Обучение с увлечением, или радостная гамма Я работаю преподавателем по классу фортепиано двадцатый год. Имею опыт общения с детьми различных социальных групп от трех до шестнадцати лет, обобщенный в научных публикациях по теме развития музыкальных способностей (1995 г.). Моя любимая возрастная группа — шестилетки и младшие школьники. Для них в моей «педагогической копилке» есть игры-упражнения, получившие положительные отзывы на Сибирской ярмарке «Учсиб—98».
Их достоинство в том, что они полифункциональны. Наряду с узкоспециальной задачей — организацией пианистического аппарата начинающих — они:
Традиционные методики обучения ориентированы на визуальный и аудиальный каналы, а у этих детей, в силу особенностей восприятия, информация окружающего мира в процессе обучения частично выпадает (подробнее см. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. — М., 1994). Это приводит к отставанию в учебе, формированию заниженной самооценки, торможению дальнейшего развития. Игры-упражнения способствуют реабилитации таких детей. Кроме этого игры привлекательны и без принуждения переносятся детьми в самостоятельную игровую деятельность. Это позволяет задействовать потенциал взаимообучения младших старшими, удовлетворяя потребность в социальной значимости, самоутверждении, самореализации, дает простор для проявления позитивных межличностных взаимоотношений, что способствует благополучной адаптации в обществе. В настоящее время нами готовится к изданию методическая разработка «Игры-упражнения для организации аппарата начинающего пианиста» для педагогов ДМШ, ДШИ, кружков и студий. В пособие вошел материал, апробированный в ДМШ и ДШИ г. Новосибирска и Новосибирской области. Он может быть использован как полностью блоком, обеспечивая необходимый минимум для организации аппарата начинающего пианиста, так и отдельными фрагментами, вкраплением в процессе обучения. Основной раздел содержит описание игр-упражнений, направленных на формирование пианистических навыков. Эти игры обеспечивают плавный переход от доинструментального периода пальчиковых игр к более сложным задачам. В доинструментальный период используются народные пальчиковые игры и авторские модели на основе народных. Особенно дети любят упражнения: «Хозяюшка» (задача педагога — формирование свода кисти, ощущение кончика пальца, подготовка разнообразного фортепианного туше), «Шел медведь по броду» (задачи: релаксация, освобождение мышц шеи и плечевого пояса, дифференциация различного мышечного тонуса), «Краб на пальме» (задачи: формирование цепкости кончиков пальцев, подвижность первого пальца, ротационные движения) (авторы моделей С. Пушин, Ижевск, И. Сафарова, Екатеринбург). В приложении к пособию дана таблица, в которой перечислен ряд педагогических задач в последовательности, максимально приближенной к практической работе, и указаны названия игр-упражнений, с помощью которых решается педагогическая задача. Есть варианты упражнений, учитывающие пол ребенка. Например, при формировании снятия звука округлым движением для девочек предлагается «Волшебная шкатулка», а для мальчиков — «Пакет-секрет». Ниже приводятся фрагменты этого пособия. Задача: формирование навыков игры интервалов «Приготовленным звуком». У кого хвост лучше? Стали звери хвастаться, у кого какой хвост. — У меня вот какой хвост, — говорит зайчишка. Шагаем от первого пальца вторым, делаем в воздухе кружочек, играем мелодически секунду. — А у меня — вот какой, — говорит медведь. Готовим терцию от первого пальца третьим. — А у меня вот какой, — показывает лиса свой пушистый хвост. Рисуем дугу в воздухе от первого пальца четвертым. — А у меня — вот какой! — раскрыл свой хвост павлин. Раскрываем ладошку от первого пальца на сексту третьим пальцем, «любуемся перышками». Задача: формирование целостности движений всей руки. Активизация мышц плеча, спины при ведущих пальцах. Щука — Щука, щука, как дела? — Я под корягу поплыла! Одна рука — щука, другая — коряга. «Плывем» под руку, за спину. Следим за целостностью «туловища длинной рыбы», включаем в работу пассивные мышцы плеча и спины. С горки на санках Покатились санки вниз, Крепче, куколка, держись! Одна рука — горка, держим ее наклонно, другая— санки. Санки скользят с горы, повторяя прямую линию. На слове «Держись!» съезжаем ниже локтя, запястье не должно прогнуться, «чтобы куколка не упала». Задача: сохранение положения запястья при игре гамм. Муравьишка Помнишь рассказ, как муравьишка домой добирался? Он полз по березе и упал с листочка. У него ножки болят. Давай отвезем муравьишку на паучке, аккуратненько, чтобы ему не больно было. Паучок (другая рука) везет, ножки (пальцы) переставляет. Муравьишка «сидит» ниже запястья. Следим, чтобы не было «тряски» кистью. Осьминожка — Осьминожка, осьминожка, Покатай меня немножко! — Будет гладкая дорожка, Я умелый осьминожка! «Катаем» одну руку на другой, играем гамму. Африканская принцесса Принцесса (первый палец) под красивым балдахином (остальные пальцы) сидит на ученом слоне (на кисти другой руки). Слон идет плавно, важно, ступает мягко, везет принцессу. Ноги у него в коленках не прогибаются (шагаем первым, вторым, третьим, четвертым и снова первым пальцем). Следим за положением запястья при подкладывании первого пальца — оно не меняется. (Играем гамму). Задача: формирование навыка подкладывания первого пальца при игре гамм. Первый палец — партизан Свод кисти — «дзот» или «прикрытие» для первого пальца. Он — партизан. Его задача: приклеить листовку (прикоснуться к клавише) и, как только второй палец коснется клавиши, стремительно уйти в укрытие. «Укрытие» при этом не должно даже пошелохнуться, чтобы «враги из окопа» не увидели и не убили партизана. «Укрытие» плавно перемещается над клавиатурой (играем гамму), «партизан» клеит «листовки» в нескольких местах. «Чем больше наклеит, тем быстрее победа». Эта игра особенно нравится мальчикам. Задача: формирование свободы мышц при сочетании крупных и мелких движений руки и пальцев. На фабрике Мы попали в цех, где машины перематывают пряжу. «Вот наматывается нитка на катушечку средней величины» — показываем вращательное движение рук рядом друг с другом (кисть), «вот на большую катушку» — движение «от локтя», запястье зафиксировано. Следим за целостностью движения руки. «А вот маленькие катушечки»— пальцы второй, третий. Движение «к себе» и «от себя». Все ли механизмы хорошо работают? Нужно заметить, где неполадка и постараться ее исправить. Том и Джерри «Кот красит забор: окунает кисть в ведерко с краской и деловито наносит мазки». Свободную кисть руки «макаем» в воображаемое ведро и «красим» черные клавиши, а потом любуемся своей работой. «Мышонок посыпает дорожку у забора песочком (мелкие быстрые движения пальцев над белыми клавишами от нижнего регистра к верхнему и обратно). Вдруг — топ-топ-топ, наследил на заборе (легко задеваем вторым-третьим-вторым пальцами черные клавиши). «Что такое?» — удивляется кот и закрашивает следы». Действия повторяются несколько раз, затем руки меняются местами. Задача: навык многократного повторения, выносливость. «Спасибо тебе, Марио!» Баба-Яга уносит маленькую принцессу и прячет ее в темной комнате старинного замка. Марио идет ее спасать. Чтобы открыть двери комнаты, нужно три раза повторить без ошибок трудное место в пьеске (набрать три очка). Если хотя бы один раз получается неточно, очки «сгорают». Во второй комнате дверь открывается, когда набирается пять очков, в третьей — когда семь. Если Марио (ребенок) выполнил задание, педагог говорит тоненьким голосом принцессы: «Спасибо тебе, Марио!». Чтобы подбодрить дух, ребенку вручается приз, заранее припрятанный за нотным сборником на пюпитре (конфетку, наклейку, картинку, маленькую игрушку). Данная разработка наряду с другими интересными методиками, созданными в процессе научно-практической работы на основе сотрудничества с Международной Славянской Академией, использовалась в обучении детей детского дома № 1 Кировского района г. Новосибирска. Это явилось одним из условий обеспечения успешности развития детей, успехи которых были отмечены на Сибирской ярмарке «Учсиб—2000» в марте 2000 года Золотой медалью и Золотым дипломом «Медсиб—2000».
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |