Как потеснить телевизор и что не умеет компьютер?

 Привет, дружище, компьютер. Сегодня у нас с тобой опять общее дело. Твое широкое лицо приветливо светится. Ты, говорят, стал популярнее книг, телевизора, заменяешь друга, кино, театр, чтение. Но меня не беспокоит, что ты вытеснишь книги из жизни людей. Я думаю, ты просто другая, непривычная пока, а потому пугающая, форма хранения и передачи информации, чем книги. С тобой хорошо играть, сын то и дело заглядывает в комнату узнать — не освободился ли ты. Ты большая умница, но я знаю и твое слабое место. Я знаю, как сделать, чтобы в жизни ребят были не только уроки, уборка и светящийся экран. Сегодня мы с тобой расскажем, как можно организовать досуг в школе.
 

Часть 1. Что не умеет компьютер?

Мы любим играть в интеллектуальные игры. Практика показывает, что, однажды втянувшись, ребенок готов принять участие в любой интеллектуальной игре, в любом месте, на любую тему и почти на любых условиях. Системе интеллектуальных игр в нашей школе уже пять лет. За это время не раз менялась форма проведения, поведение ведущего, система оценки результата, принцип формирования тем и поощрения команд. Но из пятилетнего опыта можно сделать некоторые выводы.

Форма проведения наших игр подсказана системой городских игр «Интеллектуальный марафон». Команды от классов, 3—6 человек, встречаются в зале за «круглыми столами», имея при себе ручку и небольшие листочки для ответов. После прочтения вопроса ровно одну минуту идет обсуждение, и один ответ от команды сдается в жюри. Жюри сверяет полученные ответы с правильными и результат отмечает в протоколе. Второй год команды нашей школы принимают участие в системе игр ГЦРО «Золотой ключик» и в системе игр городского отдела по делам молодежи «Интеллектуальный марафон». Раз в месяц для каждой параллели проводятся игры внутри школы.

Использовали мы и форму «интеллектуального казино», подсказанную З. Ситдиковой из Башкирии. Она отличается тем, что команда, отвечая на вопрос правильно, приобретает дополнительный рейтинг, отвечая неверно — теряет его. Команда может не отвечать на вопрос, при этом ничего не теряя и не приобретая. При данной форме тренируется умение сочетать решительность и ответственность, ребята учатся разумному риску.

Надо ли говорить о том, что интеллектуальная игра — прекрасный повод показать и номера художественной самодеятельности.

В качестве ведущих выступали учителя, иногда приглашенные гости, ребята старших классов. Главное, чтобы ведущий обладал хорошим голосом и чувствовал, что в вопросе нужно выделить интонацией, тембром, может, даже мимикой. Ведущий может стоять на сцене с микрофоном, а может и ходить по залу, в котором столы участников стоят полукругом, а замыкает круг стол жюри.

Статистика, которая знает все, показала, что результат не зависит существенно от методики оценки. Мы пробовали присуждать призовые баллы командам, ответившим на сложные вопросы в единственном числе, подсчитывали только количество верных ответов и учитывали рейтинг. Результат один — лучшие команды остаются лучшими.

Темы игр хорошо брать близкие к школьным предметам. Это и возможность заинтересовать учителя-предметника играми; может даже случиться, что он начнет использовать игровые моменты на уроке. Например, на математике, обсуждая ответ на вопрос, можно попросить поднять руки тех, кто думает, что ответ правильный. Затем поднимают руки те, кто думает, что ответ неверен. Если вы еще спросите, кто вообще ни о чем не думает, — успех вам обеспечен. Ребята заулыбаются, а последняя из упомянутых групп включится в работу. В старших классах прямо можно использовать командное обсуждение поставленных задач как форму групповой работы школьников.

Должны быть и вопросы на общую эрудицию. Они часто самые интересные. Кроме того, большинство замечательных вопросов трудно отнести к одной определенной теме.

Теперь о призах. Если ваша игра удалась, азарт и полученные эмоции заменят почти все призы, но отметить участников тоже надо. Мы вручаем грамоты. Кроме того, у нас есть переходящий приз, который живет в кабинете команды-победительницы ровно до следующей игры. Это — большая мягкая игрушка «сова» в 7—8 классах и блестящий кубок в 5—6 классах.

 

Вот так, уважаемый компьютер. Ты можешь быть виртуальным собеседником, противником. Но ты не умеешь быть командой, которая играет со мной плечом к плечу, стремится к единой цели, за одну минуту выдает столько интересных версий, эмоций, оценок, что каждому хватит воспоминаний об этом до следующей игры. Попробуй теперь ответить на наши вопросы.

 

1. На побережье Тихого океана это природное явление называют «тайфун». Как это же явление называют на побережье Атлантического океана?

2. Первые японские монеты были отчеканены в VII веке. Они были изготовлены из серебра и в центре имели отверстие. Для чего?

3. Ретинол, рибофлавин, аскорбиновая кислота, кальциферолы. Какими четырьмя буквами можно заменить эти названия?

4. Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, ... . Закончите этот список еще одним именем.

5. В математике существует правило лабиринта. Это правило позволит вам даже с закрытыми глазами и не используя никаких предметов войти в самый запутанный лабиринт, обойти его и выйти в том месте, где вы зашли. Опишите это правило.

6. В науке существует 12-балльная сейсмическая шкала интенсивности землетрясений. По этой шкале, например, при землетрясении интенсивностью 5 баллов качаются висячие предметы, просыпаются спящие, 10 баллов — происходят обвалы во многих зданиях, появляются трещины в грунте шириной до 1 м. Что происходит при 12 баллах?

7. Какой русский писатель был мудр, но не имел своей головы, был остроумен, но не мог улыбнуться, был жизнерадостен, но никогда не жил?

8. Каких несуществующих, вымышленных существ можно встретить на гербах некоторых государств?

9. Один из английских лордов, заядлый картежник, изобрел блюдо, которое можно есть руками, не отрываясь от игры. Руки при этом не становились ни жирными, ни влажными. Это изобретение назвали его именем. Как звали лорда и как называется его изобретение?

10. Расстояние от правды до лжи всего четыре пальца», утверждает горская пословица. Объясните, что это за расстояние.

 

Ответы мы конечно напечатаем, но ниже. А пока ты думаешь над вопросами, мне пора переходить ко второй части нашего рассказа.

 

Часть 2. Как потеснить телевизор?

 

 У школьного мероприятия есть только один способ потеснить телевизор. Этот способ и прост, и сложен — стать интереснее, чем соперник. Телевизионные передачи при всей своей яркости и увлекательности имеют недостаток — предполагают пассивность зрителя. Дети же по природе активны, деятельны. Значит, мы должны дать им возможность эту деятельность развить, показать себя, попробовать — а не артист ли я, не художник ли или писатель? Мы в школе организуем конкурсно-игровые программы, которые дети называют «КВН». Это, конечно, не совсем тот КВН, который телевизор всем нам подарил. Это творческие задания, объединенные одной темой, которые получает каждый класс обычно за месяц до Нового года или другого праздника. К этим заданиям идет большая подготовка, ребята тормошат друзей, родителей, классных руководителей. В назначенный день все собираются в зале, чтобы показать заготовки и поучаствовать в конкурсах, у которых заранее были известны только названия.

 

Можем поделиться примерами таких конкурсных заданий.

Фрагмент программы «Горе от ума», 10—11 кл.

  • С юмором ответить на вопрос соперника.

  • Инсценировать средствами пантомимы крылатые выражения: «Счастливые часов не наблюдают», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Петрушка, вечно ты с обновкой...», «Карету мне, карету!». Другие команды угадывают представленную фразу.

  • Представить инсценировку по теме.

Фрагмент программы «Пойми меня», 7—9 кл.

  • Успеть передать только при помощи жестов своей команде наибольшее количество слов из предложенного списка за 1 минуту. Слова любой из команды называет вслух.

  • Сделать на доске мелом иллюстрацию заданной песни. Рисовать постепенно, отдельными фрагментами. По ходу появления рисунка команда выдвигает версии названия песни до правильной. Можно спеть песню всей командой.

  • Изобразить жестами пословицу. Команда отгадывает.

Фрагмент программы «Очевидное — невероятное».

  • Придумать очевидное и невероятное окончание фраз ведущего: «Совсем недавно один из неопознанных летающих объектов был опознан французскими учеными...», «Китайскими врачами найдено новое средство борьбы с ленью и глупостью...», «По сведениям из компетентных источников, все старшеклассники нашей школы завтра бросают курить...» и т.п.
  • Угадать мелодию песни по рисунку ребят младших классов и спеть куплет из этой песни.

  • Инсценировать ситуации: «На уроке из бутылочки с химическим реактивом появляется джинн...», «Компьютер неожиданно заговорил и предложил учительнице информатики исполнить три желания...», «На уроке физики гиря, вопреки закону тяготения, взмывает вверх...».

Фрагмент программы «На пороге тысячелетия», 5—6 класс.

  • Сочинить частушки про свой класс и задорно спеть.

  • Перечислить как можно больше учителей школы по имени, отчеству и фамилии.

  • Выйти в маскарадном костюме (самодельной маске) и представить своего героя стихами, песней или танцем.

  • Узнать куплет песни по ключевым словам и спеть ее. (Куплеты всех команд взяты из одной песни. В итоге новогоднюю песню исполняют все. Это хороший финал программы.)

Подводя итоги, проявите педагогическую мудрость — спрячьте листочки с баллами и отметьте каждую команду за самое лучшее ее качество. Тогда никто не будет разочарован и не потеряет азарта.

 

Пришло время сверить ответы на наши вопросы в 
части I. Вот как отвечали наши команды.

 
  1. Ураган.

  2. Японские монеты имели отверстие для того, чтобы можно было носить их в связках. (Книга японских обыкновений / Сост. А.Н. Мещеряков. — М.: Наталис, 1999. — 399 с.: ил.)

  3. А, В, С, D — витамины.

  4. Завершает список русскоязычных писателей, лауреатов Нобелевской премии по литературе на сегодняшний день Иосиф Бродский. (Альфа и омега. Краткий справочник. — Таллинн: «ПРИНТЭСТ», 1999.)

  5. Необходимо двигаться, все время касаясь правой рукой правой стены лабиринта. Тогда, обойдя весь лабиринт, вернетесь к тому же входу слева. Проверьте это на примере зала с одним входом или на примере своей квартиры.

  6. При 12 баллах происходят изменения рельефа в больших размерах, например, горообразование. (Альфа и омега. Краткий справочник. — Таллинн: «ПРИНТЭСТ», 1999.)

  7. Козьма Прутков — коллективный псевдоним 
    А. Толстого и братьев Жемчужниковых.

  8. Несуществующие животные: дракон — на гербе Исландии, единорог — на гербах Великобритании и Канады. (Альфа и омега. Краткий справочник. — Таллинн: «ПРИНТЭСТ», 1999.)

  9. Лорд Сэндвич, сэндвич.

  10. Четыре пальца ладони — это расстояние от уха, которое может услышать ложь, до глаза, который всегда увидит правду. (Эффенди Капиев. Поэт. — М.: Современник, 1984. — 381 с.)

 

Я думаю, уважаемый компьютер, ты знал ответы на все вопросы. У нас, людей, по-другому. Мы знаем, где найти ответы на разные вопросы, пусть даже с твоей помощью. Но на сегодня достаточно, мы с тобой хорошо поработали и заслужили отдых. Кстати, сын сказал, что если бы ему предложили на выбор час интеллектуальной игры или час с компьютером — он бы выбрал игру. Так что я выключаю экран! Пока! До встречи!

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети