Мы должны учиться друг у друга

Школьные администраторы из 20 стран мира из 71 школы и других организаций, связанных с образованием, собрались в четвертый раз на форум в г. Диафилд, штат Массачусетс, США, чтобы поделиться с коллегами педагогическим опытом в области экологического образования школьников.

Сразу хочу пояснить, что мое участие в конференции было обеспечено поддержкой Американского Совета Преподавателей Русского Языка (АСПРЯЛ) и стипендией Ассоциации «Глобальные Связи» в результате конкурса, объявленного Американским Советом.

Участникам конференции была предоставлена возможность познакомиться с различными подходами, методами и формами организации экологического образования школьников в учебных заведениях разных типов: общеобразовательных государственных и частных школах, колледжах, общеобразовательных школах разных религиозных конфессий. В Вашингтоне делегаты посетили главные офисы Национального Географического Общества США и Ассоциации Независимых Школ, где познакомились с основными принципами и подходами экологического воспитания школьников, которое доминирует в такой образовательной области, как «Граждановедение». Конкретные формы, методы и даже некоторые авторские технологии были продемонстрированы в ходе семинаров и «круглых столов» в экологических образовательных центрах и экологических фондах и других организациях. Подробно с этой информацией можно ознакомиться на Web-страничках этих организаций: National Wildlife Federation (www.nwf.org), Chesapeake Bay Foundation (www.cbf.org), Arlington Echo Outdoor Education Center (www.aacps.org/aacps/arlecho/home.htm), Earthwatch Institute (www.earthwatch.org), National Association Of Independent Schools (www.nais.org).

Для реализации цели и решения задач, рассмотренных на этом форуме, в общей сложности было прочитано двадцать пять исключительно информативных и практически ориентированных доклада, организовано посещение четырех экологических образовательных центров и одной презентации стендовых докладов.

На мой взгляд, все мероприятия конференции продемонстрировали, что педагоги во всех странах следуют одинаковым принципам и используют те же педагогические подходы к организации экологического образования, что и в российской школе: личностно-ориентированный, мотивационный, интегративный, коммуникативный, аспектно-уровневый (термин мой. — А.С. Несветайло), креативный, познавательный, сравнительно-аналитический и кросс-культурный. Зарубежные учителя хорошо владеют интерактивными методами обучения: организация работы с учащимися в малых дискуссионных группах, дебаты, драматизация и др. Педагоги готовы к обмену опытом и программами, взаимному обмену учащимися и учителями. Все стендовые доклады показали, что школы хорошо оборудованы для организации экологического образования учащихся, имеют специально подготовленный небольшой штат преподавателей и хорошо разработанные программы и интегрированные курсы по экологическому образованию школьников всех возрастных групп, которые успешно внедрены в учебный план школ, работающих совместно с автономными экологическими центрами.

Анна Самуиловна Несветайло с 1995 года активно отрудничает с кафедрой гуманитарного образования. Ею подготовлено и опубликовано немало научных статей по проблеме творческого освоения полиязыкового пространства. Всё это позволяет ей поддерживать прочные связи с зарубежными коллегами.

В формате стендового доклада об опыте российских школ, особенно сибирских, я сделала акцент на вопросы экологического образования на уроках английского языка, на использование в учебном процессе интегрированных курсов и на межпредметную внеаудиторную деятельность. Информацию по сибирским школам предоставили Красноярский Центр «Сотрудничество» (www.kccp.krsk.infotel.ru), общественная организация ЕСНО, inc. (ECHO@mail.nsk.ru), занимающаяся вопросами образования, и выпускник программы «Партнерство в Образовании» (АСПРЯЛ) 1998 года Галина Ермолина (сш. 204 г. Новосибирска) — материалы по организации экологического образования в Чойском районе, Республика Алтай.

Стендовый доклад, отражающий опыт работы российских школ, носил характер обобщенной презентации в печатных и фотодокументах по организационным формам работы учителей английского языка в рамках экологического образования учащихся средствами иностранного языка: Базелюк Т.А., Бессмельцевой В.Б., Иванушкиной С.А., Курловой Т.А., Мальцевой Л.А. и Несветайло А.С.(сш. 204 г. Новосибирска), информационная справка по движению «Сибирские Общественно-Активные Школы». В экспозиции был также представлен материал по Санкт-Петербургу (Шилова Ирина, сш. 307 г. Санкт-Петербурга) и Украине. Делегатом от Украины была Лариса Олеференко, директор сш.10 г. Измаил. В ходе презентации и индивидуального знакомства с экспозицией особое внимание и интерес участники конференции проявили к проектной и исследовательской деятельности учащихся, дебатам, а также к поэтическим переводам и стихосложению на английском языке, в которых дети высказывают личностное отношение к локальным и глобальным проблемам экологии и природы в целом.

Предоставленный Красноярским Центром «Сотрудничество» материал по итогам Межрегиональной Сибирской «Весенней Недели Добра» 1999 и 2000 годов подчеркнул глубину понимания педагогами актуальности детской благотворительной деятельности и большой вклад в решение локальных социальных проблем.

На мой взгляд, Международная конференция «Глобальные Связи IV» решила все организационные и содержательные задачи, направленные на реализацию главной цели. Все участники получили большое количество материалов, необходимых школьным администраторам и учителям-практикам для организации учебного процесса. В ходе конструктивного обсуждения актуальных вопросов экологического образования рождались новые идеи и намечались новые планы по их реализации.

В результате плодотворной совместной работы со всеми делегатами оргкомитет конференции в составе: Эрик Видмер, директор, Диафилд Академия, Изобел и Питер Пелам, Ассоциация «Глобальные Связи», Марта Лимен и Малком Маккензи, сопредседатели, и Дженет Роджерс, координатор, подготовили Декларацию, единогласно принятую участниками конференции.

Global Connections IV
Deerfield Declaration on Education for
Sustainable Development
Deerfield USA
June, 2000

Preamble:

We, the delegates of the fourth meeting of Global Connections, have gathered at Deerfield in the United States of America to explore ways by which schools-educators and learners-can contribute to the attainment of sustainable development at local, national and global levels.

......................................................

Having shared our experiences and realities on the theme of environmentalism, we make the following statement as a guiding set of principles for our educational endeavors, and for presentation to our constituencies, societies and the world community: We, the delegates-

1 Are committed to promoting holistic and integrated educational experiences, which invite and celebrate curiosity, discovery and a sense of awe, within both formal curricular as well as a wide range of informal learning opportunities. We undertake, through regular dialogue, contact, exchange and intellectual endeavor, to maintain a consistent and vocal position on the responsibility we bear, to champion and promote process, practices and attitudes which will ensure sustainable development as understood by our respective communities.

2............................................................... We respect the right of other species to exist and to share in the Earth’s wealth even as we pursue our desire to improve the quality of our lives and develop as societies and endeavors.

3............................................................... In this respect, we acknowledge the critical role that education plays in broadening understanding, promoting peace, respect and humility, instilling spirituality, and shaping sustainable patterns and practices of consumption and positive, sensitive values and lifestyles.

4. Recognize the indivisibility of our world: we are one Earth community, different but interdependent.

5. We honor the wealth of knowledge, lore and wisdom of indigenous people who have long understood the concept of environmental sustainability. They teach us that we belong to Earth, rather than that Earth belongs to us.

6............................................................... We are determined to match our words with actions.

(Декларация печатается в сокращенном варианте.)

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети