Эффективное педагогическое взаимодействие в условиях детского оздоровительного лагеря Педагогически эффективно организованная деятельность требует ее осмысления на теоретическом уровне с четким осознанием предмета деятельности, системного характера ее организации и др. Но крайне важно сегодня подняться в теоретическом осмыслении до уровня принципов. Без этого невозможна эффективная профессиональная подготовка педагогов-воспитателей.
Проблема обучения будущих педагогов навыкам и умениям педагогического взаимодействия на сегодняшний день является весьма актуальной. Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что студентам педагогических вузов в полном объеме даются педагогические дисциплины (история педагогики, теория воспитания и образования, методики воспитательной работы, педагогические технологии и др.). При изучении этих дисциплин в основном рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия в системе отношений «педагог—ребенок» и «педагог—педагогический коллектив». Последствия такого, достаточно «однобокого» подхода сказываются на качестве профессиональной адаптации молодого учителя к условиям реальной педагогической действительности. В начале педагогической деятельности молодой специалист довольно неплохо представляет себе что и как нужно делать, организуя работу с детским коллективом прежде всего в условиях школы или другого образовательного учреждения. Но так как педагогическое взаимодействие не ограничивается только лишь этими рамками, то у многих молодых специалистов возникают серьезные проблемы в плане организации общения на других уровнях педагогического взаимодействия, прежде всего в системе «педагог—коллеги», а также «педагог—администрация», наконец, «педагог—родители». С нашей точки зрения, качество профессионального вузовского образования в вопросах педагогического взаимодействия проверяется в ходе летней педагогической практики. Именно здесь у будущих педагогов появляется реальная возможность проявить самостоятельность, творческую инициативу. А здесь возникает острая проблема: студенты недостаточно глубоко освоили теорию педагогического взаимодействия, не поднялись в осмыслении практического опыта до уровня обобщающих педагогических принципов. Рассматривая теоретико-методические проблемы эффективности организации педагогического взаимодействия в условиях детского оздоровительного лагеря, можно обозначить несколько его уровней. В частности:
Система уровней взаимодействия в данном случае ранжирована по основанию продолжительности общения в течение лагерной смены с различными категориями участников педагогического процесса. Говоря об уровнях взаимодействия, мы, конечно, имеем в виду и уровни педагогического общения. В данном случае эти понятия пусть не тождественны, но близки по своей сути. Необходимым условием организации эффективного педагогического взаимодействия на всех выделенных нами уровнях является наличие принципов взаимодействия, их соблюдение всеми участниками педагогического процесса. На наш взгляд, такими принципами являются: 1. Принцип приоритета интересов и потребностей ребенка. Речь идет о разумных интересах и потребностях. Ребенок, его интересы и потребности — это то главное, ради чего организована вся педагогическая деятельность (и не только в рамках детского оздоровительного лагеря). Ребенок приехал в лагерь для того, чтобы отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом. Подразумевается, что каждый ребенок рассчитывает на то, что этот отдых будет интересно и разносторонне организован, на то, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного. Дать ребенку возможность осознать и развить свои конструктивные потребности — в этом одна из задач всего педагогического коллектива. 2. Принцип учета индивидуальной неповторимости и ценности и ценности каждого участника педагогического процесса. Каждый из нас ощущает себя человеком неповторимым, глубоко индивидуальным и значимым. Более того, каждый требует к себе соответствующего отношения (как правило, особого отношения). Парадокс ситуации заключается в том, что человек, находящийся рядом, думает и ощущает себя точно так же. Каждый из участников педагогического взаимодействия независимо от его пола, возраста, социального положения, национальности, образования имеет право на свою собственную точку зрения, взгляды, позицию и право на их выражение. Учитывать это право должны все участники педагогического процесса. Только тогда можно говорить о развитом чувстве индивидуальности. «Чем больше людей человек способен принять как равных себе, тем более уникальной является его индивидуальность» (Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. // Вопросы психологии. — № 4. — 1989.). 3. Принцип доброжелательности и открытости в общении, делах, помыслах. Изначальное отношение ко всем участникам педагогического процесса должно быть, по возможности, лишено всяческих установок и стереотипизированных представлений. Открытость и доброжелательность рассматривается не как свойство человека, а как залог конструктивного общения. Каждый человек изначально воспринимается как открытый, искренний, добрый. Он рассчитывает на доброжелательное отношение к себе, окружающим и своим близким. Рассчитывая на это, каждый делает все возможное, чтобы так же доброжелательно и открыто относиться к каждому человеку, находящемуся рядом. 4. Принцип взаимопомощи и взаимовыручки. Высокий ритм жизни временного детского коллектива подразумевает этот принцип. При многосторонности и насыщенности деятельности есть вероятность того, что кто-то не успевает сделать в срок какое-либо дело. Сегодня ты помог кому-то, завтра помогут тебе. Ни-кто не застрахован от ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если человек ошибся, дай ему возможность реабилитироваться. Помоги другому исправить свои ошибки. Попытайся исправить свои ошибки. Помни, что ошибки в педагогической деятельности обходятся слишком дорого. Признав свою ошибку, ты становишься на ступень выше. 5. Принцип компетентности и соответствия должности. Каждый на своем рабочем месте должен четко и в срок выполнять свои функции. Маленькое отклонение в сроках и точности исполнения приводят к искажению результатов деятельности. Каждая должность требует определенного уровня компетентности, знаний, умений и навыков. Не делай того, что ты не умеешь делать, т.к. результат этого не предсказуем: он может быть как позитивным, так и негативным. 6. Принцип разумного сочетания прав и обязанностей участников педагогического процесса. Наличие определенных прав накладывает на человека определенные обязанности. Наличие определенных обязанностей рассчитано на определенные права каждого человека. Если ты рассчитываешь на уважительное к себе отношение, помни, что каждый, кто окружает тебя, тоже рассчитывает на это. Знай права и обязанности всех участников педагогического процесса, но не забывай про свои (см. принцип № 2). Уважай права других и твои права тоже будут уважать. 7. Принцип достоверности, точности и доступности информации. Информация имеет свойство трансформироваться (изменяться) как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Слаженность работы педагогического коллектива в целом и каждого его члена, в частности, зависит от того, насколько вовремя информация попадает к каждому участнику педагогического процесса, и от того, насколько эта информация является точной и достоверной. 8. Принцип значимости и значительности педагога. В условиях временного детского коллектива педагог заменяет ребенку его близких родственников или опекунов. Вожатый для ребенка является значимым и лучшим, потому что это ЕГО (НАШ) вожатый. Он решает все проблемы ребенка (бытовые, психологические, социальные, нравственные и т.д.). Кроме вожатого обратиться за помощью не к кому. Этот человек может и должен помочь, а иногда и защитить, т.к. он старше, опытнее и имеет определенные права и обязанности. В силу этого он значителен и часто выступает в роли истины в последней инстанции. 9. Принцип разумности и соответствия требований. Каждый участник педагогического процесса имеет свой «потолок» в системе предъявляемых требований. Эти требования должны соответствовать должности, возрасту и рангу того, кто их предъявляет, и того, кому они предъявляются. Разумность требований также зависит от должности (функциональных обязанностей) и ранга. Здравый смысл требований должен соответствовать интеллектуальному и функциональному уровню участника педагогического процесса. 10. Принцип обоснованного выбора стратегии и тактики организации педагогического процесса и управления им. Педагогический процесс имеет свои цели и задачи. Ранее намеченные планы могут быть изменены в силу обстоятельств. Из-за этого может поменяться тактика, но не стратегия. Любая демократия должна быть управляема. Если тебе лучше всего подходит авторитарный стиль руководства, не играй в демократию. Если ты начал либеральничать, то при предъявлении авторитарных требований тебя могут не понять. Правильность выбора стиля общения и управления является залогом успешного осуществления педагогического процесса со всеми его участниками. Указанные принципы эффективного взаимодействия являются универсальными для всех участников педагогического процесса и подразумеваются не как желаемые, а как необходимые при организации конструктивного педагогического общения. Педагог вправе рассчитывать на то, что окружающие его люди также руководствуются этими принципами. Это, в своем роде, кодекс педагогической этики. Овладение им и соблюдение этого кодекса на практике далеко не всегда протекает гладко, особенно на этапе вхождения молодого педагога в систему педагогического взаимодействия. Попытаемся классифицировать типичные ошибки, допускаемые студентами-практикантами в педагогическом общении. В основу классификации определим уровни общения, обозначенные нами в начале статьи (см. таблицу). Таблица Структурно-уровневая модель классификации типичных ошибок, допускаемых студентами-практикантами в процессе педагогического взаимодействия Рассмотренные выше ошибки являются типичными не только для студентов-практикантов, которые первый раз проходят летнюю педагогическую практику, но и для более опытных вожатых и педагогов. На наш взгляд, это, безусловно, далеко не полный перечень ошибок, т.к. встречаются в практике педагогического взаимодействия и ошибки нетипичные, которые мы не рассмотрели. Более того, выделенные примеры отнюдь не означают, что все студенты в педагогическом общении обязательно допускают все эти ошибки. Наша задача была лишь в обозначении их для того, чтобы при подготовке студентов к летней практике определить их позицию в организации эффективного педагогического взаимодействия, ознакомить их с принципами взаимодействия и избежать в их дальнейшей педагогической деятельности досадных недоразумений. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |