Семья и проблемы генетики

Существующим ныне и существовавшим ранее этническим сообществам, религиозным объединениям, социально-политическим формациям присущи разные уровни культуры, разные качества национального характера, своя история. Однако все эти социальные образования несут в себе начала биологического человека — человека, который функционирует и размножается по принципу законов биологического эволюционного развития. Дети затем воспитываются и продолжают преемственность культурных и социально-исторических традиций. Именно появление потомства является основой сохранения, размножения и эволюции того или иного этнического образования. Несмотря на то, что репродуктивный поток поколений на разных континентах и в разных этнических образованиях зиждется на одном и том же природном базисе, в своих социально-культурных, потребительских аспектах он существенно различен. Например, когда в Европе и США в 20-х годах возникли проблемы, связанные с социальным положением семьи, культурой секса, воспитанием детей, потребности стабилизации семейного статуса, то есть того, что сегодня называется планированием семьи, вылились в возникновение определенного общественного движения. Вопросы поведения юношей и девушек, возникновения нежелательных беременностей, вспыхнувшая тогда дискуссия об абортах (их разрешении или запрещении), конфликты на этой почве с церковью требовали соответствующих программ.

Европейские государства оставались в несколько другом положении относительно семьи, здесь такого острого возбуждения в социальном регулировании семейного института еще не было. Однако довольно быстро дискуссия об абортах охватила и европейские страны и приняла, по существу, американо-европейский международный характер. Советский Союз и страны социалистического лагеря находились в другой социально-политической ситуации. Здесь контроль над воспитанием молодежи, ее поведением, этическим и моральным обликом, формированием и сохранением обычной традиционной семьи осуществлялся совет-скими органами, комсомольскими и партийными организациями.

Проблема планирования семьи — проблема не внешняя, а внутренняя — после распада социалистического лагеря обнажилась и в России. Обнажилась потому, что те свободы, которые пришли с наступлением перестройки, и та пропаганда, которая обрушилась с Запада, быстро начали распространяться и среди россиян. Сегодня на востоке страны произошло уравнивание количества регистрируемых за год браков и разводов. На одну женщину теперь приходится 2—2,5 брака в течение ее жизни. Естественно, все это отразилось на репродуктивном (воспроизводящем) процессе вообще, поставило под вопрос структуру самой семьи, поскольку биологическое начало пришло в существенное противоречие с социально-культурными основами. Такое состояние напряженности и противоречий, хотя и в разной степени, наблюдается во всей России.

В течение сотен лет российская семья находилась в рамках православно-христианской религии. Браки, которые освящались церковью, связывали верующих людей духовно и создавали прочный узел семьи. После отделения церкви от государства прежняя традиция сменилась заключением советского социального брака, который фиксировался советским управленческим аппаратом. Однако и эти браки при других ритуалах и другой идеологии обеспечивали достаточную прочность семейных союзов и являлись неким сдерживающим барьером для распада семьи. Сейчас же, когда прежние барьеры рухнули, когда возрождаемые православно-христианские традиции еще не оказывают должного влияния (а оно может и не возродиться в прежней мере), когда исчез социально-нравственный и государственный контроль, процесс распада семьи ускорился.

Обострившиеся противоречия вскрыли глубинную суть еще одного важного фактора. Взаимодействие людей друг с другом и внешним миром исторически формировалось в культурных традициях, в понятиях и ощущениях красоты. Красота гармонизировала психику. Восприятие прекрасного, переживание этого прекрасного, стремление к нему существенно определяли состояние психологического удовлетворения. Так жила в сердце человека любовь к природе, делу, старшему поколению, отцу и матери. В современной и классической литературе России многие произведения посвящены этой проблематике. Любовь есть производная эмоционального и внутреннего этического состояния гармонии человека с природой, друг с другом. Любовь к Богу, любовь к Земле, любовь к родителям, к красоте, любовь мужчины и женщины друг к другу — во всем этом был один исторический базис. И когда родители нарекали молодых людей невестой и женихом, чувство красоты гармонизировало их встречу, возникали определенная привязанность и прочность семьи. Семья держалась в определенных рамках не обходимости, но ее фундамент был прочным. Таким образом, в России сложилась человеческая культурная традиция, где красота и любовь, уважение друг к другу очень тесно переплетались, где были взаимосвязаны цели жизни, развитие трудовой деятельности, служение Родине, своей земле, воспитание потомства — своих детей. Великая Отечественная война показала, как все эти элементы любви, патриотического долга и чувства красоты были связаны друг с другом, сохранили нацию и дали ей возможность быстрого возрождения.

В настоящее время у современного молодого поколения формируется несколько поверхностное ощущение красоты. Обнажаются чисто биологические черты секса, которые далеки от подлинного понятия «любовь». В связи с этим возникает противоречие: семья как ячейка, где воспроизводится потомство, отделяется от сексуальных потребностей мужчины и женщины. Подобное было и раньше, но эти явления повсеместно осуждались. В преемственности поколений институт семьи для воспроизводства детей все-таки оставался достаточно прочным.

Сегодня перед нами встает фундаментальная задача: как совместить социально-этическое российское начало лучших традиций семьи с современными проблемами воспитания детей. Венерические болезни стали бичом человечества. Заболеваемость сифилисом в России выросла в 20—30 раз, не говоря уже о СПИДе и других формах половых инфекций. Лавина абортов, которые производятся в России, существенно ухудшает репродуктивное здоровье женщин. Противоречие между социальными условиями и обострением сексуально-биологического, сенсорного, эмоционально-гедонического поведения является большой проблемой.

В программах планирования семьи, воспитания школьников и молодежи, конечно, нужно соблюдать необходимую осторожность и не перейти разумную грань в сексуальном образовании, чтобы дети, слушая уроки, вникая в некоторые детали репродуктивного сексуального поведения, не приобретали несвоевременного повышенного интереса к этой форме человеческих отношений. В планировании семьи требуется определенный контроль, определенная культура, поэтому соответствующие программы должны осуществляться очень бережно, не прибегая к крайне «левым» формам «обнаженности» в обучении и не прикрываясь, с другой стороны, крайне «правым», околорелигиозным или сугубо моралистским принципом. Воспитание чувства красоты, близости к природе, благодарности и любви к родителям, конечно, будут определять перспективы репродуктивного поведения.

Можно предположить, что к середине будущего века процесс формирования сексуального поведения и воспроизводства поколений примет у нас в России модель прозападного типа. Семья станет социально-юридической, социально-этической ячейкой, а поведение мужчин и женщин может достигать достаточной свободы. Эволюция института семьи и репродуктивного потенциала пойдет в расчлененном варианте. Уже сегодня до 20 % детей рождается у матерей-одиночек. Видимо, процесс воспроизводства населения будет как бы концентрироваться в социальном течении, а сексуальное поведение приобретать все большие степени свободы.

Анализ родословной имеет большое значение и в медицинском аспекте. Знание истории родов в нескольких поколениях позволяет избегать родственных браков и, следовательно, наследственных болезней, выявить наследственные заболевания, отнести конкретного человека к той или иной группе генетического риска.

При изучении родословных в организованных коллективах (школы, детские сады) во многих семьях выявляются две—три группы риска. Чаще всего это касается многофакторных заболеваний, к которым относятся наиболее часто встречающиеся и развивающиеся уже в зрелом возрасте болезни: атеросклероз, сахарный диабет, язвенная болезнь, остеохондроз, мочекаменная болезнь и многие другие. При наличии наследственной предрасположенности неблагоприятные экологические факторы, а также курение, гиподинамия и пр., действуют рано и вызывают более тяжелые повреждения, приводят к инвалидности и значительному укорочению жизни. Существуют методы профилактики этих заболеваний, которые осуществляются на государственном уровне (например, борьба с курением, алкоголизмом, наркоманией). Но правильно проводимая профилактика этих болезней должна быть индивидуальной и начинаться в группах повышенного риска еще в детском возрасте. Так, сейчас атеросклероз рассматривается как педиатрическая проблема. Надо стремиться к тому, чтобы каждый человек имел представление о том, какие генетические опасности его подстерегают и, самое главное, как их приуменьшить или избежать совсем. Развитие науки привело к тому, что сейчас меняется представление о фатальности наследственных факторов.

Информация о родственниках может помочь и в оценке психологических задатков, а знание их — лучше определить сферу будущей деятельности, помочь в профессиональной ориентации. Издавна существовали династии по специальностям, где наследственные данные получали раннее индивидуальное развитие.

В последние годы интерес к родословным значительно возрос. Во многих учебных заведениях составление родословных становится доброй традицией. При сборе информации дети, естественно, обращаются к семейной истории, восстанавливаются связи поколений, проявляется интерес к дедам и прадедам, уважение к ним, повышается самооценка подростка. Даже отрицательные примеры могут играть профилактическую роль.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети