Система М. Монтессори: гуманистическая социализация дошкольников

 Современное образовательное пространство стремительно развивается и расширяется. Включенными в него оказываются уже практически все поколения, начиная с дошкольников и заканчивая пенсионерами. Это связано с переходом из промышленной в научно-техническую стадию цивилизации. Современная подготовка будущего члена общества уже не ограничивается механической передачей фиксированного набора знаний и умений, а переходит на принципиально иной уровень полноценного развития и саморазвития личности в соответствии с теми внутренними стратегиями деятельности и мышления, которые характерны и являются наиболее успешными именно для данного человека. Это требует изменения обучающих и воспитательных методов и средств, используемых для работы с детьми. Особую роль здесь занимает единство воспитательных и обучающих технологий.

Практика показывает, что преимущественно дети, достигающие 3-летнего возраста, направляются родителями в детские дошкольные заведения, где они и проходят первые стадии социализации, обучения и воспитания. Это приводит к идее о необходимости внедрения систем дошкольного образования, которые решали бы возможности дошкольного обучения и воспитания детей от 3 до 6 лет, ставя значительный акцент на ценностно-нравственном развитии личности дошкольника. В этот период дети наиболее адаптивны к внешним изменениям и активно интериоризируют ценности и нормы той педагогической системы, в которую попадают.

В качестве такой системы мы рассматриваем систему дошкольного развития М. Монтессори.

Система деятельности Монтессори-Центра осуществляется с учетом следующих общепедагогических принципов:

  • личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей ценностью, признание и учет уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к ребенку как субъекту собственного развития;
  • опора на сознание и бессознательную сферу психики ребенка: осуществляется опора не только на вербальный аспект развития, но и на создание развивающих ситуаций и подготовленного окружения, активизирующих деятельность бессознательных механизмов развития — бессознательное накопление, скачкообразный темп развития и т.д.;
  • природосообразность обучения и воспитания: учет возрастных особенностей при формировании мотивационно-потребностной сферы учения у дошкольников и формирования психологической готовности к школе; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития; изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств дошкольников в общей структуре возрастных проявлений;
  • культуросообразность воспитания;
  • дихотомический подход в воспитании: сочетание свободы и дисциплины, событийности и повседневности, традиций и инноваций, любви и требовательности к детям;
  • гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению и особенностям поведения детей, внимание, а не опека, по отношению к ним, принятие правил поведения в группе, умение отличать добро и зло, психологическое сопровождение индивидуального темпа развития ребенка, создание психологического климата, благоприятного для развития детей;
  • учет влияния окружающей среды через взаимодействие с семьями учащихся;
  • эстетизация среды через включение в обстановку материалов Монтессори, а также современных ярких развивающих и методических материалов, соответствующих основным принципам построения материалов Монтессори;
  • гуманитаризация воспитания и образования через приобщение ребенка с раннего детства к культуре общества, развитие планетарного сознания, отношения к планете как общему дому.

Система Монтессори представляет собой концепцию и технологию воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Однако наибольшую популярность и распространение во всем мире получила та ее часть, которая рассчитана на детей от 3 до 6 лет. Она считается наиболее эффективной, теоретически обоснованной и проработанной с дидактической точки зрения.

Работа по системе Монтессори составляет ту часть программ деятельности учреждения, которая касается психического, сенсомоторного и интеллектуального развития ребенка. Здесь она наиболее эффективна и имеет бесспорные преимущества.

Недирективность системы Монтессори выражается, прежде всего, в том, что она исходит из основных возрастных потребностей детей и предоставляет возможность для их свободной реализации с помощью специально разработанного дидактического материала и соответствующих технологий. Хотя система Монтессори приоритетно является продуктом эмпирического опыта, сама автор и ее последователи выдвинули ряд теоретических положений, которые, большей частью, согласуются с современными взглядами на психическое развитие ребенка. Также, современные представления о возрастном психическом развитии и обучении ребенка полностью обосновывают те изменения, которые происходят с ребенком в процессе обучения и развития по методу М. Монтессори.

Основной акцент исследователи творчества М. Монтессори делают на описании ее методов работы с дидактическими материалами. Для нас наибольшую важность и значимость имеют те психолого-педагогические положения, которые обосновывают и объясняют результаты деятельности этой системы.

По М. Монтессори, в центре системы стоит сам ребенок с его внутренними врожденными свойствами, потребностями онтогенеза, тенденциями развития.

Литература

  1. Андрианова Н., Евтишина М. О развитии методики Монтессори // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 117-120.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - 448 с.
  3. Кеда Е., Пасс Ю. Метод М. Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С. 38-39.
  4. Монтессори М. Дом ребенка. - М., 1998. - 115 с.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети