Не убить в ребенке Моцарта... (опыт работы с одаренными детьми) Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главная черта творческой личности. Творчество — процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде. Поэтому очень важно для развития личности одаренного человека предоставить ему возможность реализовать свой потенциал.
Современные психологи делят людей на две группы: с конвергентным мышлением и с дивергентным. Представители первой группы считают, что есть только один способ решения возникшей проблемы. Они пытаются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения. Другие, напротив, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. «Веерообразный» поиск, чаще всего приводящий к оригинальным решениям, свойствен дивергентному мышлению. Именно такое мышление присуще творческим личностям. Давайте проследим развитие неординарной личности. Творчество начинается с тайны, с анализа своих мироощущений, с разговора с самим собой. А начать этот разговор помогают уроки литературы. Именно этот предмет не только учит творческому (эстетическому) чтению, вырабатывает навык читательской самостоятельности, дает представление о литературе как виде искусства, но и позволяет открыть душу, позволяет доверить другому человеку свою тайну. А сделать такой шаг в юности особенно сложно. Как же дать выход слову и мысли ученика? В 2000 году мы выпустили первый литературный альманах «Лики души». Начиналось все, казалось бы, обычно: на уроках по творчеству Ф.М. Достоевского я попросила ребят написать страничку из дневника «Право имею?! Все люди делятся на... Старуха! Я ее видел... Который час? Где я? Лизавета... Почему так темно? Я... Там ночь ведь!.. Кричат... Холодно! Пьяные из распивочных... Все люди делятся на обыкновенных и... пьяных. Тьфу! ... И необычных. А я? Пьяные будут выходить в три часа... Нет! Право имею?.. Три часа!!! Как? Уже? А-а-а!!! Я ее убил!.. Голова... Я схожу с ума. Нет!.. Нет, уже сошел... Да! Нет, еще нет. Так сойду!.. Как холодно... Ужас! Почему? Зима? Да, конечно... Холод. Зубы стучат. Меня трясет! Разве зима? Лето, июнь!». Марина пошла очень необычным путем. Человек, пишущий дневник, должен следовать определенной логике. Но разве может Раскольников в этот момент быть логичным и рассудительным? Ведь он балансирует между явью и мраком безумия. Поэтому ученица выбрала своеобразный «поток сознания», определенный «разговорный» стиль. Ее работа отличалась от работ ребят, выполнивших задание стереотипно. Пристальнее всматриваясь в жизнь героев книги, Марина сравнивала их психологическое состояние и нравственные оценки со своим внутренним миром. Девушка поняла, что не такая как все. Поняли это и одноклассники, и Марина осталась одна. И это как бы расширило ее внутренний мир. Появились увлечения математикой, физикой, английским и японским языками. И конечно, Марина писала стихи. Одиночество требовало действий, и Марина стала активной помощницей в создании альманаха. И вот уже первое стихотворение, шероховатое, неуверенное, но наполненное сильным, искренним чувством. Воспоминание о пещерах Марина обладает высоким уровнем интеллекта. Союз творчества и интеллекта дал прекрасный результат: золотую медаль и престижный математический факультет НГТУ. Творческий человек с трудом входит в жизнь, и я рада, что «Лики души» помогли раскрыться Марине. Но это одна из самых благополучных историй. Трагичнее судьба ребят с низким уровнем интеллекта, но высоким творческим потенциалом. Низкий уровень интеллекта в этом случае оценивается только школьными отметками за тот или иной предмет. Но ведь творческий человек принимает общезначимые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. Такие ребята постоянно испытывают дискомфорт из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы. Осознание этого недостатка приводит к комплексу неполноценности и неверию в свои возможности. Для этих учеников особенно важно создать ситуацию педагогического успеха, ведь им тоже есть что сказать людям, миру. Но ребятам с заниженной самооценкой, с проблемами в учебе сложнее довериться учителю, показать самое сокровенное — свои стихи. И вот мы читаем размышления Александра Петенёва, ученика 11 класса, о своей жизни: Жил на земле один чудак. От горьких мыслей Саша движется вперед, к мечте: Недопеть, так докричать. Или Оля Гридина, пришедшая к нам после уроков по творчеству М.И. Цветаевой и моноспектакля Галины Алёхиной, актрисы театра «Красный факел». Робко протянутый листок с неровными строчками: Фантазия на тему М.И. Цветаевой Ненавижу! Вороньим граем, Пришли ребята с душевными травмами. Но их стихи — отдельная история. Публикация таких произведений — своеобразная терапия искусством, лечение кровоточащей раны. Многие из этих ребят не связывают свою взрослую жизнь с литературой, но до сих пор приносят свои стихи, хотя уже год назад прозвенел для них последний звонок. Видимо, они еще не нашли понимания во взрослой жизни, и «Лики души» для них способ разобраться в ней и в себе. Психолог Фергюсон считает, что творческие способности не создаются, а высвобождаются [3]. От рождения у большинства людей есть все внутренние условия для развития своих талантов. Надо только увидеть и понять эти искорки, не убить, как говорил А. Сент-Экзюпери, в ребенке Моцарта. Литература
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |