Деловая игра "7Я"

 Игра всегда была неотъемлемой частью жизни детей. Вырастая они продолжают играть в разные игры, но наибольший интерес у повзрослевших детей вызывает та игра, которая приближена к реальным «боевым» условиям. Современный уровень жизни позволяет пользоваться информацией из разных источников, и практически на все вопросы подросток может найти ответ. Но часто бывает так, что время и место, где можно спрашивать и получать ответ, не совпадает с возможностями и желаниями неофита.

Предлагаемая игра позволяет в одном фокусе скрестить потребность, желание и интерес к ряду тем, которые в обыденной жизни нам не встречаются, а когда встречаются, мы, как правило, неготовы действовать, и жизнь берет нас в оборот. Количество тем (игровых станций) зависит от количества играющих и от задач организаторов игры.

Игра направлена на формирование успешных представлений о различных сторонах жизни и на формирование навыков действования в различных сложных ситуациях — маргинальных, криминальных, конфликтных, запретных, опасных. При этом участникам игры необходимо показать не только уровень знаний в той или иной области, но и еще, что немаловажно, суметь договориться между собой, тактично находя компромисс в безвыходной ситуации и проявляя командный дух (teamgeist) и сплоченность.

Участники игры должны за короткое время организоваться в Семьи, состоящие, как правило, из 7 человек (но могут быть и исключения), выбрать фамилию и Главу Семьи, после чего Семья выходит в жизнь и движется по этапам, проходя через разные ситуации, решая их.

Консультант, стоящий на этапе (игровой станции), оценивает работу Семьи по тому, как правильно отвечают ее члены, как быстро они находят решение, как согласуют свои действия друг с другом. Консультантом может быть взрослый человек или ребенок, способный компетентно разбираться в предложенных вопросах. За правильно выполненное задание Семья получает «кирпичик». Чем больше «кирпичиков» набрала Семья на этапах, тем больше будет «дом», который она строит.

Особый интерес в игре представляют «ловушки» — предприятия, структуры, неизвестные люди, которые своими несанкционированными действиями способны нанести моральный и материальный ущерб Семье (см. приложение № 2).

Задача участников игры — за отведенное время набрать как можно большее количество «кирпичиков» для своего «дома», не попав в ловушку.

Число этапов должно быть меньше, чем количество Семей. Таким образом ситуация будет подстегивать участников находить свободные места и быстрее передвигаться между игровыми станциями. Мы имеем опыт проведения игры «7Я» для 700 участников, причем в состав участников входили и взрослые, и дети. Для них было развернуто 45 станций. Время работы на этапе — не более 3 минут.

Цель игры. Формирование у участников игры представлений о способах взаимоотношений между людьми.

Игровой сюжет игры. Семья путешествует в поисках семейного счастья. На ее пути встречается множество реальных семейных проблем, которые необходимо разрешить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия в Семье.

Во время путешествия Семья выстраивает свой символический Семейный Дом из «кирпичиков», которые получает на игровых станциях за правильно найденные решения предложенных проблем (см. приложение № 1).

Принципы формирования команд (Семей):

1. Семья формируется на основе добровольности.

2. В состав Семьи должны входить юноши и девушки (Семья должна быть полноценной).

3. В составе Семьи должны быть распределены роли: глава Семьи, «бабушка», «дедушка», «мать», «дети» (7 человек).

4. Каждая Семья должна придумать себе фамилию и зарегистрироваться в Регистрационной службе.

Этапы игры:

1. Запуск игры (установка на игру; формирование команд — Семей; регистрация Семей; получение маршрутных листов и фундамента будущего «дома»).

2. Работа на маршруте (прохождение Семьей игровых станций ИС посещение Строительных площадок).

3. Работа в Приемной комиссии (сдача маршрутных листов, получение «крыши» построенного «дома»).

4. Пресс-конференция (обсуждение достигнутых результатов).

5. Анализ игры (мнения, предложения по организации и содержанию игры).

Правила игры:

1. Каждую команду (Семью) по маршруту ведет Глава. Он определяет маршрут, выбирает свободные ИС, определяет время посещения Строительной площадки.

2. Прохождение всех ИС на маршруте не обязательно.

3. На ИС работают консультанты. Им дано право задавать ситуацию и оценивать решение. За правильное и оперативное решение Семья получает «кирпичик». Консультант следит за временем выполнения задания.

4. На маршруте организована работа Строительных площадок — станций, на которых можно выкладывать (подклеивать) из «кирпичиков» стены Семейного Дома.

5. Игра для Семьи считается законченной после сдачи маршрутного листа в приемную комиссию. В Приемной комиссии подсчитывается количество заработанных «кирпичиков», оценивается высота построенных стен «дома». Информация о трех Семьях, добившихся наивысших результатов, передается ведущему. Все символические Семейные Дома получают в Приемной комиссии «крышу».

6. Во время пресс-конференции Главы Семей-победителей отвечают на вопросы участников игры.

7. Анализ и подведение итогов игры проводится в виде Свободного микрофона (к микрофону может подойти и высказаться по поводу игры, отдельных ее моментов каждый участник).

По итогам игры Главы Семей получат Домики (см. приложение № 3), построенные их Семьями на маршруте, а все участники игры — символический Домик человеческого счастья с надписью — «Какая погода будет в Вашем Доме, зависит от Вас!».

Сценарии деловой игры "7Я"

Игра начинается в зале, где присутствуют все участники.
На сцене обычная семья смотрит телевизор. Стемнело. Ждут младшего сына Дмитрия.

М а м а. Поздно уже, а Димы нет.

Б а б у ш к а. Да, в последнее время он стал после школы куда-то пропадать.

П а п а. Я вчера видел Нинель Георгиевну, учительницу английского языка, она сказала, что Дима стал хуже учиться, домашние задания не делает.

М а м а. А плеер у него откуда? Отцу третий месяц зарплату не платят, а у него новые вещи.

Б а б у ш к а. А мне вчера конфет принес.

М а м а. Хоть бы не связался с кем.

Д е д у ш к а. Все потому, что родители не занимаются воспитанием сына, уткнутся в телевизор и все. Вот я в его годы ...

Входит Дима.

П а п а. А, явился! Где ты был? Ну-ка, неси дневник.

Д и м а. Работал, машины мыл. Плеер себе купил, бабушке конфет, а это тебе, мама, ведь Новый год скоро.

Немая сцена.

В е д у щ и й. Вот такая история произошла в семье Ивановых. А могла произойти в любой семье. Мы не знаем, что случилось дальше, как был разрешен этот конфликт. Вы сами не раз сталкивались с подобными ситуациями. Как их решать, как лучше и быстрее найти решение возникших проблем, как найти компромисс? Вот на такие вопросы предстоит найти ответ участникам деловой игры «Семь Я».

Звучат фанфары.

В игре участвуют: организаторы игры (представляет их), консультанты (представляет их), участники. Задача участников игры — путем коллективных действий найти правильное решение поставленной задачи. (Зачитывает текст «Инструкции».)

После того, как ведущий объявит — «Игра началась!», участникам необходимо:

1. Объединиться в Семью из 7 человек. Семья должна быть полноценной.

2. Выбрать фамилию, Главу Семьи и подойти к представителю Регистрационной службы для регистрации.

3. После регистрации Глава Семьи получает маршрутный лист. С этого момента Семья начинает строить свой Дом — зарабатывать «кирпичики» на ИС. Время пребывания на станции — не более 3-х минут. Оценивается правильность ответа, быстрота, умение найти компромиссное решение проблемы в Семье.

4. Игра приближена к реальным рыночным условиям, поэтому по пути следования Семья должна сама находить свободные ИС и быть готова к любым неожиданностям. Игровое пространство — кабинеты школы, 3-й и 4-й этажи.

5. Через 2 часа работа ИС прекращается, все участники собираются в зале.

6. Глава Семьи сдает маршрутный лист в Приемную комиссию.

7. Три Семьи, набравшие наибольшее количество «кирпичиков», объявляются победителями игры, а их Главы приглашаются на пресс-конференцию.

8. По окончании пресс-конференции участники игры высказывают свои пожелания, замечания, впечатления об игре. После этого игра объявляется закрытой.

В е д у щ и й. Игра началась!

***

После работы на маршруте в течение двух часов участники игры собираются в зале. Главы Семей сдают маршрутные листы в Приемную комиссию.

Определив результаты, ведущий игры приглашает на сцену Глав Семей, набравших максимальное количество «кирпичиков». Они проводят пресс-конференцию, отвечая на вопросы ведущего и вопросы из зала.

Ведущий организует анализ игры, приглашая участников игры к микрофону, чтобы они высказали свои замечания, пожелания, поделились впечатлениями.

***

В е д у щ и й (заключительные слова). Сейчас Главы Семей получат на память Домики, которые строила Семья, но теперь у Домика есть «крыша». Эту «крышу» вам даем мы. Под нашей «крышей» вы всегда найдете друзей, тепло, понимание. Здесь вам всегда будут рады и всегда помогут. А если случится такое, что из игровой Семьи через 3—4 года образуется настоящая семья, обязательно сообщите нам. Мы обещаем для вас сюрприз.

Чтобы каждый участник игры сохранил память о своей игровой семье, всем вручаются памятные сувениры — Домики с напутствием: «Какая погода будет в Вашем доме, зависит от Вас!». Игра закончена!

Приложение 1

Примерные задания для ИС

1. Родная речь. Ваш ребенок поступал в Русский колледж, где на вступительном экзамене давали текст, в котором необходимо было проставить ударение в словах. Ваша дочь принесла это задание домой.

ЗАДАНИЕ: Как вы вместе расставите ударение в словах этого текста? (Указано правильное ударение.)

«Во время а*вгусто*вской конференции в педагогическом ко*лле*дже учителя решили подсчитать валово*й доход от афе*ры, в течение которой часть дохода была выплачена то*ртами и ту*флями. А так как догово*р составлен неверно, то недостающие сре*дства выдали тво*рого*м. Ввиду того, что катало*г в прошлом кварта*ле был составлен с ошибками, в коллективе возник ха*о*с. Все стали балова*ться и ждать, когда включат в каталог ба*нты. Тогда они смогут взять оставшуюся часть ми*зерных доходов деньга*ми. В это время звони*т телефон и незнакомый голос сообщает, что сверля*т сейф. Вот такой вот фено*ме*н.»

2. Будущее. Ваш сын заканчивает школу в этом году. Учится на «4 и «5». Перед вашей семьей выбор — куда пойти учиться (или работать).

ЗАДАНИЕ: Обоснуйте свой выбор с учетом ситуации в стране, невысокого финансового положения вашей семьи, актуальности профессий в XXI веке.

3. Выигрыш. Вы выиграли в «Русское лото» 145 тыс. рублей.

ЗАДАНИЕ: Распорядитесь этой суммой с учетом интересов членов вашей семьи и экономической ситуации в стране.

4. Смешанный брак. Вы столкнулись с ситуацией возможности смешанного брака. Ваш сын выбрал себе девушку не только другой национальности, но и религиозных убеждений. Они пришли к вам просить благословения.

ЗАДАНИЕ: Взвесьте все «за» и «против», дайте прогноз на будущее этой семьи и ваш ответ молодым.

5. Goodbay, Америка! Вам предлагается семь атрибутов американского образа жизни, которые глубоко проникли в нашу жизнь: Coca-Cola, Спилберг, окорочка, рэп, McDonalds, Том и Джерри.

ЗАДАНИЕ: Предложите семь отечественных атрибутов взамен американских.

6. Геральдика.

ЗАДАНИЕ: Придумать эмблему своей семьи и нарисовать на бумаге.

7. TV.

ЗАДАНИЕ: Обсудите и назовите 3 самые лучшие телепередачи с точки зрения полезности, культуры, информативности, эстетичности для вашей семьи.

8. Медицина. Зима. Гололед. Ребенок шел из школы домой, поскользнулся, упал на правую руку. Дома мама, сняв одежду, увидела неестественное положение руки в области сустава.

ЗАДАНИЕ: Какая первая помощь необходима ребенку?

Дополнительное задание: Что нужно сделать, чтобы остановить носовое кровотечение ?

9. Золотая свадьба. У дедушки с бабушкой приближается золотая свадьба. Семье хочется сделать это событие запоминающимся и торжественным для всех, а особенно для юбиляров.

ЗАДАНИЕ: Назовите 7 пунктов вашей программы организации и проведения Золотой свадьбы, но помните, что вы ограничены в средствах.

10. Подписка. Последний день подписки. Семья имеет всего 200 руб., чтобы подписаться на газеты и журналы. Вам предлагаются следующие издания:

— «Московский комсомолец» — 150 руб.
— «Новости» — 80 руб.
— «Она» — 180 руб.
— «Ровесник» — 40 руб.
— «Семья» — 120 руб.

ЗАДАНИЕ: Сделайте подписку, учитывая интересы всех членов семьи.

11. Скандалы. Ваша 14-летняя дочь сфотографировалась полуобнаженной для еженедельника «Скандалы». Ее фото поместили на первой странице, и вы обнаружили этот факт, идя утром на работу. Вечером вся семья живо обсуждала эту новость за ужином.

ЗАДАНИЕ: Все члены семьи должны высказаться по этому факту и прийти к общему мнению.

12. Отдых. Ваша семья выехала отдыхать на природу на свое любимое место, но оно уже занято и отдыхающие там ведут себя непорядочно. Они разбрасывают мусор и пустые бутылки, ломают кусты для костра.

ЗАДАНИЕ: Назовите пять ваших действий.

13. Имидж. Глава семьи занимает высокий пост. Он преуспевающий, респектабельный, деловой человек и баллотируется в Государственную думу, а его сына в последнее время часто видят в сомнительных компаниях. Поведение сына влияет на имидж отца накануне выборов.

ЗАДАНИЕ: Разберите ситуацию на семейном «совете», примите решение.

14. No smoking! Случайно стало известно, что ваш 14-летний сын начал курить. Вся семья обеспокоена этим.

ЗАДАНИЕ: Предложите здоровое решение этого вопроса.

15. День рождения. Наступил день рождения вашего ребенка. К 15 часам накрыли стол, но никто не идет. В 15.30, не дождавшись никого, именинник уходит в свою комнату со слезами на глазах и закрывает дверь на ключ.

ЗАДАНИЕ: Исправьте ситуацию.

16. Погулял. Ваш сын ушел гулять до 21 часа, но вернулся только в двенадцатом часу вечера, побитый своей компанией.

ЗАДАНИЕ: Ваши первые пять действий в этой ситуации.

17. China-town. Семья приходит в китайский ресторан, выбирает из меню блюда и делает заказ официантам, которые понимают только по-китайски.

ЗАДАНИЕ: Объясните мимикой и жестами ваш заказ.

18. Гостеприимство.

ЗАДАНИЕ: Сделайте сервировку праздничного стола на четыре персоны.

19. Великолепная семерка.

ЗАДАНИЕ: Каждый участник игры отвечает на вопрос компьютерной игры «Великолепная семерка». (Правильные ответы подчеркнуты.)

Вопросы:

1. Кто автор гимна РФ? 
А) Чайковский; Б) Глинка; В) Прокофьев; Г) Римский-Корсаков.

2. Сколько субъектов в РФ? 
А) 89; Б) 87; В) 82; Г) 85.

3. Определите степень родства. Отец внука — ... 
А) сын; Б) дед; В) тесть; Г) сосед.

4. Сколько будет два плюс два и умножить на два? 
А) 8; Б) 6; В) 4; Г) 2.

5. Кто автор этих слов: «Безумству храбрых поем мы песню»? 
А) Лермонтов; Б) Горький; В) Маяковский; Г) Пастернак.

20. Подарок. У 10-летней дочери день рождения. Она хочет, чтобы ей подарили котенка, а у старшего брата аллергия на шерсть.

ЗАДАНИЕ: Найдите компромиссное решение данной проблемы.

21. Спиртное. Ваша 16-летняя дочь была на дне рождения у подруги и пришла в состоянии легкого опьянения. Это случилось впервые.

ЗАДАНИЕ: Ваши действия в этой ситуации.

22. Еврошоп. Вы получили из «Еврошопа» письмо о том, что вышли в следующий тур лотереи. Чтобы стать победителем, вам необходимо сделать заказ.

ЗАДАНИЕ: Выработайте отношение семьи к данной проблеме.

23. Женитьба. Ваш 14-летний сын пришел вечером домой и при всех объявил, что он взрослый, у него есть паспорт и он хочет жениться на Маше из своего класса. Она согласна.

ЗАДАНИЕ: Найдите доводы, убеждающие и сына, и Машу в преждевременности этого поступка.

24. Потоп. У ваших соседей сверху лопнула труба, и водой залило вашу квартиру, испортив обои.

ЗАДАНИЕ: Что вы сделаете?

А) Потребуете возместить ущерб. 
Б) Потребуете приклеить обои. 
В) Скажете: «Это может случиться с каждым».

Обоснуйте свой выбор.

25. Последний шанс. Ваша многодетная мама одинока. Все силы тратит она на детей, уделяя себе минимум внимания и средств. Вдруг у нее появляется поклонник, который настойчиво предлагает ей руку и сердце. Мама считает, что дети для нее на первом месте, и отказывает ему.

ЗАДАНИЕ: Взвесьте все «за» и «против» и примите решение по данной проблеме.

26. Эротика. Глава семьи обнаруживает в видеомагнитофоне кассету с эротическим фильмом: то ли это 12-летняя дочь, то ли 14-летний сын забыли ее вытащить.

ЗАДАНИЕ: Разберите ситуацию. Определите три «за» и три «против» подобного поступка ребенка.

27. Появление на свет. Ваш 7-летний сын постоянно спрашивает: «Откуда берутся дети?». Если вы не ответите, ему «разъяснят» на улице друзья, одноклассники.

ЗАДАНИЕ: С учетом возраста и развития вашего ребенка объясните ему суть вопроса.

28. Находка. Ваш ребенок, гуляя по улице, нашел портмоне с документами, ключами от машины и 1000 долларов. Эти деньги вам бы очень пригодились на лечение пожилых бабушки и дедушки и на обучение в вузе старшей дочери.

ЗАДАНИЕ: Ваши действия в этой ситуации.

29. Новорожденный. В вашей семье 7 ноября родился третий ребенок — мальчик. Все рады. Дедушка хочет назвать его Володей, мама — Денисом, а отец — Владом.

ЗАДАНИЕ: Найдите компромисс и помогите выбрать имя мальчику.

30. Неравный брак. Ваша 15-летняя дочь увлечена взрослым женатым мужчиной, у которого двое детей. Вы узнаете об этом. На все ваши доводы о невозможности этих отношений дочь отвечает: «А я его люблю».

ЗАДАНИЕ: Обратитесь ли вы в милицию или будете искать другой выход? Какой?

31. Счастливый случай. Семья попадает на телевикторину «Счастливый случай», участвует в конкурсе «Блиц». Примерные вопросы:

1. Фамилия последнего русского царя. (Романов)
2. Фамилия первого русского царя. (Рюрикович)
3. Славянский Зевс. (Перун)
4. Год начала второй мировой войны. (1939)
5. Знаменитый крейсер русско-японской войны, о котором в последствии была сочинена песня. («Варяг»)
6. Механизм для метания камней. (Катапульта)
7. Какая война началась 1 сентября, а закончилась 2-го? (Вторая мировая)
8. Какая страна называлась у скандинавов Гардорикой? (Русь)

ЗАДАНИЕ: Вы должны ответить на 5 вопросов, чтобы получить «кирпичик».

Приложение 2

Варианты «Ловушек»

В соответствии с пунктом 4 «Инструкции» в игре организованы «ловушки». Участники игры не знают об истинном назначении «ловушек».

Ловушка 1. Российско-японский банк «Илилудан» («Надулили!»). Банк принимает «кирпичики» на 1 час под 100%, т.е. сдаете 5 «кирпичиков» — через час получаете 10. Однако через 50 минут на месте этого банка появляется российско-американский банк «Намбо» (обман), который не отвечает за действия банка «Илилудан», а предлагает свои такие же услуги.

Ловушка 2. Пункт записи в Непонятно Какую Партию. Если Семья записывается, то теряет один «кирпичик».

Ловушка 3. Участник локальных войн, просящий помощи на лечение. Если Семья помогает «кирпичиком», то получает от него два «кирпичика».

Ловушка 4. Электрик-телефонист, который работает на игровом пространстве и просит помочь: подать инструмент, отнести стул в зал, подержать два провода зубами и т.д. Помогли электрику — заработали «кирпичики».

Ловушка 5. И т.д.

Правильные ответы можно получить по электронному адресу:kramar99@mail.ru

Приложение 3

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети