Игровые формы деятельности в развитии профессиональных воспитательных убеждений педагога Личность педагога, его взгляды, установки, убеждения, ценностные отношения определяют в наши дни эффективность воспитания, его направленность. Поэтому важным элементом современной системы повышения квалификации инженерно-педагогических работников профессиональных училищ как воспитателей является работа с их профессиональными воспитательными убеждениями.
В связи с задачами повышения квалификации инженерно-педагогических работников, осуществляя педагогический анализ проблем воспитания, мы отметили противоречие, заключающееся, с одной стороны, в краткосрочности курсов повышения квалификации (срок обучения на курсах обычно колеблется от 1—4 недель), а, с другой стороны, продолжительностью самого процесса перестройки имеющихся убеждений педагога. Многие воспитательные убеждения слушателей ИПК, по существу дела, носят характер предубеждений. Это зачастую затрудняет формирующую работу с ними, поскольку они становятся устойчивыми регуляторами профессиональных воспитательных действий, единственным и непререкаемым источником, «фильтрующим» новую научно-методическую информацию в данной области, закрывающим все иные каналы восприятия альтернативной информации, расходящейся с уже имеющейся. И в соответствии с наработанными профессиональными стереотипами педагог реализует профессиональную стратегию своих действий в вопросах воспитания. Преодолеть это очень и очень сложно. Необходимо, как мы полагаем, весьма индивидуализированно рассматривать каждый случай, выявляя при этом возможные сферы «прорыва» образовавшейся блокады. Возникает необходимость разработки и применения интенсивных технологий, опирающихся на высокую их адресность, важна опора на имеющийся исходный уровень сформированности профессиональных воспитательных убеждений, необходимо целенаправленное воздействие прежде всего на эмоционально-волевую сторону личности. Эффективным методом позитивного эмоционального насыщения имеющихся воспитательных убеждений слушателей ИПК, их качественного преобразования, практического совершенствования является использование на занятиях различных видов игровой деятельности. Воздействуя в первую очередь на эмоциональную сторону личности, игра как бы «отключает» критическое осмысление слушателями происходящего, ослабляет инерционные механизмы противодействия педагога. По сравнению с другими формами обучения преимущество игры заключается в том, что она достигает своих целей опосредованно, незаметно для обучаемых, не требует значительных усилий со стороны слушателей. Кроме того, эмоциональная память, как известно, — самая крепкая память. Серьезный, обучающий материал занятий, поданный через игровые формы деятельности, не только быстрее и легче усваивается, но и надолго запоминается. Сам же характер игровой деятельности слушателей побуждает инженерно-педагогических работников профессиональных училищ и лицеев к творчеству, поиску нестандартных решений в сфере воспитания. Опыт практической деятельности убеждает нас, что в условиях ИПК при организации целенаправленной работы по эффективному формированию у слушателей профессиональных воспитательных убеждений оправдывает себя использование разнообразных деловых игр, организация коллективных творческих дел, игровое моделирование экспертных оценок, анализ педагогических ситуаций через рисуночное и цветовое оформление, методическая разработка и игровое проигрывание в учебных группах фрагментов внеклассных мероприятий и др. Таким образом, преподавателю ИПК, организующему учебный процесс, следует учитывать наличие субъективного плана восприятия информации слушателями, наличие у многих из них прочно закрепившихся в профессиональном сознании предубеждений обыденно-бытового генезиса, которые, тем не менее, могут быть эффективно преобразованы в профессионально-перспективные через опосредованные формы воздействия на них. Игровые формы деятельности являются здесь эффективным педагогическим средством. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |