Возьми на заметку Наследие С.А. Шмакова — неиссякаемый источник идей, советов, творчества для всех, кто работает с детьми.
Представляем его идеи, подсказки к теме «Народные истоки» (С.А. Шмаков «Лето», Москва, 1993 г.). Думаем, что организаторам летнего отдыха детей эти подсказки помогут, вдохновят, дадут пищу для размышления. Возвращение к народным истокам Оглянитесь вокруг себя. Дети бегают по лагерю в импортной одежде, радиоузел лагеря передает модные песенки на чужом языке. Дети повально жуют «жувачку», сделанную за океаном. На дискотеках все танцуют в основном под чужие ритмы. Да и ребят наших родители до сих пор называют Анжеликами и Эдуардами... — Ребята, кто из вас назовет имя, отчество и фамилию невесты вашего дедушки? — спрашивает вожатый. Дети недоуменно молчат. — А кем были ваши прадедушки и прабабушки? Это уже совсем для них непонятный вопрос. Кто мы, откуда мы, где и в чем наши корни? Истоки любви к национальному наследию предков начинают высыхать там, где кладбища заросли Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства. Лето — особая пора. Нам всем необходимо вернуть детей прежде всего к Природе (да, да с большой буквы). Ибо Россия — самая природная страна в мире. Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. Попробуйте вместе с ребятами летом вспомнить, увидеть все значительные Символы Памяти, расположенные на землях, где стоит ваш детский лагерь, где пойдете походами. Не поленитесь добыть краску, известку, чтобы привести их в порядок. Не поленитесь рассказать ребятам о Законе об охране памятников старины. А если сможете, свозите своих питомцев в святые места Памяти и покажите им все, что требует человеческого уважения. Сегодня все начинают осознавать, что история иногда делает неуклюжие попытки зачеркнуть свою память. Однако общество в своем поступательном движении все время оглядывается на прошлое, вскрывает все то, что было зачеркнуто или было забыто. И детям, и нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти, вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Это возродившееся стремление необходимо разумно подпитать. Каждый день недели на Руси имел свою смысловую нагрузку. Например, каждый четверг в селах собирали девочек-подростков и обучали их материнскому делу. В этот день девочки поучаствуют в конкурсе «дочки—матери». Сошьют куклам одежду, покажут умение правильно обращаться с куклой, уложить ее спать, спеть народную колыбельную песню. А суббота на Руси всегда, к примеру, была днем русской бани. Творческих дел, обращенных к русским истокам, много. Назовем наиболее популярные в летних лагерях модели работы: «Город русских мастеров», День русского гостеприимства, Русская ярмарка, Русские игрища, День русской сказки, День русской игрушки; конкурсы «Русская коса», «Ни богу свечка, ни черту кочерга», «Русские обряды»; праздники «Русь изначальная», «Русское колесо», «Ярило» (праздник Солнца), «Русские богатыри» и т.п. 1. РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ. Посиделки как форма общения людей помогают понять и на себе испытать прелесть русского фольклора: народной песни, частушки, мудрость загадок, очарование народной сказки, былины. На посиделки можно взять с собой рукоделие, вязание; можно заварить чай и посушить к чаю сухарики. Специальных ведущих здесь может не быть, но какие-то заводилы необходимы. Не имеет значения, кто первый заведет песню, начнет сказку с продолжением, будет задавать участникам вопросы. Программа посиделок рождается как бы сама собой, импровизированно, как это и было когда-то. Но каждый из ребят придумал для посиделок что-то свое личное — «свой фасон». Атмосфера свободы суждений, разговора, отсутствие «сценария», официальных ведущих вызовут общий интерес и желание включиться в творческое общение. На посиделки можно принести семечки, ягоды, лесные орехи. Отряд — семья. В этой семье можно поиграть в «родню». Кто-то из ребят будет «дедом» и «бабушкой», кто-то «отцом» и «матерью», кто-то возьмет роли детей и внуков. Кто-то станет «сватом» или «сватьей», «снохой» или «золовкой», «кумом» или «кумой», «свояком» или «свояченицей», «кузеном» или «кузиной». Каждый член «семьи» ведет себя соответственно выбранной роли. Посиделки или вечёрка, или семечник — это стимул для народной творческой программы. Здесь можно продемонстрировать «сочиненные» сарафаны, кокошники, банты в косах, русские юбки с украшениями; здесь место русской «матане», русскому переплясу; здесь можно провести конкурс русских матрешек, этаких живых, больших кукол, — словом, программа посиделок может быть произвольной, но приближенной к быту и культуре нашего народа. 2. ПРАЗДНИК РУССКОГО ХОРОВОДА. Хоровод — буквально, русская народная игра — движение по кругу с пением и пляской, вообще цепь вставших по кругу людей — участников общей забавы. Известны хороводы обрядовые и не обрядовые, игровые и плясовые, круговые и не круговые. Формы движения ребят в хороводе — это круг, полукруг, шеренга, цепочка, спираль. 3. РУССКИЕ ЕДИНОБОРСТВА. Сегодня много пишут о засилии восточных видов борьбы. С языка мальчишек не сходят понятия «каратэ», «кунг-фу», «таэк-вондо», «ушу», «кеокусинкай». И мало кто понимает, что эти восточные виды борьбы противоестественны русской природе человека, чужды не только психологически, но и физиологически. Мы не хотим преуменьшить их значение и популярность. Мы хотим обратить внимание на свои национальные виды рукопашной борьбы. Понятно, обучить им или хотя бы ознакомить могут лишь специалисты. Пусть знают все детские работники, что существуют приемы-«убийцы». Для того чтобы русский стиль единоборства стал безопасным видом спорта, доступным каждому мальчишке, следует для начала обратиться к народным силовым забавам. Русские единоборства, по сути своей, лишены физических конфликтов, хотя когда-то русского национального рукопашного боя вороги боялись как огня. Крылатое суворовское выражение «пуля — дура, штык — молодец» отражает тактическую задачу воинов перейти к рукопашной и победить. Назовем несколько видов русского единоборства. Проведите их с ребятами в лагере. 4. «ЖИВИ, РОДНИК!». Можно по-старому назвать это «операцией», можно — «акцией». Лучше — добрым делом. И суть его проста: надо найти и любовно обложить камушками все родники в округе. Заодно «помочь» муравейникам, малым речушкам, русскому лесу. Достаточно «нырнуть» в лес, выйти к речке и станет понятным, что надо сделать для родной российской природы. 5. ДЕНЬ РУССКОЙ САМОДЕЛЬНОЙ ИГРУШКИ. Русская игрушка стара, как мир. Игрушку делали руки взрослых и руки детей. Материалом для нее были глина и кора деревьев, солома и перья птиц, веревки и лесной материал (шишки, сучки деревьев и кустарников, желуди и орехи, наросты и корни). Проведите летом День самодельной игрушки. Дети — люди рукастые. Им надо показать образцы или рисунки глиняных петушков, лошадок, птиц, свистулек, трубочек, дудочек, научить делать свистки и свирельки, тросточки и предметы кухонного быта, куклы и маски. Как доносят до нас летописцы истории, у многих детей давних-давних лет было мало игрушек. Их часто заменяли бытовые предметы: спички, катушки от ниток, соломка, тряпочки. Дети умели вдохнуть в эти неодушевленные предметы жизнь. Наша повседневность с ее торопливостью ставит детей перед необходимостью экономно организовывать свою жизнь. Мышление ребят и фантастично, и практично. Народные забавы «РУССКАЯ МЕТЛА». Обыкновенную метлу можно бросать как копье на дальность или точность попадания в круг. Верхом на метле можно бегать («ездить») наперегонки. Оседлав метлу, надо пробежать мимо городков (иных предметов), как в слаломе, не задев их, и в самое короткое время. Сбитый городок — штрафное очко. Верхом на метлах можно играть в футбол («Веселый футбол»). Можно провести «Веселые старты», где метла будет главным атрибутом всех конкурсов. «РУССКИЕ ХОДУЛИ». Ходули веками были обязательным аксессуаром всех празднеств. На ходулях можно ходить, бегать, плясать. Ходули могут быть главным атрибутом эстафеты. Ходули могут быть высокими и низкими. На ходулях можно даже сыграть в футбол; естественно, таймы должны быть короткими (5—10 минут). Помимо высоких ходуль существуют низенькие, их называют ходули-столбоходы. Сделать их совсем несложно. Не очень толстое бревнышко распиливают на чурбачки, высотой примерно 270 мм (для малышей достаточна высота 150—200 мм). Чурбачки просверливают под «уздечку» (веревочку) в верхней части. Чтобы можно было менять длину «уздечки» (она зависит от роста соревнующихся), соедините концы пряжкой, как у ремня. Когда-то на Руси проводилось такое соревнование: на земле (можно на асфальте) чертятся кружки чуть больше диаметра столбоходов. Из этих кружков составляется дорожка, конфигурация которой может быть простой или сложной. На этой дорожке расставляют невысокие и легкие препятствия из пенопласта, пластмассы, дерева, поролона. Состязающиеся (их двое, трое, четверо) должны быстро пройти дистанцию, ступая по намеченным кругам и не задевая препятствия. Кто заденет, получает штрафное очко. Со столбоходов нельзя соскакивать. Здесь важно работать руками, натягивая «уздечку», и ногами, двигая их вместе со столбоходами. Игру эту по желанию можно усложнить любыми новыми правилами. РУССКИЙ ЛЕВША. Вообще-то его называют «тульский левша», но это детали. Вечер, час, мастерскую «русского левши» стоит попробовать провести, и пусть ребята представят свои особые, «левшовские», изделия: лесные тросточки, миниатюрные сувениры, сделанные из соломки, коры, глины. Интересны изделия, собранные и помещенные в бутылки (кораблик, кукла, блоха). Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |