И душ высокое стремленьеПедагогические новеллы — новая рубрика, в которой наши авторы в традиционной для российской педагогики форме художественного изложения размышляют об особо научно-значимых проблемах.Своеобразным девизом этой рубрики является мысль В. А. Сухомлинского:«Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».И душ высокое стремленье Говоря о результативности работы учреждений до- полнительного образования, каждый педагог анализирует, с одной стороны, результаты планируемые, а с другой — реально получаемые. Основным результатом работы учреждений дополнительного образования я считаю воспитание личности ребенка. «Человек во всем!» — принцип гуманизации знаний. Душа — наша главная культура! Сколько ее, души, столько и ума, столько и культуры, столько и самого человека в человеке. Что вообще может быть важнее человека, начинающего жить, и жизни, которая распахивается перед ним, и нашего внимания к тому и другому? Мы должны помогать ребятам жить. Если вспомнить великого Гете — не интеллект, а душу потребовал на откуп мудрый, дальновидный дьявол. Интеллект пусть Фауст оставит себе: все равно он ничто без души. Не от такого ли «интеллекта» многие школьные беды: перегрузка, падение интереса к знаниям, ослабление воспитательного процесса. На мой взгляд, школа не всегда дает расти «корням» в юном человеке: слишком «удобряет» готовенькой, к тому же избыточной, информацией. Вспоминаю свой опыт учебы в школе. Великие открытия, о которых говорили педагоги, были как бы оторваны от тех, кто их совершил. А ведь за таблицей Менделеева — не бестелесный идеал, в котором давно умерла живая мысль, и не холодная абстракция, а реальная, временами очень даже горькая человеческая судьба. Гуманизация знаний — через духовные контакты. Сама же духовность изначально — это наш человеческий интерес друг к другу, к людям. Известно, что личность воспитывается личностью. Педагог должен с уважением, бережно относиться к внутреннему «я» каждого ребенка. Но ребенок не должен быть только созерцателем. Пришел — значит должен работать с полной отдачей. Занятие — не храм, а мастерская, и ребенок в ней — работник. А результаты этой работы — не отметки, а изменения в душе ученика. Наверное, главным на занятии в учреждении дополнительного образования является общение. От человека, «разбуженного» нами, который не только поглощает, но и излучает энергию, заряжаемся и мы. И хочется здесь привести строчки Пушкина: Друзья мои, прекрасен наш союз! В учреждении дополнительного образования каждый ребенок — единица. Пусть разной величины и значимости, лишь бы не было горькой пустоты, друг на друга похожих нулей. Работать с классом умеет, наверное, каждый учитель, с учеником — немногие. А ведь педагогика всерьез начинается с ученика, а не с класса. Педагог должен дать ученику право на свой путь и свой темп развития. Нужно не подрезать ему «крылья» негативной отметкой и даже совсем устранить ее. Каждый педагог должен постараться создать такую структуру занятия, где не просто учатся, но и общаются, и тем самым увеличивают желание учиться, так как в нем стимул к общению. Всякое творчество в основе — игра, импровизация. Значит, передать его и приобщить к нему в какой-то другой манере нельзя. Педагог-артист обладает счастливым даром перепутать условность с реальностью, сцену с действительностью. Он в совершенстве владеет педагогикой экспрессии — жестом, мимикой, интонацией... Артистизм уже не достояние одиночек, а современное учебное средство занятия, которым обязан владеть каждый. Иначе — парадоксы. По вечерам, не выходя из дома, ребята встречаются с Гурченко, Джигарханяном, Табаковым, а утром, точно из другого мира, приходит к ним чем-то похожий на робота, «холодный» и скучный учитель. Конечно, многое в работе педагога зависит от его самочувствия — все мы люди. «... На ослабленном нерве я просты и мудры эти слова В. Высоцкого. Но как это сделать: подтянуть, подвинтить? Я думаю — как артисты. Они умеют «доставать» себя, потому что нужен успех. А успех — это внимание. Улыбка — наш рабочий инструмент. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Ее не вынешь из портфеля и не наденешь, как очки — сама должна появиться, непритворная, точно не кому-то, а себе улыбаешься. Но прежде чем добрым светом заискрятся глаза и исчезнут морщинки, надо, чтобы улыбнулась душа, освободилась от груза невеселых мыслей, неудач (они бывают у всех). И чуткая душа заметит, как старается скрыть педагог иногда, спрятать плохое настроение, усталость и как необходима помощь педагогу со стороны ученика. Как ладошкой стираем пелену влаги на автобусном стекле, так и добрым словом, хорошим поступком можно снять пелену усталости, обиды, плохого настроения, чтобы яснее виделась дорога, по которой сообща идем. Чувства имеют самое непосредственное отношение к нашим поступкам: они окрашивают все наше поведение, являются источниками всех успехов, достигнутых человечеством, они способны убивать и оживлять. И именно потому, что чувства имеют такие противоположные свойства, их следует не только воспитывать, но и управлять ими, что возможно лишь при достаточно развитой воле. Трудности в воспитании чувств многочисленны. Главная — недостаточная изученность их. Другой причиной является бытующее среди широкой публики мнение, что чувства вообще не воспитываются. А ведь удивительная живучесть эмоциональной памяти с успехом может быть использована в процессе воспитания чувств. Одним из результатов работы учреждений дополнительного образования можно считать профориентацию учащихся. Дело становится любимым, если оно освещено творческим поиском, если оно не замыкает человека в круг однообразно повторяющихся процедур и операций. В великолепном сказе П. Бажова «Живинка в деле» долго и упорно ищет свою дорогу в жизни одаренный незаурядными данными Тимоха Малоручко. Десятки специальностей перебрал он и все ни на какой остановиться не мог. Он и хороший механик, и слесарь, и каменотес, а покой не приходит: все чего-то не хватает. И вот идет Тимоха на обучение самому грязному делу углежога. Идет к лучшему специалисту — деду Нефеду ... и на всю жизнь остается углежогом. Сумел дед Нефед открыть Тимохе секрет мастерства и секрет живого творчества в труде. «Тимоха и сам дивился — почему раньше такого с ним никогда не случалось. — А потому, — объясняет дедушка Нефед, — что ты книзу глядел — на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел — как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Проблема «живинки в деле» — это, прежде всего, проблема чувства. Правильное воспитание чувств есть одно из важнейших условий воспитания талантливых людей. И в заключение мне очень хочется обратиться к таблице духовности, которую построил известный педагог Е.Н. Ильин. Эта таблица состоит из пяти глаголов-заповедей, символов. Учительскую руку Ильин сравнивает с рукой Данко, несущей огонь горящего сердца. Любить - Понимать - Принимать - Сострадать - Помогать Каждый глагол в отдельности может показаться банальным, но над связью, ставящей их в ряд в указанном порядке, стоит подумать. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |