Прикладное искусство народаЗанятия прикладным искусством имеют глубокие исторические корни. В развитых европейских странах «умение творить руками» особо престижно. В Японии к таким людям относятся с особым почтением. И у нас на Руси девочек 5—6 лет уже учили прясть, а старших — плести кружева на коклюшках. Долгими зимними вечерами при свете лучины девушки осваивали многообразные виды искусства. Каждая рукодельница знала, что по ее умениям, навыкам, таланту судили о том, какой она будет хозяйкой, хранительницей семейного очага. В народном искусстве как-то необычно по-доброму открывалась душа и характер русского народа, его идеи и мечты, его история. Тогучинский Центр развития творчества детей и юношества, его методическая служба считает, что сегодня, когда нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Только подлинная русская культура с ее традициями может противостоять тому суррогату, который сегодня в обилии преподносится под видом народного творчества. Для нас каждый ребенок — личность, неповторимая индивидуальность. Поэтому очень важно помочь ребенку проявиться, открыть в себе творческие способности, адаптироваться не только в прикладном искусстве, но и в конкретной ситуации общения и просто в повседневной жизни. Предлагаемый вашему вниманию материал — один из сценариев традиционных районных праздников-конкурсов, один из шагов нашей работы. Из года в год растет число желающих в ней участвовать. Ведь это возможность процесс познания перевести в деятельность, более глубоко изучить и приобщиться к истокам народной традиционной культуры, создать условия для самореализации, адаптации к жизни в обществе, удовлетворить потребности в самоутверждении. Сценарий праздника ''Мисс Очарование кукла'' Рекомендации по подготовке и проведению праздника «Мисс Очарование — кукла» 1. При подготовке и проведении данного праздника участницам предложено провести конкурс на самый оригинальный головной убор, выполненный из любых материалов (сшитые, связанные, из нетрадиционных материалов и т.д.). Выбор вида изделия зависит от многих факторов: возраст, цель, уровень умственных способностей, наличие материалов, назначение изделия и др. 2. Разработать критерии оценок:
3. Провести репетицию демонстрации моделей: походка, жесты, время пребывания на сцене. Комментатору помочь составить текст для представления модели, подобрать соответствующую музыку. 4. По возможности приготовить призы для вручения за лучшую модель. Можно организовать чаепитие. Звучит песня «Куклы» в исполнении группы «Иванушки». Танцевальная группа исполняет танец кукол. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть вас вновь на нашем празднике. Конечно вы догадались, почему нашу встречу открыла эта песня. Да, сегодня у нас праздник ваших кукол. У многих из вас были, а у кого-то и сейчас есть куклы, да еще и не одна. Наверное, они знают все ваши секреты. Какие они разные, красивые, такие непохожие. К сегодняшнему празднику готовились многие участницы. И мы начинаем с ними знакомство. Представляются все участницы. Чьи руки создали первую в мире куклу? Этого никто не знает, да и не может знать. Кукла — один из самых первых «спутников» человека! Она появилась, вероятно, еще в доисторические времена. Когда были дети, тогда были и куклы. И вполне возможно, что первые куклы были придуманы не взрослыми, а детьми. И сделаны из естественных вещей таких, как камни и палки. Индейские дети пользовались куском дерева с утолщением вместо головы. Дети персов играли куклами, свернутыми из ткани, с нарисованным на ней лицом. Древние египтяне делали кукол из дерева и украшали бусами. Древние греки тоже имели интересные куклы. У них были хорошо оформленные головы, а руки и ноги двигались при помощи веревок. Дети эскимосов играют с куклами, вырезанными из слоновой кости. Дети Мексики — с куклами, сделанными из обожженной глины. Исламской девушке, выходящей замуж, нередко дарили красиво наряженную куклу, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем иной. Как видите, у каждого народа свои куклы, свои обычаи. Но жизнь не стоит на месте. Сегодня у нас есть куклы, которые ходят, говорят, кричат. Сейчас мы предлагаем вам в исполнении фольклорного коллектива песню кукол. Встречаем. (Песню см. в приложении.) Представляем умнейшее, честнейшее жюри: ... (поименное представление). Наши девушки готовились к празднику — шили не только для кукол, а изготавливали шляпы. Мы приглашаем вас на парад мод. Сегодня участницы демон-стрируют шляпы. Мы их с вами посмотрим, жюри оценит. Болельщиков прошу не жалеть своих ладоней и от души хлопать. Показ шляп, оценка членами жюри. Мы с вами увидели различные направления моды в таком виде одежды, как шляпа. Кроме того, что мода очень серьезна, она еще и необъятна. Ведь существует мода буквально на все: на одежду, на мебель, на прически, картины, книги и даже мода на собак и кошек. Слово «мода» — это французское слово, что означает «мера, образ, способ». Не секрет, что большую роль в костюме юношей и девушек играют такие аксессуары, как шарф, перчатки, косынка, сумка. Мы предлагаем болельщикам показать несколько способов использования легкого широкого шарфа: а) как головной убор; б) как шарф. (Выполнение задания.) Мы приглашаем вас на очередной конкурс — шоу-парад моделей. Перед вами — бальные платья. Показ бальных платьев и оценка членами жюри. Спасибо, наши участницы! Пока они немного отдохнут и подготовятся к следующему конкурсу — показу новогодних костюмов, мы с болельщиками проведем несколько игр. Первая игра «Счастливое место». Вторая игра — всем известное выражение «Все течет, все изменяется». К моде это имеет самое непосредственное отношение. Какой вы представляете себе моду будущего? Я приглашаю сюда 5 человек. Вот вам бумага, краски... Выполнение задания. В быту русской деревни еще в первые десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной. Она была в каждой крестьянской семье, а в некоторых избах их было до сотни. Да, и что удивительного: таких кукол дети начинали вертеть с пяти лет! Свертывали в скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой — и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно было «рядить». Обязательно пришивали кукле маленькую кудельную, либо волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием. Знали, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве будущей хозяйки. Конкурс «Смастери куклу». Участвуют 3 чел. Пока наши участники мастерят куклу, самую простейшую, для вас поет фольклорный коллектив. Исполнение песни. Итак, готовы работы у ваших художников, покажите их зрителям и жюри. Готовы и куклы у наших участниц. Спасибо за участие в конкурсе. А мы с вами продолжаем знакомство с направлениями моды, и перед вами — коллекция новогодних костюмов. Новый год мы встречали не так давно, но он, наверное не ошибусь, — один из лучших праздников в году с его сюрпризами, загадочностью, и его мы ждем постоянно. Встречаем новогодние костюмы. Показ новогодних костюмов и оценка членами жюри. Каждый модельер, работая над новой моделью, хочет создать определенный образ. Насколько вы владеете этим искусством, покажет следующий конкурс. Я приглашаю ко мне двоих участников. Задание: создать методом наколки из ткани нарядное вечернее платье под девизом «Шехерезада» и «Кармен». Выполнение задания. Пока наши участники выполняют задание, мы с вами попоем. И давайте вспомним песни о куклах. Пение песен залом. Итак, модели готовы. Пожалуйста, покажите их нам. Следующий конкурс мы назвали «Русичи». Это название не случайно, потому что сейчас девушки-участницы будут показывать русский народный костюм. Встречаем наших участниц. Показ моделей и их оценка. Пока жюри подводит окончательные итоги, для вас в исполнении фольклорного коллектива звучат частушки о куклах. (Частушки см. в приложении.) Вот уже жюри подвело итоги, но перед тем, как дать ему слово, я бы хотела узнать мнение болельщиков о празднике и кто из участниц больше понравился? Ответы болельщиков. Слово жюри. Награждение призами. Ведущий: Песня кукол Частушки Ставьте ушки на макушки, Барби ехали в Россию Как по Невскому пошли, Сколько звездочек на небе, Что, кукушка, не кукуешь? Девяносто песен знаю, Оденет Барби бело платье, Надоело нам учиться, Ох, топни нога, Запрягла я кошку в дрожки, У кого какая Барби, Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |