Система М. Монтессори: гуманистическая социализация дошкольников Современное образовательное пространство стремительно развивается и расширяется. Включенными в него оказываются уже практически все поколения, начиная с дошкольников и заканчивая пенсионерами. Это связано с переходом из промышленной в научно-техническую стадию цивилизации. Современная подготовка будущего члена общества уже не ограничивается механической передачей фиксированного набора знаний и умений, а переходит на принципиально иной уровень полноценного развития и саморазвития личности в соответствии с теми внутренними стратегиями деятельности и мышления, которые характерны и являются наиболее успешными именно для данного человека. Это требует изменения обучающих и воспитательных методов и средств, используемых для работы с детьми. Особую роль здесь занимает единство воспитательных и обучающих технологий.
Практика показывает, что преимущественно дети, достигающие 3-летнего возраста, направляются родителями в детские дошкольные заведения, где они и проходят первые стадии социализации, обучения и воспитания. Это приводит к идее о необходимости внедрения систем дошкольного образования, которые решали бы возможности дошкольного обучения и воспитания детей от 3 до 6 лет, ставя значительный акцент на ценностно-нравственном развитии личности дошкольника. В этот период дети наиболее адаптивны к внешним изменениям и активно интериоризируют ценности и нормы той педагогической системы, в которую попадают. В качестве такой системы мы рассматриваем систему дошкольного развития М. Монтессори. Система деятельности Монтессори-Центра осуществляется с учетом следующих общепедагогических принципов:
Система Монтессори представляет собой концепцию и технологию воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Однако наибольшую популярность и распространение во всем мире получила та ее часть, которая рассчитана на детей от 3 до 6 лет. Она считается наиболее эффективной, теоретически обоснованной и проработанной с дидактической точки зрения. Работа по системе Монтессори составляет ту часть программ деятельности учреждения, которая касается психического, сенсомоторного и интеллектуального развития ребенка. Здесь она наиболее эффективна и имеет бесспорные преимущества. Недирективность системы Монтессори выражается, прежде всего, в том, что она исходит из основных возрастных потребностей детей и предоставляет возможность для их свободной реализации с помощью специально разработанного дидактического материала и соответствующих технологий. Хотя система Монтессори приоритетно является продуктом эмпирического опыта, сама автор и ее последователи выдвинули ряд теоретических положений, которые, большей частью, согласуются с современными взглядами на психическое развитие ребенка. Также, современные представления о возрастном психическом развитии и обучении ребенка полностью обосновывают те изменения, которые происходят с ребенком в процессе обучения и развития по методу М. Монтессори. Основной акцент исследователи творчества М. Монтессори делают на описании ее методов работы с дидактическими материалами. Для нас наибольшую важность и значимость имеют те психолого-педагогические положения, которые обосновывают и объясняют результаты деятельности этой системы. По М. Монтессори, в центре системы стоит сам ребенок с его внутренними врожденными свойствами, потребностями онтогенеза, тенденциями развития. Литература
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |