Обучение художественной росписи ткани (горячий батик)

 Работая в течение нескольких лет в общеобразовательной школе учителем ИЗО и художественного труда, используя общепринятые программы по ИЗО и сталкиваясь с определенными трудностями материального плана, а также общаясь с другими учителями, я пришла к следующим выводам:

1. Если учитель строго придерживается предлагаемых программ по ИЗО, то он оказывается в узких рамках и не имеет возможности плодотворно использовать весь спектр художественных средств и возможностей, которыми, несомненно, обладает каждый учитель. Несмотря на разнообразие школьных программ, все они подразумевают лишь 3 вида практической деятельности учеников: графическая, работа в цвете акварелью или гуашью и работа с бумагой, в то время как существуют, а в настоящее время и пользуются большой популярностью, разнообразные техники.

2. Немаловажную роль играют вопросы материального характера. Изобразительное искусство — это как раз тот предмет, где залог успеха и результативного, и воспитательного плана зависит от обеспечения материального, как ни банально это звучит.

3. Известно, что все дети до определенного возраста (12—13 лет) любят рисовать. Они еще не всегда отдают отчет себе в том, что исключительными способностями наделены от природы не все, и каждый ребенок, видя результат своей работы, бывает удовлетворен или неудовлетворен, но он всегда уверен, что в следующий раз получится лучше. Взрослея, ребенок начинает определяться как личность и понимает, что на самом деле есть определенный дар, как говорят «от Бога», и если его нет, то как бы он ни старался, сколько бы ни прикладывалось усилий для развития способностей, всегда может оказаться рядом кто-нибудь более одаренный и у кого все получается лучше и даже без каких-либо видимых усилии. В результате часть детей продолжает обучение искусству в художественных школах, изостудиях; часть, оставаясь верными своему увлечению, занимаются творчеством, а часть просто охладевает к этому занятию. На мой взгляд, именно поэтому отмечается резкое снижение интереса к урокам ИЗО в классах среднего звена. Поиск решения данных проблем привел меня к необходимости предложить свою систему как альтернативу распространенной методике изобразительного искусства. Художественная роспись ткани как вид декоративно-прикладного искусства обладает большим набором преимуществ, о которых я буду говорить ниже и которые играют важную роль в эстетическом воспитании учащихся.

Возьму на себя смелость утверждать, что эта тема достаточно актуальна. Главный редактор журнала «Школьные технологии» Алексей Кушнир писал: «Трагизм переживаемого Россией времени — череда провалившихся исторических экспериментов — не оставляет места сомнениям: есть еще только Учитель, кто достаточно велик, чтобы поднять Россию с колен. Новая Россия, может статься, выкристаллизуется из Читающей России...». А мне хотелось бы добавить: «И из России Творческой».

Одной из целей работы я вижу создание условий для самореализации личности. В наибольшей степени самореализация личности может состояться, если для этого созданы оптимальные условия в общеобразовательном пространстве. Это пространство является результатом активного взаимодействия человека с внешним миром, включает в себя внешнюю и внутреннюю культуру, адаптацию личности к изменяющимся условиям социальной среды в плане экологической и правовой грамотности, духовность (нравственность) и знания (ум, память, мышление). В процессе совместной деятельности учителя и ученика происходит творческое преобразование действительности, или творческое преобразование образовательного пространства. Другими словами, ПИ-ОП (полиязыковое информационно-образовательное пространство) выступает в качестве одного из способов организации жизнедеятельности учителя и учащегося (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

krjukova1.gif (9644 bytes)

Предложенная мною технология решает проблему личности (ребенка и учителя) через креативность — язык художественного творчества. Являясь одним из элементов ПИ-ОП, он дает возможность для самореализации личности. Чем больше элементов в арсенале учителя, тем эффективнее он осуществляет перенос в личностное полиязыковое пространство ученика и тем успешнее происходит переход на более высокий уровень освоения личностного ПИ-ОП: от символического к адаптационному, к активно-поисковому и творческому (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Элементы календарно-тематического плана факультатива по изучению художественной росписи ткани

 

krjukova2.gif (35057 bytes)

Американские ученые Института резервов здоровья доказали, что открытие и развитие у человека того или иного таланта делают человека более здоровым. В процессе работы областного семинара «Информационные технологии в образовании», прошедшего на базе нашей школы в январе 2001 г., решался вопрос возможности самореализации личности в современном пространстве школы. Моя технология является частью освоения ПИ-ОП.

В своей педагогической деятельности я ставлю следующие цели:

  1. Осуществление эстетического воспитания как части формирования личности ребенка.
  2. Создание благоприятных условий для самореализации личности ребенка.
  3. Создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного.
  4. Развитие у учащихся практических умений и навыков (графических, визуальных, цветоводческих и т.д.).

Принципы, которыми я руководствуюсь в своей деятельности:

Принцип открытости — возможность дополнять, видоизменять информацию, формы учебно-познавательной деятельности. Специфика технологии росписи ткани такова, что целесообразнее использовать такие формы учебно-познавательной деятельности, как факультативное занятие или кружковая работа, так как:

  • для занятий батиком необходимы специальные технические средства обучения;
  • численность группы обучающихся желательна не более 10 человек;
  • иногда приходится изменять, дополнять информацию об особенностях росписи, вводить новые приемы, материалы, менять сюжет выполняемого изделия.

Принцип вариативности обучения реализуется путем использования на занятиях нескольких альтернативных таблиц, наглядных пособий, репродукций и т.д., что позволяет рассмотреть творческие задачи с разных позиций и выработать свой подход к их решению, а также дает возможность учащимся более широко реализовать свой творческий потенциал. На занятиях батиком такая вариативность просто необходима, ведь известно, что в технике батика невозможно выполнение двух одинаковых вариантов. Горячий батик всегда непредсказуем, и для того чтобы максимально мобилизовать у учащихся фантазию, воображение, представление о состоянии цветовой гаммы, форме, композиции произведения, нужно опираться на принцип вариативности.

Принцип направленности обучения на развитие личности учащихся осуществляется через создание условий для каждого учащегося по формированию индивидуального стиля учебной деятельности. Как уже говорилось выше, способности и уровень одаренности у всех учащихся различны. Но, на мой взгляд, интересен тот факт, что батик не требуется каких-то особых данных от обучаемого. В горячем батике важно чувство цвета, а его можно успешно развивать, опираясь на элементарные знания о цветоведении. Таким образом, через постановку определенных художественных задач для каждого учащегося возможно развитие его личностных качеств. Это можно проследить по таблице (см. табл. 1).

Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого учащегося, использование стимулирующегося поощрения его активной деятельности. Здесь считаю важным сказать о выставочной деятельности. У себя в школе в течение трех лет при помощи своих коллег я организовываю выставки детского творчества под названием «Надежда», целью которых является создание таких условий, в которых любой ребенок имел бы возможность реализовать себя как художник, как мастер, а также показать результат сотрудничества учителей и учащихся. Это служит хорошим стимулом для дальнейшего творчества и залогом будущего успеха.

Кроме участия в выставках в качестве стимулирующего поощрения можно предложить такой вид деятельности, как анализ выполненных работ. Иногда бывает приятно в качестве такого анализа на примерах работ выявлять плюсы и минусы. Я же считаю, что недостатки можно обнаружить и исправить в процессе выполнения работы, а на заключительном этапе выбрать для поощрения самое удачное, индивидуальное, то, что присуще автору.

Принцип доступности заключается в том, что росписи можно с успехом обучить любого стремящегося к прекрасному, к искусству.

Для того чтобы нарисовать картину, например, акварелью или пастелью, несомненно, нужно владеть определенным навыками, а также иметь способности. И не всегда даже самые серьезные усилия гарантируют успех. В батике все иначе. Технология выполнения батика такова, что овладеть ею может каждый. Первоначальный рисунок на ткань наносится с помощью готового эскиза. А нанесение на ткань специальных красителей дает иногда неожиданные эффекты.

И еще один интересный фактор; в горячем батике никогда не знаешь заранее, что получится в конечном итоге. И вот на этом последнем этапе, когда автор имеет возможность видеть результат своих усилий, происходит эвристический элемент. Это обычно является хорошим стимулом и положительным мотивом в дальнейшей деятельности.

Кроме этого, как говорилось уже о материальной базе, в данном случае затраты на осуществление этой технологии оказываются доступными, а расход красителей настолько минимален, что их можно использовать достаточно долго.

Принцип наглядности осуществляется через использование иллюстративного материала, журналов по искусству, учебных таблиц, готовых изделий самого учителя или других мастеров. Важным элементом наглядности наряду с готовыми или поэтапными образцами является и сам процесс росписи, состоящей из или последовательных этапов, называемых перекрытиями. Эти этапы демонстрируются учителем.

Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в творческую деятельность советов учителя, использование специальной литературы, экскурсии и беседы искусствоведческого характера, посещение выставочных залов, музеев и т.д.

Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по выполнению той или иной творческой задачи. При изучении росписи ткани, по окончании периода ознакомления с основными приемами (нанесение резерва и красителя, перекрытия, снятие резерва) учитель может обратить внимание на индивидуальность, заложенную в каждом учащемся, и опираться на нее в составлении индивидуальных программ. К примеру, на творческое задание по выполнению декоративного панно в несколько перекрытий по собственному эскизу отводится 6 часов. Но кто-то из учащихся за этот период может выполнить и два изделия при этой же поставленной художественной задачи.

krjukova.gif (7087 bytes)

 

Этапы деятельности учителя

 

1. Определить цели и задачи работы.

2. Подготовить материально-техническую базу. Выделить и оснастить помещение для занятий, отвечающее всем необходимым техническим и гигиеническим требованиям (необходимы вентиляция, водопровод, электрические плитки, рабочие столы и т.д.).

Материалы и приспособления:

  • деревянные подрамники разных размеров;
  • пяльцы большого диаметра (20 см и больше);
  • ткань х/б или тонкий шелк натуральный или искусственный, белого цвета;
  • кнопки;
  • красители анилиновые;
  • кисти (белка, пони, колонок) круглые, № 3—8, для резервирующего состава — кисти из щетины, можно искусственные, тонкие;
  • резервирующий состав: парафин, воск, вазелин;
  • емкость для резервирующего состава и для водяной бани;
  • ножницы;
  • бумага для эскизов и оформления;
  • цветные карандаши, акварельные краски для эскизов.

3. Иметь необходимые средства обучения:

  • литература, пособия, журналы, альбом по искусству;
  • раздаточный материал — образцы эскизов, шаблоны, готовые изделия;
  • методические таблицы:
    1. последовательность выполнения материалов горячего батика;
    2. использование дополнительных материалов в горячем батике;
    3. подбор цветов гаммы в горячем батике
    4. горячий батик в дизайне;
    5. имитация горячего батика.

4. Структурировать учебный материал, определить порядок овладения учащимися умениями и навыками выполнения росписи. Наметить индивидуальные программы для отдельных учащихся.

5. Сформировать группу (или группы учащихся), определить уровень одаренности каждого и уровень практической и теоретической подготовки.

6. Занятия проводить в группах не более 10—12 человек. Целесообразнее и продуктивнее проведение занятий по 2 спаренных часа в неделю, по возможности — по 1 часу два раза в неделю. Зачастую в дополнительном образовании курс обучения тому или иному виду искусства рассчитан на два учебных года. В данном случае, я считаю, курс обучения для отдельной группы можно спланировать следующим образом:

1-й год: обучение основным приемам и навыкам росписи, композиционного проектирования; знакомство с общими сведениями о батике, областью применения и т.д.

2-й год: только творческая деятельность под руководством учителя; работа по индивидуальным программам и самостоятельный творческий поиск; участие в выставочной работе.

7. Непосредственно перед началом работ необходимо проведение инструктажа по технике безопасности. Это связано с использованием электроприборов и нагревающихся материалов. Учителем демонстрируются все практические приемы выполнения росписи и тщательно контролируются все действия учащихся.

8. В процессе работы при необходимости возможно прямое вмешательство учителя в деятельность учащегося, если наблюдается явное отклонение последнего от требований технологии. Но в этом случае учителю нужно быть очень осторожным, для того чтобы несвоевременными действиями не разрушить то невидимое глазу, хрупкое состояние, которое возникает внутри каждого художника и которое играет особую роль в формировании личности.

9. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала или когда есть возможность подобрать экспонаты для будущей выставки, объединенные одной идеей: «Пейзаж» в технике «батик», «Великолепие даров природы» и т.д. Все работы отбираются с согласия авторов; выясняется, какие стороны, детали своих работ авторам хотелось бы высветить наиболее четко.

Способы и варианты оформления работ оговариваются организационно всеми участниками выставки, чтобы работы имели общий эстетически завершенный вид.

На выставке должен работать экскурсовод, который сообщает посетителям сведения об экспонатах, дает им художественную характеристику и т.д.

Необходимо, чтобы в роли экскурсоводов попробовали себя все участники группы. Это способствует развитию речи, а также более глубокому пониманию и осмыслению целей и задач искусства и своего собственного погружения в него.

В целом, я считаю, что моя технология способствует формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественным традициям, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Эта технология проста по своим методам и приемам и не требует особых условий для работы, ее можно использовать в любой общеобразовательной школе и добиваться неплохих результатов.

 

Как отследить результаты использования данной технологии

 

Когда возникает разговор об измерении эффективности новой технологии, возникает большой соблазн говорить о безоценочном обучении, но с точки зрения науки процесс обучения не может быть управляемым без обратной связи и оценки. Поэтому я решаю проблему эффективности измерения результатов следующим образом (см. схему).

Различают несколько видов оценочных шкал*:

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо известная система балльных оценок. Если начало отсчета не связано с учеником, не зависит от него, а ученик лишь находится на определенной точке числовой шкалы, то говорят об абсолютной оценочной шкале.

Если же школьник прилагает огромные усилия для выполнения задания, но, тем не менее, его результаты кажутся ниже, чем результат другого, обладающего более высокими способностями, то абсолютная оценочная шкала вступает в противоречие с соображениями педагогического плана. Эта проблема особенно остро встает при обучении подростков. Чувство самоидентичности у подростка получает новое психологическое качество — собственное, глубинное «Я». Подросток боится самораскрытия, и это выражается в опасности внешней оценки.

Поэтому в этом случае уместнее говорить об относительной оценочной шкале. Относительная оценочная шкала предполагает сравнение состояния ученика на данный момент с его же состоянием некоторое время назад.

В моей технологии уместен как раз второй вариант. Творчество всегда индивидуально, и отношение к нему субъективно. К результатам творческой деятельности вообще практически невозможно применение каких-либо числовых характеристик. Но, учитывая тот факт, что технология разработана для применения в общеобразовательной школе, где используется балльная оценочная система, учитель стоит перед необходимостью определить оценку в количественной шкале.

Не будем забывать, что существует также и другие оценочные шкалы — порядковые. Они используются в слабоструктурируемых областях, таких как искусство. Для меня наиболее приемлемыми являются дескриптивные (описательные) шкалы, причем я выбираю два типа: дескриптивная языковая и дескриптивная аналоговая.

Пример дескриптивной языковой оценочной шкалы

Рассмотрим работу ученика.

Отлично владеет техникой росписи, уверен в подборе цветовой среды — очень удачны сочетания таких-то и таких-то оттенков. Создается впечатление теплоты, умиротворенности. Хорошо определен формат работы, использован эскиз, выбранный из предложенной серии. При этом не упоминается, что этот ученик не освоил правил композиции (Никак не научится правильно располагать в листе предметы на ближнем и дальнем плане.).

Искусство — это всегда чувство, а чувство, в принципе, не нормируемо (в отличие от действия). Каждый чувствует по-своему. В последнее время все чаще за рубежом обсуждается способ оценки по дескриптивной аналоговой шкале, или так называемой «папке достижений» (собирание творческих работ разных возрастных периодов, периодов ситуативного характера, например: в момент творческого подъема или не совсем хорошего настроения). Таким образом, собирая такую «папку», ребенок имеет возможность отслеживать свой успех.

Минусы порядковых оценочных шкал — в сложности определения оценки (необходимость экспертов, инструкций), а также сомнения в их объективности, а несомненные плюсы — информативность и содержательность.

*Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии. — 1998. — № 3.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети