Тестирование как путь к интеграции в мировое обровательное пространство

Новое содержание языкового образования ориентировано на обеспечение у учащегося способности к межкультурной коммуникации в рамках диалога культур, к эффективному функциональному использованию иностранного языка в различных сферах деятельности и межкультурного общения. Современное языковое образование при разнообразии контекстов и вариативности обучения имеет тенденцию к универсализации системы требований. В рамках единого образовательного пространства России это связано прежде всего с необходимостью обеспечить единый эталон качества языкового образования, единую эквивалентную систему требований к уровню владения изучаемым языком. При этом современное языковое образование характеризуется стремлением консолидировать национальные традиции и учитывать тенденции к интеграции в мировое образовательное пространство.

В данной системе особое значение приобретает аттестация учащегося по иностранному языку — определение и оценка уровня обученности и соответствия фактического уровня требованиям языкового образования. Переход на новое содержание образования логично означает и переход на новые адекватные содержанию формы контроля, оценки и аттестации достижений учащегося в области иностранного языка. Реализация государственной системы требований по иностранному языку и достижение необходимого качества преподавания и уровня обученности учащихся в этой предметной области в условиях разнообразия и неоднородности учебных контекстов и вариативности используемых методов и средств обучения делает необходимым наряду с другими задачами обеспечение мониторинга реально достигаемого уровня владения изучаемым языком в разных условиях обучения и их соответствия требованиям государственного, а также международных стандартов языкового образования.

Одним из эффективных видов мониторинга является уровневое тестирование учащихся, которое позволяет образовательному учреждению:

  • обеспечивать систематические данные о фактическом уровне обученности учащихся на разных этапах и ступенях овладения иностранным языком;
  • проводить регулярную проверку и оценку уровня обученности учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также международных стандартов в области иностранных языков;
  • осуществлять в соответствии с полученными данными коррекцию и конкретизацию учебных планов и программ;
  • выявлять наиболее эффективные учебники и методики обучения;
  • осуществлять мониторинг уровня профессиональной квалификации учителей;
  • оказывать положительное влияние на уровень мотивации учащихся в процессе овладения;
  • отслеживать преемственность этапов и ступеней овладения иностранным языком;
  • коррелировать процесс последовательного овладения иностранным языком в системе непрерывного языкового образования.

В условиях системы непрерывного разноуровневого обучения иностранному языку независимое тестирование позволяет:

  • сопоставить ожидаемое в соответствии с программой и учебным планом и реально достигаемое качество обученности, что дает возможность по полученным данным диагностировать не только степень сформированности и параметры коммуникативной компетенции учащихся, но и анализировать и оценивать учебный процесс в целом;
  • обеспечить прогноз для выбора программы обучения и соответствующего программно-методического сопровождения;
  • подготовить преподавателей учебных заведений к осуществлению самоаудита с целью оценки качества обученности в области ИЯ, необходимого в связи с аттестацией и самоаттестацией учебного заведения и отдельных преподавателей;
  • определить зоны трудности отдельных учащихся для составления индивидуальной дополнительной программы;
  • определить общий уровень знаний учащихся класса и зон трудностей для подбора программно-методических и дидактических материалов.

Современные стандарты языкового образования носят комплексный характер. Они определяют систему требований к уровню обученности учащегося с учетом различных форм устного и письменного ино-язычного общения, коммуникативного качества речевых действий, а также определенного уровня социокультурных знаний.

В практике обучения английскому языку как ино-странному широкое распространение получили различные варианты международных экзаменов, в том числе британские экзамены по английскому языку. Одним из самых массовых британских экзаменов является экзамен PITMAN. Его массовый характер и широкое распространение объясняется целым рядом причин, в частности, следующими:

1) материалы экзамена обеспечивают уровневый контроль и оценку основных параметров владения английским языком (коммуникативное качество умений устного и письменного общения, степень сформированности лексико-грамматических навыков, а также определенные социокультурные знания)*;

2) экзамен PITMAN предоставляет материалы в рамках международно принятой системы уровней владения английским языком и уровневой аттестации в области английского языка;

3) материалы и задания имеют аутентичный характер и функциональную направленность;

4) данный экзамен лицензирован Министерством Образования Великобритании и признается более чем в 84 странах;

5) форма экзамена удобна — это письменный экзамен, который длится не более 2,5 часов (существует устный экзамен, он проводится отдельно от письменного, для практических целей достаточно сдать письменный экзамен);

6) результаты экзамена не имеют ограничения срока действия;

7) существуют варианты экзамена для детей от 9 до 14 лет и взрослых.

Анализ материалов экзамена PITMAN в сопоставлении с предлагаемой в государственных требованиях к владению английским языком общей моделью уровневого контроля, образцами тестов и критериями оценки уровня владения английским языком показывает:

  • соответствие концептуальной направленности на коммуникативную оценку иноязычного речевого общения и качества речевых действий в продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (чтение, аудирование) видах речевой деятельности;
  • соответствие в целом выделенных объектов контроля и основных используемых технологий для их проверки, а также критериев оценки владения английским языком;
  • корреляцию по основным параметрам уровневой спецификации с принятой системой уровней и направленность на проверку определенного уровня владения английским языком в целом и уровня коммуникативной компетенции в отдельных видах иноязычной речевой деятельности.

Имеющиеся отличия в некоторых особенностях материалов экзамена PITMAN, прежде всего, их большая прагматическая направленность и функциональный характер моделируемых ситуаций речевого общения, функциональная направленность заданий и материалов теста, позволяет осуществлять контроль владения изучаемым языком в условиях, максимально приближенных к реальным, к решению реальных функциональных задач межкультурного общения.

Надежность материалов экзамена PITMAN, под-твержденная широким опытом их использования, их стандартизированный характер, с одной стороны, и их корреляция с требованиями к контролю и оценки уровня владения английским языком, установленными Российским государственным стандартом, с другой, дает основание считать возможным их использование в качестве экзаменационных материалов по английскому языку на различных уровнях/этапах системы школьного языкового образования.

Экзаменационный и Методический Совет «РЕЛОД» подготовил и апробировал в ходе мониторинга качества обученности по английскому языку (в 34 городах РФ, 1999 г.) в качестве экспериментальных материалов уровневые тесты по английскому языку, составленных на основе тестов экзамена PITMAN для базового, повышенного и высокого уровней владения английским языком. Результаты тестирования показали в целом корреляцию фактического уровня обученности по английскому языку у учащихся на рубежных этапах обучения с соответственно базовым, повышенным и высоким уровнями владения английским языком. При этом материалы тестов обеспечивают достаточно стабильные результаты в различных регионах РФ, что свидетельствует об их надежности и возможности их использования в качестве экзаменационной формы в целях проверки фактического уровня сформированности коммуникативных умений и навыков в области английского языка.

Тестирование в целях мониторинга качества обученности по английскому языку необходимо проводить регулярно в качестве формы переходного экзамена:

  • как итоговый контроль на рубежных этапах обучения (начальный, средний, старший, профильно-ориентированный),
  • как ежегодный контроль после определенного количества часов учебного плана.

В отличие от промежуточного контроля, который направлен на оценку результатов работы учащихся по определенным уровневым материалам (в современных УМК предусмотрены тесты достижения — Achievement\Progress tests), итоговое тестирование носит уровневый характер и направлено на контроль и оценку уровня владения изучаемым языком.

*Учебные стандарты школ России/ Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандорова. — М., 1998.

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети