудительный мотив к дальнейшим действиям);
  • игра должна учитывать возрастные особенности детей, их информационную базу — с участниками игры необходимо проводить детальный ее анализ (по всем стадиям подготовки и проведения).

В сезонах 1995/96 и 1996/97 учебных годов в Клубе было проведено 22 игры по самым разнообразным темам.

В сентябре 1996 года научным руководителем Клуба Андреем Александровичем Берсом было предложено внести в деятельность Клуба еще один существенный элемент — регулярные встречи ПИКовцев (всех возрастов) с Творцами науки, искусства и техники. В связи с этим Совет Клуба решил каждые два месяца, один раз в учебную четверть, проводить Большой сбор Клуба, куда приглашаются ученые и деятели искусства.

Первым гостем клуба на таком Большом сборе в ноябре 1996 года стал сам профессор А.А. Берс, доктор технических наук, заведующий лабораторией Института систем информатики СО РАН, автор и создатель компьютерного комплекса «МРАМОР». С большим подъемом и увлеченностью Андрей Александрович изложил детям всю эпопею создания Новосибирского Научного Центра (в просторечии — Академгородка). Первые котлованы, палатки; целые научные лаборатории и направления науки в крохотных комнатках; легендарные имена академиков Лаврентьева, Мальцева, Векуа, Соболева-математика и Соболева-геолога, Будкера, Окладникова, Марчука, Беляева-биолога и Беляева-физика, Кутателадзе, Аганбегяна, Замараева, Скринского, Ляпунова, Ершова, Борескова; видные политики и хозяйственники, легендарные строители — богатейшая эпопея возникновения Сибирского отделения Российской Академии Наук — все это надолго отпечаталось в умах и сердцах детей. Ведь сам Андрей Александрович всю свою жизнь в науке работал (и сейчас продолжает!) в этом Центре и знал этих людей не понаслышке. Сказал и о главной удаче Сибирского отделения: «Мы научились находить и готовить для науки одаренную молодежь независимо от формального уровня ее подготовки». Работа Клуба по этому профилю продолжается.

В декабре 1996 года в объединении впервые (по инициативе творческой мастерской социальных педагогов) проходил Большой Пеликановский сбор (участники, ученики 8–11-х классов, — активные члены различных школьных клубов, студий, объединений, обществ). Каждый клуб, студия или общество выступали на этом Сборе единой командой в количестве 8–14 человек. В программе, в частности, были запланированы представления отдельных команд: выходы команд с программой своей деятельности (содержательная сторона) в игровой форме. Среди других команд была также и большая команда Интеллектуального Клуба со своей программой. По общему мнению детей и педагогов, эта команда, конечно же, была одной из лучших (сильнейших), ярко выступала и далее — в пресс-конференции, ролевой игре, диспуте. Теперь Большие Пеликановские Сборы также будут проходить регулярно. А формы деятельности детей на этих Сборах будут все более разнообразными и содержательными. Чем больше доброкачественных реагентов будет задумано, тем качественнее будет наш продукт — интеллект наших воспитанников.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ БЕРДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ПЕЛИКАН'' ПО ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕРЗАЙТЕ - ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ"

Уважая право каждого из учащихся объединения заявить о себе как о личности, способной к достижению высоких результатов в интеллектуальном труде, организаторы предлагают воспользоваться возможностью участия в Олимпиаде, целью которой является:

  • во-первых, испытать себя в состязании с самим собой — стал ли умнее, упорнее, грамотнее, чем был вчера;
  • во-вторых, сравнить свой личный результат с результатами сверстников и ответить на вопрос: «Так ли я хорош, как мне кажется?»;
  • в-третьих, Дипломант или Лауреат — это просто здорово!

Организаторы выражают уверенность в том, что достигнутый высокий результат участника — это будущий успех в жизни.

1. Время и место проведения

Олимпиада проводится с 16 октября по 10 марта текущего года. Место проведения определяется графиком проведения Олимпиады, формируемым оргкомитетом в соответствии с программами состязаний и расписанием учебных и дополнительных занятий.

2. Этапы и содержание состязаний

Подготовительный этап, 1–15 октября. Составление программ состязаний.

I этап, 16–28 октября. Состязания во всех классах, по всем общеобразовательным предметам. Победители определяются во всех классах.

II этап, 1–18 ноября. Состязания интеллектуалов-победителей первого этапа.

III этап, 20–25 ноября. Подготовка школьной олимпийской команды к городским предметным олимпиадам.

IV этап, 1–10 марта. Состязания сборных команд классов по всем предметам школьной программы.

3. Участие в Олимпиаде

На I этапе в олимпиаде принимают участие учащиеся 1–11-х классов согласно программам состязаний. Не устанавливается никаких ограничений на количество участников любого класса. Любой ученик может участвовать в олимпиаде старшей возрастной группы по любому предмету.

На II этапе состязаются в параллели классов победители первого этапа. По результатам второго этапа формируются команды для участия в городских предметных олимпиадах.

На III этапе организуется подготовка команды объединения для участия в городских предметных олимпиадах, в ходе которой члены команды освобождаются от посещения уроков по расписанию.

На IV этапе — состязание интеллектуалов. Допускается создание любых сборных команд.

4. Подведение итогов

Для подведения итогов создаются жюри по предметам, которые проверяют конкурсные работы, определяют Дипломантов и Лауреатов Олимпиады.

При подведении итогов оцениваются только личные результаты участников олимпиады, никакие другие факторы (рекомендации, успеваемость по предмету, общественная работа, личные обстоятельства и т.п.) не учитываются.

Звание Дипломанта присваивается учащимся, занявшим I—III места в состязаниях своей параллели классов по отдельным предметам.

Звание Лауреата присваивается учащимся, занявшим IV—VI места в состязании своей параллели классов по отдельным предметам.

5. Награждение участников Дипломанты и Лауреаты Олимпиады награждаются памятными призами и сувенирами.

Учащиеся-Дипломанты Олимпиады, приобретают статус Действительного члена «Пеликановского Интеллектуального Клуба» («ПИК-клуба»). Учащиеся-Лауреаты Олимпиады приобретают статус Члена-корреспондента «ПИК-клуба».

Педагог, подготовивший не менее трех членов «ПИК-клуба», может претендовать на звание его Почетного члена.

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ПЕЛИКАНОВСКОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КЛУБЕ

1. Цели и задачи

Клуб создает благоприятные условия в проведении досуга успешно обучающихся школьников.

Клуб призван:

  • стимулировать своих членов к постоянному пополнению знаний и умений;
  • создавать доступные условия для развития инициативы и творчества;
  • обеспечивать систематический интеллектуальный рост.

2. Формы деятельности

В деятельности клуба используется многообразие форм развития интеллекта. Ими могут быть:

  • турниры оспаривающих первенство команд;
  • широкие тематические встречи между объединенными коллективами;
  • конкурсы подготовленных творческих программ;
  • аукционы «саморекламы» команд по созданию и популяризации новых форм проведения досуга и развития творчества;
  • праздники знаний в определенных областях науки и искусства;
  • любые другие мероприятия, благотворно развивающие самодеятельность и творчествошкольников.

Все формы деятельности проводятся в соответствии с разработанными для них положениями и правилами. Работа Интеллектуального Клуба ведется по двум возрастным группам.

Первую группу (лигу) составляют 9–11-е классы. Вторую группу (лигу) — 5–8-е классы.

3. Участники

Статус Действительных членов и Членов-корреспондентов Клуба устанавливается в соответствии с «Положением об олимпиадах по предметам общего среднего образования в МОО «Пеликан».

Учащиеся выпускных классов, имеющие особые заслуги в деятельности клуба, а также педагоги, внесшие признанный членами клуба вклад в его развитие, решением Собрания Клуба удостаиваются звания Почетного члена Клуба. Присутствующие на собраниях Клуба Почетные члены персонально называются при открытии собрания.

4. Организационные структуры

Высшим руководящим органом Клуба является Собрание его членов. Собрание членов Клуба принимает решения:

  • о присвоении звания Почетного члена Клуба;
  • о лишении членства в Клубе;
  • об учреждении Гимна Клуба;
  • об учреждении Переходящих призов для команд-победителей;
  • о ритуалах проведения собраний Клуба.

Собрание членов Клуба утверждает:

  • периодичность работы Клуба;
  • график интеллектуальных встреч;
  • решения Президентского Совета по вопросам текущей работы Клуба.

Собрание членов Клуба:

  • устанавливает нормы поощрения команд и отдельных членов Клуба;
  • поручает Президентскому Совету разработку конкретных мероприятий по успешному осуществлению принятых решений;
  • заслушивает информацию Президентского Совета по итогам деятельности Клуба;
  • принимает решения по изменению своих нормативных положений, если это улучшает деятельность Клуба.

Для общей организации деятельности Клуба в каждой возрастной группе из капитанов команд формируется Президентский Совет. Президентский Совет имеет право:

  • принять в члены Клуба наиболее активных учащихся и педагогов;
  • выступить с инициативой о присвоении звания Почетного члена Клуба;
  • выступить с инициативой о лишении членства в Клубе за серьезные проступки и явную пассивность;
  • решать любые важные вопросы жизнедеятельности Клуба, если это доверено ему Собранием членов Клуба.

Президентский Совет выполняет следующие функции:

  • регулярно проводит свои заседания перед каждым собранием Клуба, обсуждая все организационные и материальные вопросы;
  • анализирует деятельность Клуба за определенный период;
  • обобщает и накапливает опыт успешной организации интеллектуальных встреч;
  • организует информацию среди членов Клуба;
  • решает все текущие вопросы по решениям Собрания членов Клуба;
  • назначает на очередные мероприятия судейскую коллегию.

Для координации деятельности Президентского Совета членами Клуба избираются простым голосованием Президент и два Вице-президента (для каждой лиги) из числа учащихся или педагогов. При отсутствии Президента его правами и функциями обладает Вице-президент.

Президент имеет право:

  • решающего голоса при равном делении голосов Президентского Совета;
  • открывать и закрывать Собрания Клуба и Президентского Совета;
  • следить за исполнением установленного регламента;
  • предлагать на поощрения отдельные команды, а также и членов Клуба.

Президент выполняет следующие функции:

  • координирует деятельность Президентского Совета с учетом всех производственных особенностей и условий;
  • помогает Президентскому Совету решать материально-финансовые вопросы;
  • способствует Президентскому Совету в комплектовании «рабочей группы» из педагогов и учащихся для проведения интеллектуальныхвстреч (ведущие, операторы, эксперты, друзьякоманд и т.п.).

5. Функции членов Клуба

Члены Клуба имеют следующие права:

  • по собственной воле выйти из состава Клуба;
  • свободно комплектовать команды, выбирать для них названия, девизы и эмблемы;
  • при желании учреждать для своей команды особую форму одежды;
  • посещать все заседания Клуба;
  • свободно определять свои симпатии в пользу определенной команды;
  • выступать с какой-либо инициативой;
  • получать ответ на возникший в работе Клуба вопрос;
  • выражать свое мнение по обсуждаемому вопросу;
  • обращаться с ходатайством в руководящийорган Клуба;
  • лично присутствовать при решении своего персонального дела;
  • иметь равный со всеми голос в решении вопросов жизнедеятельности Клуба.

Каждый член Клуба считает для себя делом чести:

  • активно участвовать в проводимых Клубом собраниях;
  • оказывать действенную поддержку одной из соперничающих команд;
  • систематически пополнять свои знания и умения;
  • проявлять инициативу в поиске новых форм деятельности Клуба;
  • дружески относится к соперникам;
  • добросовестно исполнять принятые Клубом решения;
  • соблюдать нормы этики во всех проводимых мероприятиях;
  • относиться творчески ко всем интеллектуальным встречам;
  • достойно принимать вызов соперников;
  • мобилизовать свой интеллект, взять на себя основную долю усилий своей команды;
  • даже поражение использовать как стимул к повышению своего интеллекта;
  • не терять веры в будущий успех.
 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети