Интеллектуальная игра «На суше и на море» Методический комментарий
Для ребят 6—10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ, любознательность, конкретность мышления. Их увлекает совместная деятельность, они легко выполняют поручения и далеко не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Все эти особенности мы учитывали при составлении игры «На суше и на море». Неудачи вызывают у ребят этого возраста резкую потерю интереса к делу, а успех — эмоциональный подъем, поэтому игровые задачи выполняют все команды до конца. Познавательная активность «подогревается» незнакомой информацией в вопросах. Синтезируя несколько данных, даже не зная правильного ответа, можно делать верные логические выводы. Например: вегетарианская пища, огромное ее количество — до 180 кг, ежедневная потребность в 100 литрах воды, раскаленная африканская земля, ямы-колодцы — вся эта информация позволяет узнать главного героя. Конечно, это слон. Догадка подтверждается и рисунком-подсказкой. В конкурсах и игровых паузах ребята не только наращивают личный и коллективный интеллектуальный потенциал, но и реализуют свои творческие возможности. Важно отметить, что и содержание, и форма игры, и различные приемы, используемые в ходе ее проведения (например, различные способы подачи ответов и предъявления задания: сигнальные карточки, квадраты «да—нет», устные ответы, заполнение таблицы), позволяют поддерживать интерес участников на протяжении всей игры. Огромное значение имеет и яркое, красочное, но вместе с тем и логичное оформление карт, дипломов, рисунков. И не важно, что какие-то команды стали победителями, а какие-то — нет, главное, что все участники игры завершили «плавание» успешно и получили в награду Дипломы Настоящих Путешественников. Тип: интеллектуальная игра. Форма: путешествие. Педагогические возможности: способствует развитию коллективного мышления, защите своей точки зрения, расширяет интеллектуальный и творческий потенциал детей, пробуждает интерес к различным областям знаний. Возраст, количество участников: оптимальный возраст участников 8—10 лет; от двух до восьми команд, каждая из которых включает 5—7 человек. Использование: так как игра «На суше и на море» основана на знании растительного и животного мира, она может быть использована как:
Данная игра была проведена в рамках городского марафона младших школьников «Эрудит». Игра — лауреат городского конкурса «После уроков», проводимого НГЦТУ «Юниор». Реквизит, оформление:
Литература:
Желательно использовать аудиокассеты с записью шума моря и различных голосов птиц. План проведения:
Игра длится 1—1,5 часа в зависимости от количества команд. Примерные тексты ведущего к игровым заданиям 1. Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в плавание по Морю Знаний на бригантине. В пути мы будем пересекать проливы, попадем на острова и рифы, нас подхватит муссон, разные животные встретятся нам на пути, но, я думаю, из всей этой круговерти мы выберемся и благополучно причалим вновь к полуострову Загадок в бухте Игры. А теперь слушай мою команду: — Отдать швартовы! (Есть отдать швартовы!) Представление жюри, правила игры. 2. Мы огибаем полуостров Загадок. Задача каждой команды — дать правильный ответ на две загадки, которые предложит вам ведущий. (На подносе — карточки-загадки, предлагаемые путешественникам). 3. Наша бригантина с успехом обогнула полуостров Загадок и входит в пролив Хитроумных. Здесь водится очень много рыбы, и жители островов этого пролива отлично это знают. Однако в своих утверждениях они могут сказать и неправду. Если жители островов, как вам кажется, не лгут, поднимите белый квадрат. Если же вы не согласны с их утверждением — черный. Время на раздумье — 10 секунд. (Каждая фраза начинается словами: «Хитроумные утверждают, что ...».) 4. Никого, ни одну команду не потеряв в проливе, наше судно приблизилось к архипелагу Разноцветных камней. Среди четырех вариантов ответов надо выбрать правильный и показать его цвет на 4-цветной карточке (10 секунд). 5. Миновав успешно архипелаг, приближаемся к острову Робинзона. Высаживаемся на остров — и видим... Да, Робинзон времени даром не терял. Кроме необходимых мер по выживанию, он смог приручить и нескольких животных. Названия их зашифрованы в «Плетенке». Разгадайте! (Конкурс заканчивается, когда большинство команд сдадут ответы жюри.) 6. На острове Непроходимых Джунглей все животные попрятались, завидев наш экипаж. Лишь несколько строк скажет каждый о себе. Догадайтесь, кто это, и напишите цифровое обозначение ответа. (Необходимо до начала этого конкурса проговорить все цифры и обозначенные ими животных.). Пока жюри подводит итоги, звучат правильные ответы. 7. Наше судно устремилось на огромной скорости к Коралловым рифам! Не разбиться бы! Кто первый заполнит таблицу названиями растений и животных на букву «К», тот и победил. 8. Да, на рифах немного пострадала ... команда. Но мы вовремя услышали крик — «Человек за бортом!», бросили спасательные круги — и вот они снова с нами. А паруса нашей бригантины наполнены теплым ветром. Это муссон Диковинных птиц. Они говорящие. Жаль только, что из-за ветра не слышна вся фраза. Попытайтесь придумать ее правильное окончание. 9. Успешно завершено наше плавание по Морю Знаний. Вы доказали свое звание Настоящих Путешественников смекалкой, ловкостью, отличными знаниями флоры и фауны. Мы вернулись в бухту Игр с победами. Слово для подведения итогов и вручения Дипломов Настоящих Путешественников предоставляется жюри. Приложения Практические материалы № 1 Полуостров Загадок
№ 2 Пролив Хитроумных
№ 3 Архипелаг Разноцветных камней
№ 4 Остров Робинзона № 5 Остров Непроходимых Джунглей 1. Я — самый крупный и сильный хищник стран Азии. В России я живу только на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае. Раньше я жил и в Закавказье. Я взят под охрану, охота на меня запрещена. (Тигр) 2. Пища, которую я употребляю, — трава, листья, корни, ветки — малопитательна, поэтому мне необходимо ее много — до 180 кг в день. Вторая проблема — вода. В день мне требуется 100 литров, вот и приходится рыть передними ногами ямы-колодцы в раскаленной африканской земле. (Слон) 3. Сплю я очень мало и стоя, а если ложусь ненадолго, то, изогнув шею, опираюсь головой в землю. Я охотно пасусь с антилопами, зебрами и страусами, им тоже выгодно, чтобы их покой охраняла живая сторожевая вышка. (Жираф) 4. Стаи я терпеть не могу. Живу в одиночку. Ем все подряд — от ягод до детенышей косуль, но чаще всего питаюсь мышатами. В моих норах несколько выходов. Люди за грязную нору называют меня неряхой, но мех мой ценят очень высоко. (Лиса) 5. Я легко приручаюсь. Хорошо чувствую себя под седлом и могу везти груз до 120 кг. Меня можно за-прягать в сани. Длинные ноги позволяют мне передвигаться по бездорожью. Лучшего транспортного средства и не придумаешь. (Лось) 6.Часто меня зовут «речной лошадью», но на лошадь я не похож, правда, могу так же быстро двигаться. Всю жизнь мое стадо проводит в воде, в мелких реках. Нам необходимо, чтоб ноги стояли на дне. Если мы погружаемся на дно, специальные клапаны закрывают ноздри и уши, и вода внутрь них не попадает. (Бегемот) 7. Я часто подстерегаю добычу у водопоя, внезапно хватая ничего не подозревающее животное за голову, ломаю ему шею и утаскиваю в воду. Я могу разделаться даже с такими крупными животными, как буйвол. Когда я поджидаю добычу, то погружаюсь в воду и лишь глаза видны над поверхностью. (Крокодил) № 6 Коралловые рифы № 7 Муссон диковинных птиц
Игровые паузы
...................... КОК 6. Эстафета «Пингвины». Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |